В ларце были замечены статут ВКЛ и карта Христофора Колумба. Чем уникальна галерея Михаила Савицкого в Минске?

18.02.2021 - 09:23

Для современных минчан галерея Савицкого – океан вдохновения. Здесь проходят выставки, собираются на вернисажи и балы. Но удивительно, что культурная жизнь в этих залах началась задолго до XXI века. Чем уникальна галерея Михаила Савицкого в Минске, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

1775-й. Среди прочих камениц в центре губернского Минска упоминается палац. Жизнь этому прекрасному дворцу подарил подканцлер ВКЛ, ясновельможный пан Михаил Пшездецкий. Есть даже версия, что классическая «песня» родилась для визита тогдашнего короля Станислава Августа Понятовского. К роскошному дому прилегали два симметричных флигеля. Там жили слуги, готовили званые ужины для гостей.

Правда, до наших дней дошел только левый. Зато дворцу посчастливилось пережить все войны лихолетья. И хоть следов минской знати немало, палац – один-единственный.

Юлия Ковалева, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы Музея истории города Минска:
В 1799 году у Пшездецких этот дом купили Андрей и Анна Станкевичи. Андрей Станкевич известен как городской аптекарь. Этот дом продавался вместе со всеми приусадебными постройками – это флигели. В одном из флигелей этого дома Андрей Станкевич, вероятно, и разместил свою аптекарскую лабораторию.

Уже у потомков Станкевича дом купил Юрий Кобылинский – это самая интересная личность для музейщиков. У него в коллекции были минералы, старопечатные книги, какие-то археологические находки, предметы искусства, живописи, иконы. Известно также, что он сам реставрировал иконы, ну, и в этом доме он сделал свой музей.

Это судьба. Музей словно перешел по наследству. Галерею Савицкого обожают туристы. 

Но вернемся к страстному коллекционеру – товарищу Кобылинскому. В его ларце были замечены даже статут ВКЛ и аутентичная карта Христофора Колумба. Помнят эти стены художника Яна Дамеля и драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича. Они были хорошими друзьями Кобылинского. Хозяин так «жег» на вечерах юморинами, что его даже прозвали королем лгунов. Стендап-комики точно оценили бы. Шлейф солнца сохранился и сегодня.

Юлия Ковалева:
После Кобылинского дом выкупил минский городской глава Леопольд дель Паце – это был последний хозяин этого дома. У Софьи Ковалевской есть упоминание о том, что жена дель Паце устроила или в доме, или во флигеле магазин французской моды, где шляпки продавали. И уже Леопольд дель Паце продал этот дом мужскому духовному училищу. В конце XIX века здесь размещались классы на несколько комнат, где жили ученики. До 1918 года училище здесь существовало. После революции оно было закрыто, но дальше уже в доме находились разные учреждения государственной власти.

Для старожилов это здание навсегда останется областным военкоматом. Находился он в шляхетских стенах в послевоенные годы. А мы берем саквояж и по взмаху трости возвращаемся в век XIX.

Во дворце Пшездецких были роскошные интерьеры с голландскими печами и уникальными фресками. Фрагменты настенной живописи и печные изразцы обнаружили при реставрации.

Юлия Ковалева:
Они все разные, и в двух залах удалось их сохранить. По рисунку этого зала можно предположить, что когда-то в этой комнате находилась спальня, потому как здесь типичный узор на этом карнизном поясе: изображены младенцы, они как амуры, только у них нет крыльев.

В соседней комнате фресковый узор – это колчан со стрелами и дубовые листья. Можно предположить, что в этой комнате находилась охотничья или оружейная. Охота – это любимое развлечение белорусской шляхты.

В четырех залах сделали реконструкцию, т. е. на том месте, где находились старые фрески, сделали реконструкцию, и они тоже интересны тем, что они абсолютно разные. В одном зале растительный узор, в другом – вариации разных геометрических фигур, а в третьем зале – это рисунок кладки, поверх кирпича, штукатурки художник заново нарисовал еще одни камни только уже такой живописный вариант, такой красивый фронтон.

И хоть мемуаров на память не сохранилось, можно представить, как легким взмахом веера дамы приглашали кавалеров на вальс. Телепортироваться в светскую жизнь и испить чаю по-дворянски можно на первом этаже. Антикварная мебель, картины, посуда и сводчатые потолки передают дух прекрасной эпохи. Когда при свечах музицировали на фисгармонии и декламировали стихи.

Юлия Ковалева:
Это парадная гостиная. Это место для приема почетных гостей, здесь могло не быть даже стульев. Это место, где гости ожидали, пока к ним придет хозяин, и в это время, чтобы им не было скучно, они могли рассматривать разные ценные предметы.

Ровесником этого дома является один из наших экспонатов – это японская напольная ваза. Японский фарфор очень высоко ценили в Европе, и если они разбивались, их старались сохранить. Вот, допустим, эта ваза склеена из 90 фрагментов. Если это был тонкий фарфор, например, какая-то фарфоровая чашечка с красивой росписью, то разбитый случайно фрагмент, осколок могли огранить золотом и носить на шее в качестве медальона.

Шикарную печь и деревянную лестницу восстановили на старинный манер. Поднимаемся на второй этаж и попадаем в мир соцреализма. В 2012-м, когда здесь прописалась галерея героя Беларуси, почетного гражданина Минска, народного художника Беларуси – Михаила Андреевича Савицкого. В его честь обустроили 11 залов. 80 именных полотен. Такой коллекции шедевров нет нигде в мире.

Герои советского времени, инженеры и колхозники, радость и драмы советской эпохи. Биография белорусского народа, личные рассуждения. Все «Человек-глыба» передавал на своих полотнах. Глобальные темы, огромный масштаб.

Чтобы вместить все, даже сделали пристройку ко дворцу. Здесь можно побывать в мастерской и рабочем кабинете мэтра. Посреди красок и полотен – любимые валенки, которые художник не снимал в холодной мастерской, и ящик с инструментами, который Савицкий сделал сам. Талантливый, строгий, глубокий, закаленный, как сталь, жизнью.

Юлия Ковалева:
Самый известный цикл его работ посвящен теме фашистского лагеря смерти, через который он сам прошел, – «Цифры на сердце» в коллекции музея истории Великой Отечественной войны. Он был в трех лагерях: Бухенвальд, Дора-Миттельбау и Дахау. Но у нас представлены два других крупных его цикла. Цикл «Черная быль» посвящен самой крупной техногенной катастрофе в истории человечества это авария на Чернобыльской АЭС.

И два библейских цикла – это Евангельская серия и «Заповеди блаженства» по Нагорной проповеди Иисуса Христа. Это фактически последнее десятилетие его жизни, его больше всего интересовали библейские сюжеты и христианская тема.

Отличный повод сделать субботу культурной и найти музу на месяц вперед. Сюрпризом для минчан станет и выставка «Огни моего города» с твистом на Немиге и эскимо за 28 копеек. Ретроспектива и современные признания в любви от разных художников согреют вас и ваших детей.

Ну, и как в любом старинном здании, привета от приведений не избежать, так что – загадывайте желания.

Юлия Ковалева:
Такая байка внутренняя, что есть комната на втором этаже, в которой, когда проходишь мимо нее, кажется, что шаги замедляются.

Loading...


Около города Помпеи археологи нашли древнеримский церемониальный экипаж



Новости Италии. Уникальная находка археологов. Древнеримский церемониальный экипаж недалеко от Помпеи был погребен вместе с городом в результате извержения вулкана в 79 году нашей эры, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Почти идеально сохранившаяся четырехколесная повозка, сделанная из железа, бронзы и олова, была найдена возле конюшен старинной виллы.

Помпеи – одна из самых популярных достопримечательностей Италии и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Организованные раскопки там начались примерно в 1750 году.