«В перечень вошли 9 укрупненных позиций». Какую одноразовую посуду будет запрещено продавать с 1 января 2021 года в Беларуси

18.12.2020 - 11:31

Эпоха одноразовой посуды подходит к концу. Пластиковые приборы и емкости – от вилок до стаканчиков – с 1 января запрещены к продаже в объектах общественного питания.

Михаил Жигало, начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ:
В целях минимизации негативного влияния пластиковых изделий на окружающую среду в Республике Беларусь с 1 января 2021 года вводится запрет на продажу и использование в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды.

Кроме того, будет запрещено продавать одноразовую пластиковую упаковку для пищевых продуктов – контейнеры, коробки, ланч-боксы. Исключение – упаковка для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий. А вот отделы кулинарии запрет не коснется.

Михаил Жигало:
На основании детального анализа посуды в упаковке в секторе общественного питания на сегодня в перечень вошли 9 укрупненных позиций из 10, а это тарелки, стаканы, чашки, вилки, ложки, ножи, палочки для размешивания напитков, трубочки и упаковка.

К началу этого года на одного белоруса приходилось 25 килограммов полимерных отходов. Процесс заботы об экологии запущен, пластика в нашей стране с нового года станет меньше. Причем, каждый из нас может повлиять на ситуацию. Как вариант, носить с собой кружку для напитков, использовать тряпичные сумки и авоськи, бумажные пакеты.

Михаил Жигало:
Запрет не будет распространяться на изделия и предметы, изготовленные из бумаги, картона, дерева и иных природных материалов, также запрет не будет распространяться на изделия-предметы, изготовленные из комбинированных материалов. В рамках анализа, который запланирован на первый квартал 2021 года, министерством будет также усилен контроль на аналитические мероприятия, на предмет соблюдения данного запрета. В случае выявления фактов в установленном законодательством порядке будут приниматься меры административного воздействия на субъекты.

Тренд на экологичность – один из главных в мире. Присоединиться несложно – достаточно найти альтернативу пластику. Так, проблема загрязнения планеты станет чуточку меньше.

Люди в материале: Михаил Жигало, Диана Лещенко
Loading...


Биоразлагаемая упаковка: маркетинг или действительно забота о природе?



Быть экологичным и отказываться от привычных полиэтиленовых пакетов – модно. Так многие отдают предпочтение упаковкам с пометкой «биоразлагаемый», думая, что заботятся о природе. Но так ли это или это еще один маркетинговый ход?

Екатерина Ботян, заведующая отделом обращения с отходами РУП «Бел НИЦ «Экология»:
Население неправильно понимает понятие биоупаковки. Биоупаковка в первую очередь позиционирует себя как компостируемая упаковка – упаковка, которая способна разлагаться. Это не совсем так, на самом деле на сегодня в стране есть три вида биоупаковки.

Это компостируемая, биоразлагаемая и биоосновная упаковки. Например, компостируемая упаковка изготавливается из растительного сырья, для разложения которой необходимы специальные условия. При этом, надо быть честным, производство любой упаковки оставляет свой экологический след – воздействие на окружающую среду.

Дмитрий Гриншпан, доктор химических наук, профессор:
На мой взгляд, биоразлагаемые – это те, которые разлагаются в окружающей среде под действием воды, солнца, ветра, какого-то ограниченного времени. Это природные полимеры.

Пока «зеленые» инициативы борются за упаковки на биологической основе, есть и такие производители, которые используют гринвошинг – это ложное экологическое позиционирование компании. Так пакет с пометкой «био» не может быть бесплатным в супермаркетах, а привычные бумажные стаканчики покрыты внутри пленкой, чтобы сохранить содержимое.

Дмитрий Гриншпан:
С целлюлозой работаем, но по безсероуглеродному процессу, абсолютно нет никаких экологических выбросов. Работаем много с крахмалом, с производными целлюлозы. Все они экологические, биораспадаемые. Это возобновляемое сырье с неограниченной сырьевой базой.

Современные проблемы требуют инновационных решений. Так стремление сделать упаковку экологичной показало – возможно все. В технопарке на базе химического факультета Белгосуниверситета были созданы альтернативные, действительно «зеленые» упаковки.

Дмитрий Гриншпан:
Нашлась такая идея, чтобы сделать пакет экологичным, биоразлагаемым, но «чаинки» чтобы в рот не попадали.

Мыслить глобально, а действовать локально. Мы попробовали эко-конфеты с быстроразлагающейся упаковкой. Обертка с виду напоминает обычную бумагу, но не особо влияет на вкус, разлагаясь во рту и растворяясь вместе с желатиновой сладостью.

Дмитрий Гриншпан:
Мы сейчас уже получили образцы для холодной воды, сейчас хотим получить образцы для горячей. Есть пакетики для чая, они из синтетических полимеров.

Любители «чаевничать» забеспокоились: привычные пакетики чая тоже наносят вред. Разработанная упаковка для листового чая растворяется в воде, тем самым все содержимое оказывается в кружке. А вот и другие варианты эко-упаковки: здесь уже листья чая не попадают в чашку, а напиток заваривается обычным способом, только с использованием специального материала.

Природа не прощает ошибок. Но как распознать эко-дружественный пакет среди бизнес-проектов с пометкой «био»?

Екатерина Ботян:
В первую очередь нужно знать существующие маркировки сертифицированных продуктов, их на сегодняшний день в мире 30. Обычно когда вы видите какой-то обозначающий знак – это «Листок жизни», «Северный лебедь», всегда под этим значком будет и номер персонализированного сертификата, который выдали этому предприятию.

Главное – это цикличность, использование эко-тары многоразово. Доброе дело без награды не останется. Живите экологично.