«В оркестровой яме у меня был свой уголок: книжки, игрушки». Главный режиссёр Большого – о детстве и как был Фросей Бурлаковой

05.03.2019 - 13:18

5 марта – юбилей у замечательного, выдающегося человека. Именно в этот день главному режиссёру Большого театра Беларуси Михаилу Панджавидзе исполняется 50 лет. Почти 10 лет он творит именно в Большом. В день своего рождения Михаил Александрович заглянул в студию.

«Мышь» – раньше, «Князь» – позже». Михаил Панджавидзе рассказал о премьерах в Большом

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – главный режиссёр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь – Михаил Панджавидзе.

Каким Вы помните своё детство?

Михаил Панджавидзе, главный режиссёр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
Ребенок был театральный, в буквальном смысле, что называется, родился в театре. Творческим людям свойственно, чтобы долго не терять форму, они быстро уходят из декрета, поэтому меня младенцем притащили обратно в театр, откуда мама отлучилась. Я помню себя с детства, в оркестровой яме у меня был свой уголок, там были книжки, игрушки. Там было очень тепло, потому что я почему-то помню, что было на улице холодно, хотя Ашхабад город южный. Я сам родом из Туркмении. Но я вот помню, когда были холодные, зимние вечерние репетиции, это был самый кайф, потому что там возле батареи, возле контрабасистов я там засыпал, было очень тепло. Меня ещё дядя Лёня, наш контрабасист, так прикроет чехлом от контрабаса. Здорово было, честно говоря.

Вы жили в Ашхабаде, от этого восточного двора Вы переезжаете в Москву, потом – в Минск. Почему такая география переездов и как она вам далась?

Михаил Панджавидзе:
Да это я ей дался, а не я ей. Я, честно говоря, ещё в Москву какое-то волеизъявление с моей стороны было и то на уровне согласия, потому что я не хотел никуда ехать. В консерваторию я не поступил, я был скрипач и мечтал поступить в консерваторию, но что-то у меня не срослось. Я решил, что не поеду, не готов я, не тот у меня уровень, я не поехал. А на следующий год, я ж хотел режиссёром быть, мечтал, да я как-то уже и не мечтаю. Говорили, ну поезжай. Я поехал, ну, а что я теряю, всё равно Москва. Возьмут не возьмут. Я уже женился, у меня ребёнок даже был. Я чего-то поехал, взял и поступил. Дальше меня уже совсем жизнь спрашивать перестала, потому что Союз развалился и ехать уже обратно было некуда. В Москве уже как бы и остался, и семью перевёз. Привыкли, немножко ассимилировались, учёба закончилась. Надо было куда-то идти работать, пошёл, чего по мелочи ходить, в Большой театр России. Фрося Бурлакова, натурально. Вот объявление висит: «Берут в стажёрскую группу. Режиссёры. Дирижёры». Я думаю, ну что я теряю. Пойду не пойду, повешу дома диплом, что учился в ГИТИСе. Пришёл взяли. Тоже работал, работали и пригласили в Казань поставить спектакль, поставил. И вот Слава оказался в Казани: «Приезжай, там есть свободное место». Я и приехал, меня пригласили главным стать, вот с тех пор я здесь почти 10 лет.

Режиссёр Большого о «Саломее» : «Есть дети нежеланные, а этот и желанный, и любимый, но какой-то несчастный»

Люди в материале: Михаил Панджавидзе
Loading...


Анна Фокина: «Белорусский балет сейчас – это стремительное движение вперёд»



На пуантах непрофессионалам даже стоять сложно. А уж сделать даже простейший балетный шажок – и подавно трудно, рассказали в одной из серий проекта «Я шагаю по стране». Это наши профессионалы, наши балерины делают это грациозно. Благодаря их мастерству, на постановках – всегда аншлаги!

Овации нашей труппе устраивали в Норвегии, Испании, Японии, Турции — трёх десятках стран, гастроли длятся месяцами. Белорусский балет – тоже бренд нашей страны! А в обновлённом здании театра он и вовсе – семимильными шагами развивается. В 2009 году завершилась масштабная реконструкция этого грандиозного сооружения.

У Анны к нему отношение особое — во время войны её дедушка освобождал Минск, в том числе, отбивал у фашистов здание театра оперы и балета.  

Анна Фокина, ведущая мастер сцены балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
Белорусский балет, на мой взгляд, сейчас – это стремительное движение вперёд. Новые современные возможности, которые у нас есть – это и современная сцена и так далее – это способствует развитию и продвижению новых постановок.

Лариса Филипповна здесь уже полвека — заведует производством костюмов. В зрительном зале она обычно по работе — проверяет, как всё смотрится, но и на премьеры ходит. И часто слышит вопрос: «Лишнего билетика не найдётся?» Не то, что в переломные 90-ые.

Лариса Мельник:
Тогда ж не было денег, нечего было купить, обеспечить себя, свою семью и продовольствием, и товарами. А сегодня люди хорошо зарабатывают, хорошие деньги. Смотрите, у нас ВИП-ложа есть. А это самая дорогая, такого у нас раньше не было. Люди повзрослели, стали побогаче и по-моему хорошо сюда приходят.  

Спектакль окончен, овации стихли, и поздним вечером отсюда, через служебный вход, выходят сотрудники.

Это место мало кто видел, а вот вид с этой стороны знаком не только каждому белорусу, но и гостю страны. Как известно, театр начинается с вешалки. Но до неё ещё нужно добраться. Вот по этим ступеням.

21 шаг по ним нужно сделать, чтобы прийти в храм искусства. Величественное и красивое здание стало знаковым с момента возведения в 1939 году.