«Водитель не включил счётчик – пассажиру можно не платить». Что нужно знать во время поездки в такси

04.06.2019 - 14:34

Счетчик не включил – деньги не получил. Пассажир в праве отказаться от оплаты поездки в автомобиле с выключенным таксометром. И еще одна хорошая новость: меморандум о сдерживании тарифов во время проведения II Европейских игр подписали 17 диспетчерских служб.     

Недобросовестные водители такси не должны уронить имидж Беларуси как гостеприимной страны. Пассажиры также должны знать и выполнять правила поездки.   

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси – Инна Гаврильчик.  

Недовольство по поводу тарифов на услуги такси – самая распространенная тема. В социальных сетях люди пишут свои истории, как их таксист встретил, как подвез, а потом вот такая сумма, откуда это взялось? Неужели правда: не включил счетчик и можно выйти и не платить?       

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:   
Совершенно верно. Если автомобиль заказан не с помощью электронной информационной системы, для этих случаев это правило не работает, то тогда, если не включен таксометр, пассажир имеет право не платить за поездку, встать и выйти.   

Почему таксисты не включают таксометр? Почему люди не спрашивают: почему у вас выключен таксометр?  

Инна Гаврильчик:  
Как-то наши людей, к сожалению, не спрашивают. Мы настоятельно рекомендуем, чтобы они это делали и мало того, не просто спрашивали, но и еще знакомились с той информацией, которая обязательно должна быть в автомобиле такси, а это как раз информация о том, сколько стоит посадка, сколько стоит простой, сколько стоит 1 км (и днем, и ночью может разниться такая стоимость). На эту информацию мы рекомендуем настоятельно обращать внимание, пассажир должен видеть эту информацию. К сожалению, таксисты пользуются такими уловками, когда эту табличку вешают на зеркало заднего вида, и она во время движения переворачивается. По тем жалобам, которые мы видим, она, к сожалению, почему-то всегда перевернута. Потребитель не может догадаться, какая информация там висит, но если он садится в автомобиль и никакой информации о стоимости нет, информации о водителе он не видит, я рекомендую от такой поездки отказаться, либо спросить у водителя, чтобы он предоставил эту информацию, потому что по тем жалобам, которые мы видим, как раз из-за не доведения информации до потребителя и происходит большое количество конфликтов.       

Если доказать, что информация не была предоставлена, тоже можно не платить, как в случае с невключенным счетчиком?

Инна Гаврильчик:
Нет, такого правила нет. Но в данном случае можно обратиться в контролирующие органы, это, например, местный исполнительный орган власти, на территории которого произошел случай, либо в Министерство транспорта и коммуникаций, который тоже контролирует этот вопрос. Если здесь будет доказано и установлено, что надлежащая информация не была предоставлена – это нарушение прав потребителей, и это влечет административную ответственность по статье 12.17.   

Я думаю, что вы в интернете видели недавний случай, когда пришлось за очень короткую поездку заплатить просто «астрономическую» сумму. Пассажир не мог предположить, что посадка либо стоимость за 1 км будет такой огромной стоимости.

Ценообразование свободное, таксисты имеют право устанавливать цены. Здесь нужно пассажирам, потребителям, нужно быть начеку и предварительно знакомиться с ценами. К сожалению, не все таксисты ведут себя добросовестно и устанавливают вот такие цены.   

В каких случаях водитель такси может высадить пассажира?

Люди в материале: Инна Гаврильчик
Loading...


Как не попасться на уловки продавцов некачественных товаров? Объясняет юрист



Обвели вокруг пальца? Забрали последнее? Продали некачественный товар? В современных реалиях таких историй тьма. Но еще больше вопросов – как бороться с незваными гостями?

Александр Костюкевич, юрист:
Ремонт окон, вентиляции, газодымоудаление, они меняют нам пожарные извещатели, навязывают множество услуг, потому что их действия формально не образуют состав преступления. Он предлагает, мы согласны, договор подписали, каких-то критериев по уменьшению стоимости на законодательном уровне не предусмотрено, свободное ценообразование вот этим они пользуются.

Любой каприз за ваши деньги. Фирмы, поставившие на поток медвежьи услуги, чаще всего следуют золотому правилу: продать, несмотря ни на что. Активно используют психологическое давление на самые уязвимые слои населения, которые не в силах устоять перед назойливой заботой.

Александр Костюкевич:
Если к нам под видом сотрудников организации, например, ЖЭУ либо ЖЭС обращаются, мы должны сразу попросить удостоверение. Мы можем позвонить в диспетчерскую службу и уточнить: действительно ли работают такие сотрудники.

Если, например, нам навязчиво предлагают подписать договор, мы говорим: «Хорошо, вы договор оставьте, я внимательно его прочитаю, посоветуюсь со своими детьми либо с соседями, и уже только после этого я направлю вам, например, по почте». Также можно говорить, что я позвоню своим совершеннолетним детям, уточню, проконсультируюсь.

Продано! Если вы все-таки поверили красноречивым тирадам маркетологов и заключили договор на кругленькую сумму, время обращаться за помощью в общество защиты прав потребителей.

Александр Костюкевич:
Просто сидеть и говорить, что я платить не буду, как бы тоже не очень эффективный вариант. Можно требовать расторжения договора и возврата денежных средств, вплоть до признания таких сделок недействительными по статье 180 Гражданского кодекса: «Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана».

Заключить договор – дело минутное, зато какие проблемы потом обрушатся на вашу голову. Юристы советуют: будьте бдительны и всегда читайте то, под чем ставится ваша подпись.