В главной роли – прима Александровская. Как прошла премьера белорусской оперы, на которую приехал Сталин

21.11.2020 - 09:32

Как прошла премьера белорусской оперы, на которую приехал сам Иосиф Сталин? Об этом рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

В марте 1936 года в газете «Звезда» появляется публикация с опасным названием «О формализме, приспособлении и боязни самокритики». Тикоцкого обвинили в том, что его героическая поэма для баса с оркестром «Буревестник» на стихи Максима Горького искажает замысел пролетарского поэта. После такой критики жизнь композитора могла пойти под откос.

К счастью, Тикоцкого зачистка миновала. Судьба уготовила ему совсем другую роль. В 1936-ом он садится за оперу «Михась Подгорный» – первую белорусскую народно-героическую музыкальную драму.

Ирина Горбушина, кандидат искусствоведения, заведующий отделом музыкального искусства и этномузыкологии НАН Беларуси:
Оперу Тикоцкий мечтал написать всю жизнь. Это была его мечта с детства, еще когда он посещал оперный театр. Дело в том, что в лучших традициях русской композиторской школы, идеалами которой он был воспитан, было создание оперы. Опера воплощала различные идеи, которые были связаны с жизнью народа, с героями. Это тот жанр, который позволял и крупно заявить о себе как о композиторе, и отразить время, эпоху и идеалы этой эпохи.

Подготовка к премьере идет несколько лет. Либретто к опере пишет Петрусь Бровка. С молодым писателем Евгения Тикоцкого еще не раз сведет судьба. Вместе они кропотливо, шаг за шагом оттачивают мастерство большого жанра. И представляют свое творение на суд московских критиков.

Лидия Макаревич, заведующий сектором архивной работы Большого театра Беларуси:
У архіве нашага тэатра есць такі дакумент, які называецца «Гісторыя тэатра». Там есць такі запіс: «Сентябрь 1938-го. Прослушивание Михася Подгорного. Присутствовали: Рейнгольд Глиэр, Самуил Самосуд, Виктор Белый». Аб чым гаворыць гэты запіс? Гэта значыць, што пачынае з’яўляцца свой нацыянальны рэпертуар, і на яго вельмі вялікую ўвагу звяртаюць дырыжоры, кампазітары, рэжысеры, якія працуюць у Маскве.

Март 1939 года. В Москве открывается 18 съезд Всесоюзной коммунистической партии. Именно к этому форуму и приурочили знаковое культурное событие в Белорусской ССР. В Минске перерезали ленту у новенького Театра оперы и балета. На сцене – премьера первой советской белорусской оперы «Михась Подгорный» Евгения Тикоцкого. Событие всколыхнуло всю культурную элиту. Восклицательный знак события – прима Александровская в главной роли.

Ирина Горбушина:
Опера «Михась Подгорный» повествует о судьбах народа во время Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции. В партии Марыси выступала знаменитая Лариса Помпеевна Александровская, это обусловило успех оперы на сцене. Она была очень хорошо принята минской публикой и затем, в 1940 году с успехом прошла на сцене Большого театра в Москве на первой декаде белорусской культуры и искусства.

К первой декаде белорусского искусства в столице СССР готовились всей страной. В высоких кабинетах бурно обсуждался состав участников. Всего в списках «выездных» – более тысячи человек. На подготовку потратили свыше трех миллионов рублей.

Лидия Макаревич:
Менавіта опера «Міхась Падгорны» адкрывала гэту дэкаду. Ужо пасля першай прэм’еры ў газеце «Праўда» была публікацыя, якая проста на ура. Адзначалася, что опера вельмі цікавая, значная, меладычная, яна адпавядала патрэбам таго часу.

Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор НАН Беларуси:
Коллективы поехали самые яркие, которые достигли определенных успехов, народные, оперный театр с оперой и балетом. Поехали оркестры народные, симфонические, индивидуальные музыканты – солисты. В Москве были просто потрясены, что за такой короткий срок, только-только все образовалось – и вдруг такое пиршество! Я бы сказала, пиршество талантов и высокого мастерства.

Декада белорусского искусства гремела на всю страну. Газеты пестрили громкими заголовками. А свежесть и глубина народного творчества заставляли авторитетных критиков пачками выдавать хвалебные отзывы. В Большой на премьеру белорусских постановок заглянул и генсек.

Ирина Горбушина:
Сталин посещал все значимые оперные премьеры в то время, это была его традиция. Он лично слушал, отсматривал спектакли. Опера имела большой успех и у критики, и Тикоцкому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств БССР.

И вновь судьба сводит Тикоцкого и Оловникова вместе. На первой белорусской декаде в Москве звучат первые сочинения юного композитора.

Вера Гудей-Каштальян, кандидат искусствоведения, доцент НАН Беларуси:
Его пьесы звучали в Малом зале Московской консерватории. Так сложилась судьба, так она по линии их вела параллельно – юный 22-летний композитор и уже, можно сказать, мастер, представлявший белорусское оперное искусство в Москве, композитор Тикоцкий.

После закрытия декады – торжественный банкет и награждения в Кремле. На прием к Сталину созвали только избранных. Лариса Александровская стала Народной артисткой СССР, а Тикоцкий получил звание Заслуженного деятеля искусств БССР. Имя белорусского композитора в одночасье пронеслось по всему Советскому Союзу.

Это была не последняя судьбоносная премьера в жизни Тикоцкого. Но планы, как и несколько десятков лет назад, вновь перечеркнула война.

Заставили учиться в медицинском, а в 30-х могли репрессировать. Как начинал карьеру белорусский композитор Евгений Тикоцкий? Подробности здесь.

Loading...


Знаменитый отец никогда не давал поблажек. Сын Владимира Оловникова рассказал, каким семьянином был композитор



В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, каким семьянином был композитор Владимир Оловников.

На конкурсе вокалистов Владимир Оловников встретил любовь всей своей жизни. Молодая, подающая надежды студентка Лариса Илюкович заворожила композитора своим прекрасным сопрано. Больше они не расставались.

Татьяна Демидович, старший научный сотрудник Музея истории театральной и музыкальной культуры:
Он тогда уже был преподавателем, она студентка. Он на некоторых концертах ей аккомпанировал. У нее было красивое сопрано. Там они познакомились, и дальше сложилась их жизнь. Лариса Илюкович очень долгое время работала в филармонии, выступала с концертами по всему СССР, также она заведовала вокальным отделением в Минском музыкальном училище имени Глинки, сейчас это Минский музыкальный колледж имени Глинки.

Супруга композитора часто сетовала, что тот мало уделяет времени семье. Подрастал сын, который решил идти по стопам знаменитого отца. Игорь Оловников – народный артист Беларуси. Его имя хорошо известно в музыкальных кругах. Пианист вспоминает – знаменитый отец никогда не давал ему поблажек.

Игорь Оловников, сын композитора Владимира Оловникова, народный артист Беларуси, пианист:
Отец не считал, что он мне должен чем-то помогать. К сожалению, все окружающие люди думали, что это так. Я все делал сам, но отец меня воспитывал. Говорил, что такое хорошо, а что такое плохо.

Я учился в Московской консерватории, он приехал к ректору Куликову, тот вышел навстречу, в приемную, сразу обрадовался, очень радушно принял. «Вы, наверное, по поводу сына хотите поговорить?» Отец ответил: «Я даже не собираюсь о нем говорить, я просто по делу приехал». Мне было обидно, когда многие считали, что я всего достиг с помощью своего папы.

Заслуженный артист БССР Оловников, несмотря на звания и статус, жил довольно скромно. Никаких служебных машин, дач и прочих номенклатурных благ. Не хотел чувствовать себя «особенным».

Игорь Оловников:
Он не пользовался льготами, боялся, что даже малейший намек на то, что он использует свое положение, очернит его. Эта мораль не была связана с коммунистической идеологией. Это была просто человеческая мораль, поэтому мы никаких льгот не получали там, где могли бы их получить. Он сопротивлялся этому изо всех сил. Это был самый страшный грех у нас в семье, самое страшное преступление, если ты возьмешь что-то.

«Его методы иногда были жестокими». Каким преподавателем и ректором университета был Владимир Оловников? Читайте здесь.