Владимир Прокопцов о Елене Аладовой: «Я беру с неё пример и хочу, чтобы я оправдал доверие»

28.08.2020 - 16:35

Какие были последние годы жизни Елены Аладовой, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

К ее слову прислушивались, а искусствоведческое чутье ни разу не подводило. Не имея специального образования, она стала в один ряд с именитыми искусствоведами Союза.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Она была искусствовед-практик. Она сделала для искусства, для нашей национальной культуры, изобразительной культуры в том числе, больше, чем мы все искусствоведы-теоретики вместе взятые.

Радослава Аладова, дочь Елены Аладовой:
Она была человеком преданным делу, ведь отчего она так тяжело и страшно болела? Она поехала в Москву, правительство выделило деньги и разрешило сделать закупки. В дороге случился жуткий грипп. Она приехала сюда, и у нее уже был полиартрит – еле-еле отходили. С тех пор она стала прибаливать, ей стало уже трудно.

В 72-ом уходит из жизни любимый муж, то и дело напоминают о себе старые болячки – все это подкосит Аладову. Мысли о пенсии все чаще посещают директора. Встал вопрос преемника.

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
Дом без фундамента – не дом. Вот фундамент заложила и музею, и коллективу. Продолжил его Юрий Александрович.

Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Бразды правления передала Юрию Александровичу Карачуну. Она видела, что это тот человек, который достоин.

Музей для Аладовой – родной дом. В 77-ом, после выхода на пенсию, она не распрощалась с ним, а продолжала работать в качестве консультанта. Каждое утро заходила в кабинет к новому директору, слушала последние новости, устраивалась с чашкой кофе на диване и наблюдала, как бегает молодежь, которая ее не узнает.

Алиса Наркевич, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1960-1985 г.):
Когда Елена Васильевна заболела, когда ей трудно было ходить, она из последних сил приходила в музей и консультировала. Просто садилась в центре зала и, мне кажется, вдохновлялась.

Вальмен Аладов, сын Елены Аладовой:
Она не могла без этого. Это был ее дом родной. Мы искали квартиру для мамы, которая была бы поближе к музею. Она дышала этим воздухом.

Надежда Высоцкая, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1964-2006 г.):
Традиции Аладовой уходят, музей должен носить ее имя, она этого заслуживает.

Своему времени – свои герои. Владимир Прокопцов – новое дыхание в Национальном художественном. День директора расписан по минутам. Стройка, ремонт, организация выставок.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси:
Елена Аладова с небес смотрит на меня, пальчиком показывает, кивает. Другой раз слышу: «Володя, ты смотри там, управляй-управляй, но не слишком дёргай». Признаюсь, я беру с нее пример и хочу оправдать доверие.

2019-й – юбилейный для музея. За эти восемь десятков лет коллекция пополнилась тысячами картин. Сегодня это порядка 30 тысяч произведений искусства. Как и десятки лет назад, вновь встал вопрос – музею нужны новые залы.

Владимир Прокопцов:
Наш музей сейчас очень активно переживает свое второе рождение. Строится музейный квартал с новыми музейными технологиями, будет у нас и арт-кафе, и музейный киоск, и будет возможность развития инфраструктуры, которой сейчас нет. Одним словом, это будет современный на европейском уровне музей.

Аладова – герой своего времени. В разрушенном послевоенном Минске, среди пепла и людского горя, она ценой титанических усилий воздвигла уникальный музей. Всеми правдами и неправдами собрала под одной крышей мировые шедевры искусства. Ее фамилия наводила страх на музейщиков Москвы и Питера, а имя открывало любые двери. Ее любили и ненавидели, а она несгибаемо шла к своей мечте, положив на плаху искусства личную жизнь.

Алиса Наркевич:
Она просто женщина-легенда. И так хочется, чтобы ее помнили, все помнили, потому что то, что она создала, это что-то необыкновенное для нашей республики.

Ирина Назимова, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1957-1990 г.):
Чистейший человек, очень устремленный, очень деятельный, который всю свою жизнь посвятил искусству.

Ежедневно музей посещают тысячи человек, а в книге почетных гостей – сотни хвалебных отзывов. Но никто даже не задумывается, каким был бы этот храм искусства, если бы не Елена Аладова. Ее безудержная страсть и жертва ценою в жизнь.

Радослава Аладова:
Когда мама умирала, я там сидела. Я ей говорю: «Мама, не расстраивайся, потом твоим именем музей назовут». «Ничего из этого не будет», – она мне сказала. И я теперь всегда думаю: «До чего же она была всегда мудрая».

Сегодня имя Аладовой больше не гремит на всю страну. О ней не пишут книги и не снимают фильмов. Единственное, что напоминает о великом директоре – шильда перед входом.

Но эти стены, как и полвека назад, помнят ее тихие шаги, рамы хранят тепло рук, а в коридорах эхом раздается дерзкая фраза: «Не помогут притиранья, коль, мадам, вас съела моль». Над ее разгадкой многие бьются по сей день.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.