Валентин Елизарьев: я сочинитель, но я никто без исполнителей

04.11.2017 - 20:30

Антон Кравченко, заслуженный артист Республики Беларусь, исполнитель роли Спартака в балете «Спартак»:
Если спросить, что такое белорусский балет у любого человека в мире, он скажет – это Елизарьев.

Николай Цискаридзе, народный артист России, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург):
Знаю я Валентина Николаевича с самого детства, как стал интересоваться балетом.

Ирина Еромкина, заслуженная артистка Республики Беларусь, исполнительница роли Фригии в балете «Спартак»:
Этот человек дал начало тому, чтобы белорусский балет узнали во всем мире, он его, как ребенка, растил, поднял и отправил в мир, в свет.

Раду Поклитару, хореограф, заслуженный деятель искусств Украины:
Это тот человек, который подарил мне профессию, я надеюсь, на всю оставшуюся жизнь. Я хореограф только потому, что учился у Валентина Николаевича.

И в каждом движении он! С тех самых пор, как после учебы в Ленинграде полный решимости появился на большой сцене Минска. Тогда молодой мастер из Баку планировал подарить жизнь одной единственной постановке – «Кармен-сюита». И в 26 стал главным балетмейстером Белорусского театра оперы и балета.

Валентин Елизарьев, народный артист Беларуси и СССР, балетмейстер, хореограф, педагог:
Когда ты приходишь со своим дипломом на работу, и у тебя сразу 100 человек в подчинении, очень сложно. Только методом проб и ошибок я продвигался вперед и, наверное, это большая школа жизни вот так научиться работать с людьми, увлечь их работой и стать не только административным, но и художественным лидером, чтобы тебя уважали, наверное, можно только доказав, что ты можешь работать с этими людьми, показать их достоинства природные.

Его подход стал началом новой истории, или золотого века белорусского балета длинною в 35 лет. Десятки уникальных постановок как в Беларуси, так и за рубежом. Ему рукоплескали и им восхищались ведущие мастера сцены всего мира, его боготворила сама Майя Плисецкая.

Валентин Елизарьев:
Вдохновляют больше всего люди. Женщины. Здесь никуда не денешься.

Удивительная сложность, эмоциональность, легкость в мыслях и движениях артистов, которую и сегодня исповедует Елизарьев, принесла ему звание народного артиста СССР и балетный Оскар – премию «Бенуа де ля Данс».

Валентин Елизарьев:
Люди очень чувствуют, когда с ними работаешь, когда увлекаешь их работой, они делают чудеса сами. Они становятся сотворцами.

Светлана Захарова, народная артистка России, прима-балерина Большого театра России и театра «Ла Скала» (Италия):
Не каждый имеет способность и талант всю свою энергию, все свое внутренне богатство дарить людям, дарить артистам.

Ирина Еромкина:
Все балеты Валентина Николаевича обязывают к тому, чтобы идеально выглядеть, всегда быть в форме, там не выйдешь просто так, как говорят, в полножки не станцуешь.

«Сотворение мира», «Щелкунчик», «Жизель» и еще два десятка работ – каждая ему снилась, каждую он видел по-своему. Они живут на сцене и в сердцах зрителей до сих пор, пусть и покинул маэстро большой театр 8 лет назад. Его «Спартак» будоражит сердца уже 37 лет. И символично, что именно этот балет, вернее, его обновленную версию – символ яркой жизни через борьбу – Валентин Николаевич решил подарить любимой минской публике в свой юбилей.

Олег Еромкин, заслуженный артист Республики Беларусь, исполнитель роли Красса в балете «Спартак»:
Не просто репетировать спектакль, а ты репетируешь его с человеком, который его поставил. Он много подсказал, поправил. Отредактировал.  Настолько глубоко и высокотехнически выстроены, что ты танцуешь и испытываешь удовольствие.

Антон Кравченко:
Он видит такие нюансы, моменты, которые другие не замечает. И в этом самое важное. То, что подскажет Валентин Николаевич, никто не сможет подсказать.

Валентин Елизарьев:
Я очень хорошо знаю, что добиться каких-то вершин можно только общими усилиями. Потому что я сочинитель, но я никто без исполнителей. Тем более что чем талантливее исполнитель, тем выгоднее смотрится твое сочинение.

Поэтому целая звездная балетная россыпь, отложив все другие дела, блистала на сцене минского Большого в день рождения маэстро. И пока не смолкали аплодисменты, казалось, что мировой классик Елизарьев вернулся к родным подмосткам.

Валентин Елизарьев:
Откуда у вас такой вопрос, что я вернулся?! Мало иметь собственное желание, нужно, чтобы желали и другие. Это какой-то взаимный что ли должен быть процесс. Я получил приглашение сделать два юбилейных вечера. Точка.

И, кажется, только времени подвластно изменить точку на запятую или многоточие.

Loading...


«Билеты продавали с условием, что ты купишь ещё несколько на оперу. На самую неходовую». Ажиотаж на балеты Елизарьева царил в 70-ые



70-ые годы стали настоящим «золотым веком» в истории Большого театра Беларуси. Сумасшедшие аншлаги, километровые очереди в кассы, билеты только по блату, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Надежда Бунцевич, музыкально-театральный критик:
На балеты Елизарьева был просто ажиотаж. Билеты купить было невозможно. И продавали их в кассе только с тем условием, что ты купишь одновременно ещё несколько билетов на оперу. На самую неходовую. Ты можешь туда не идти, но главное, что ты билеты купил.

Слава про белорусский балет гремит на всю необъятную страну. В эпицентре культурной жизни Минска – молодой балетмейстер Валентин Елизарьев. 

Валентин Елизарьев, художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР, профессор:
1973 год: я только окончил Ленинградскую консерваторию, балетмейстерское отделение, и меня с третьего курса ещё консерватории выслеживал бывший наш министр культуры – Юрий Михневич, замечательный человек. На третьем курсе я получил премию на всесоюзном конкурсе, а здесь, наверное, искали человека, который бы возглавил труппу. Поэтому так получилось, что меня распределили на Республику Беларусь. И 10 октября 1973 года я начал свою деятельность здесь.

Людмила Бржозовская, народная артистка Беларуси:
Началась эпоха Елизарьева, когда он приехал к нам в театр. Он был такой же молодой, как и мы сами. Это его были, можно сказать, первые шаги в большом искусстве.

Первый его спектакль был «Кармен-сюита» у нас. Этот спектакль живёт до сих пор, и я его передаю четвёртому поколению.

Дерзкий, непоколебимый и бесконечно преданный делу. Казалось, амбициозному хореографу удалось немыслимое – достучаться до зрителя. Вмиг «искусство не для всех» уходит в массы – на его постановки люди будут штурмовать кассы. 

Валентин Елизарьев (архивная видеосъёмка):
Очень ценю исполнителей, которые совершенно разные в одной и той же партии.

Наталья Хараброва, начальник костюмерного цеха Большого театра Беларуси:
С приходом даже Валентина Николаевича Елизарьева, конечно, что касается балета, он вырос многогранно. И нам было очень интересно работать, потому что это была такая свежая струя. Это было настолько интересно работать. Эти спектакли в его постановке, которые даже сейчас идут, через такое количество, и они не устарели.