В них были зашифрованы древние символы кривичей. Как дубровенские мастера создают уникальные свистульки

30.11.2020 - 12:32

Анастасия Макеева, корреспондент:
Ими зазывали весну, задабривали урожай, а голубую глину считали целебной. Сегодня мы отправимся в Дубровно и узнаем, почему же там свистульки не потеряли своей силы по сей день.

Оршанское Приднепровье издавна славилось гончарством. В XVIII веке дубровенские мастера наловчились создавать уникальные игрушки-свистульки в технике черного дымления. В них были зашифрованы древние символы кривичей, ведь глина – стихия земли, которой поклонялись наши предки.

Ольга Алексеева, руководитель клуба народных мастеров «Дубрава»:
Это у нас вершник конь с всадником символ солнца, огня. Ярило это оберег для домашнего хозяйства. Его использовали на праздник Юрия, выгоняя скот, впереди шел пастух и свистел в такой свиток.

А у вас форма барашек. Баран – это символ добробыта и достатка в семье.

О волшебстве свистулек Ольга Алексеева знает не понаслышке. Ее прадед был знатным печником и умельцем. Вместе с глиняными соловьями в дом прилетало счастье и благополучие. Оберегами они были и для детей. По свисту родители могли легко отыскать маленьких проказников.

Вообще у дубровенских мастеров сегодня около 16 ярких образов. Игрушки-свистульки изображают не только животных и птиц, но и колоритных кавалеров и паненок, красавиц с длинными косами, обаятельных богатырей и гармонистов. 

Ольга Алексеева:
Наша игрушка-свистулька дубровенская выразительная, на всем Поднепровье такой формы мы не встретим. Когда у птички обтекаемая, архаичная форма заканчивалась, у нее обязательно был хохолок, небольшой надрез. Вот этим приемом узнавалась наша дубровенская игрушка. Ножки были вытянуты из общей формы, получались такие вот уступы. Когда игрушка падала, она, конечно, не разбивалась.

А еще дубровенские свистульки с особым трепетом называют морочевскими. Связано это с настоящей феей Анной Стефановной Морочевой. Чудо-мастерица влюбила ремесленников в архаичную пластику. А на Пасху раздавала свои красивые цацки детям. К слову, новое поколение и сегодня не остается в стороне и с удовольствием ходит на кружок по гончарству. Вот и сейчас на наших глазах рождается всадник.

Ангелина Романович:
На глине выкладываем разные цветочки, соломинки и получаются очень красивые украшения. Некоторые поделки я выставила на конкурс, и сейчас будут выясняться результаты.

Наталья Алексеева:
Занимаюсь лепкой глины с детства. Мне интересна история нашего края Дубровенского. Когда кликание весны и Масленицы, мы используем наши цацки, свистульки.

Народное искусство сегодня представляют восемь мастеров Витебщины. Недавно глиняные шедевры вошли в шкатулку нематериальной историко-культурной ценности. Так что будете в путешествии, найдите минутку побывать в центрах ремесел. В каждом уголке свои традиции и техника. Но то, что свистульки стали белорусским брендом, который связывает нас с предками и приносит в дом солнце – факт.

Ольга Алексеева:
Так как наш город стоит на Днепре, то посредством пути «из варяг в греки» игрушки дубровенские преодолевали путь по водному пространству, они могли быть как в Смоленске, Москве, в музее этнографии Санкт-Петербурга, там находятся именно вот эти морочевские парочки.

Loading...


Посреди соснового леса – типи, юрты, шаманские танцы. Необычная усадьба в Борисове, где живут сибирские хаски



Анастасия Макеева, корреспондент:
90 км от Минска и вы в гостях у кочевых племен и хаски.

Посреди соснового леса типи, юрты, шаманские танцы. Как на Борисовской земле прописался караван традиций? 

Виктор Ларин, владелец усадьбы:
Этот подарок судьбы в свое время уничтожил 500 сортов фиалок, после чего мы передумали заниматься цветами и начали заниматься собаками.

Юлия Красная, владелица усадьбы:
Завели старшему сыну хаски. Она съела действительно весь дом, наш мозг начал работать. Мы создали вот такой проект дом кочевника. И теперь у нас не только одна хаски, теперь у нас уже десять. Связались с нашими родственниками в Средней Азии, они помогли связаться с коллегами из Монголии. И вот потихоньку мы стали собирать экспонаты.

Так и вырос экзотический город. Отправляемся в гости к монголам. Испокон веков этот народ занимался животноводством. И даже несмотря на то, что они входят в тройку лучших наездников мира, в шахматах вместо фигурки коня любимый верблюд. Как только у него заканчивался подножный корм, переезжали на новые молочные места. Разобрали юрту и вперед.

Джамбул:
Если детей в юрте станет больше, что будут делать взрослые, ставить вторую юрту? Нет. Они будут расширять вот эту юрту. Здесь все связано только веревками, поэтому очень легко развязать и немножко изменить конструкцию. В современных юртах стоят печки, а в старину вместо печек в центре было место для костра.

В XXI веке в юртах есть все гаджеты, но традициям не изменяют. Не дай бог, вам наступить на порог. Оскорбление ниже плинтуса. Юрта строго делится на мужскую и женскую половину. И пока юноша не построит жилище сам, о женитьбе может не мечтать.

Джамбул:
В каждой юрте есть солнечные часы. Это 12 символов восточного календаря змея, дракон. Как они работают до сих пор? Первые лучи попадают на овцу, когда раньше не было часового измерения, был час овцы.

Внутри все расписано яркими красками, в степи по ним жажда. Светло-оранжевый поклон солнцу, дань буддизму. 

Джамбул:
На вас я сейчас надел праздничный головной убор моей жены. У монголов более 100 головных уборов, они не имеют названия, но каждый головной убор предназначен для определенных дел.

Путешествие вокруг света продолжаем в индейском типи. Кстати, в Северной Америке это не диковинка, племена там кочуют по сей день. Раньше пирамиды из деревянных шестов были покрыты шкурами оленей и бизонов. Передвигались в типи только по часовой стрелке. Женщинам отведена южная сторона, мужчинам северная. А в 7 лет мальчики уже считались взрослыми и ходили с отцами на охоту. За каждый подвиг вождь вручал по перу, так что по венцу можно было судить о храбрости.

Апони:
Огонь в типи горит всегда: и днем, и ночью. Ночью за огнем следила самая пожилая женщина в семье: это бабушка или прабабушка. Она играла вот на таком музыкальном инструменте это калимба.

Не юрта, а арктическое царство. По легенде, могучий Чысхаан явился из Северного Ледовитого океана и принес с собой жуткий холод. Однажды его очаровала девушка. Искры от любви залетали в каждый дом и дарили тепло. Но с первыми лучами солнца Чисхан растаял. Так красавица превратилась в северную звезду, которая каждый новый год ждет встречи с любимым.

Чысхаан:
Дети приходят и спрашивают, как меня зовут. Сразу начинается «чизкейк». Вообще Чысхаан это полубык, получеловек, считается, что вся сила Чысхаана заключается в рогах. Чем больше у Чысхаана рога, тем крепче морозы.

Пованговать на будущее поможет и друг камней шаман. В его тюркской юрте ритуальные танцы не соскучишься. Аутентичный алтайский бубен из дерева и кожи оленихи защитит от всего плохого.

Лелекай:
Обратите внимание на саму ручку, на что похоже? На человека. Данный человечек правильно называется тотем. Он признан защищать шаманов от злых духов.

Каждому шаман дарит ленточку. Повяжите ее на волшебном дереве, задобрите наступающий. Если повезет с погодой, можно устроить покатушки на нартах. В свое время на Аляске северные друзья поставили рекорд в 18 км без остановки. 

Виктор Ларин:
Ни для какой охраны, службы они не способны. Кто угодно, зайдя на территорию, собаки его оближут с ног до головы, помогут еще вынести все имущество и будут служить верой и правдой новому хозяину.

Чукчи, эскимосы брали их с собой на ночлег для того, чтобы согреваться в лютые морозы.

Вперед за приключениями!