«Время – ресурс невосполнимый». В чём проявляются возрастные кризисы и чем опасен подростковый период?

01.10.2021 - 16:04

Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.  

Кристина Сущеня, ведущая ток-шоу:
В чем основной психологический смысл любого кризиса и чем он принципиально отличается от обычного, привычного состояния?

Надежда Цыркун, кандидат психологических наук, доцент:
Чтобы решить любую жизненную задачу, нам нужно три элемента – это личные силы, время и деньги (или ресурсы). Если у нас есть эти три компонента, нам хорошо. А если задача есть, а компоненты как-то не складываются, то нам приходится – мало денег – вкладывать много личные силы, нет времени. А, кстати, время – это ресурс невосполнимый, потому что чем дольше мы живем, тем он короче и короче и тем интенсивнее надо жить, чтобы жизнь была более содержательной. И вот этот каждый момент человек и определяет. Много людей просто попусту тратят свои ресурсы. И когда сталкиваются с пенсионным возрастом, и они вовремя не вступили в накопительную систему пенсии, которую сейчас предлагают в нашей стране, они думают: «А почему другие люди так хорошо живут и путешествуют? А мы вот такие. Что же случилось?» Очень трудно понять свое предназначение в этот самый момент.

Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Все родители почему-то боятся подросткового кризиса. Чем он так опасен, неприятен?

Алеся Лакина, ведущая ток-шоу:
Какие возрастные кризисы подстерегают ребенка? К чему его готовить на протяжении жизни?

Наталья Лисовская, психолог Городского клинического детского психиатрического диспансера:
Если говорить о кризисах в целом, первый кризис – это кризис одного года, плюс-минус. Я больше остановлюсь на том, что касается подросткового возраста. Всем известен кризис трех лет, когда ребенок начинает очень активно бороться за самостоятельность, кризис младшего школьного или дошкольного (6-7 лет) и кризис подросткового возраста – у него нет четкого периода времени – условно «от и до». Потому что все дети очень разные – кто-то вступает в этот кризис в районе 10-11 лет, кто-то чуть позже, то есть здесь возможны нюансы. Это период, который в принципе характеризуется очень большими изменениями физиологическими, подросток начинает очень внимательно всматриваться в то, что с ним происходит, и по-другому оценивать себя.

Для подросткового возраста очень свойственна реакция эмансипации. Это то, что связано с заявлением о том, «что я из себя представляю, что могу сам по себе?» В то же время есть стремление группироваться, но уже не с семьей, близкими, родными людьми, а больше это связано с группой сверстников. В этот период все то, что касается мнения взрослых, особенно родителей, отходит на второй план. И тут как раз таки очень часто проблема связана с тем, что родители не успевают расти за своим ребенком. Ребенок уже требует отношения к себе как к взрослому, а в своей адрес видит совсем детское, начиная от того, что тебе нужно сделать, куда пойти, и как ты должен оценивать и воспринимать все то, что происходит. Конечно, в такой ситуации подросток начинает протестовать, начинаются очень серьезные проблемы.

Наталья Лисовская:
То, что касается подросткового возраста, поскольку я работаю в таком месте, где это основной контингент, конечно, можно выделять многие проблемы, которые сопутствуют этому самому кризису подросткового возраста. Это все то, что связано с какой-то внешней оценкой себя, оценка себя среди сверстников – насколько я соответствую, не хуже я или не лучше?

Подросткам очень свойственно все то, что связано с эмоциональной неустойчивостью. Один и тот же подросток, условно говоря, утром может быть абсолютно довольным собой и считать, что он лучше всех, а к вечеру прийти к состоянию «я ничего не стою, и жизнь вообще лишена всякого смысла». Здесь, как и в любом кризисе, связанном с детьми, очень важно, чтобы родители проявляли терпение и пытались выстраивать контакт, который позволил бы чувствовать все эти изменения, которые с подростком происходят, и в нужные моменты оказаться рядом.

Наталья Лисовская:
К сожалению, очень актуальна тема, связанная с подростковым суицидом. Расскажу историю из опыта работы нашего диспансера. Были такие ситуации, когда друзья подростка говорили маме подростка, что есть такие склонности у этого подростка. Мама сказала: «Чему быть, того не миновать, все что могу, я делаю». И ребенок ушел из жизни. Очень хочется предостеречь родителей не оставлять на самотек все то, что связано с переживаниями подростка.

Читайте также:

«Дошёл до дна». Непростая судьба: как сложилась жизнь ребёнка, в семье которого был алкоголик?

Правда ли, что кесарево влияет на характер человека? Мнение гинеколога

Кризис в голове? Что рассказывает пенсионерка, которая не думает о возрасте

Loading...


«Это помощь вам, не наказание». В каких случаях семью могут поставить в социально опасное положение?



Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.

Елена Герасименко, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Минского городского исполнительного комитета:
К сожалению, ведь у нас есть и нерадивые родители, которые злоупотребляют спиртными напитками сами.

Алена Родовская, ведущая ток-шоу:
Вот я стеснялась спросить, сколько историй вы видели? И бедные эти дети в переходном возрасте, когда их родители пьют так.

Елена Герасименко:
Возникает склонность к бродяжничеству. И возникает недопонимание у таких родителей: «Почему?» Им же кажется, что у них все хорошо. «Почему нашу семью, нашего ребенка ставят в социально опасное положение?»

Екатерина Забенько, ведущая ток-шоу:
Те родители, которые пьют, у них все прекрасно. Денег в семье нет, ребенок не накормлен, учится плохо – вообще все прекрасно.

Елена Герасименко:
Да. И почему решили семью поставить в социально опасное положение? И тут приходится объяснять, что социально опасное положение, дорогие родители, – это помощь вам, не наказание. Это не значит, что все плохо. Это значит, что сегодня вы немножко не туда пошли. И вот все службы социально-педагогические окажут вам помощь, чтобы ваше направление было верным. И в отношениях с ребенком, и в отношении самого себя. Вот именно для этого у нас и существуют социально-педагогические центры.

Недавно я тоже посещала один такой центр. Посмотрела, написали план работы с ребенком. То есть долго очень выясняли родители, что же с девочкой не так. А ей, оказывается, не хватало просто внимания мамы в том плане, чтобы с мамой пройтись по магазинам, с мамой сходить в парикмахерскую. То есть ей именно вот этого не хватало. Семья, девочка попала в социально опасное положение, потому что она не понимала, чего ей не хватает. И когда вот объяснили с помощью социальных педагогов в СПЦ, она была просто рада. И приглашала всех: «А давайте все пойдем в СПЦ. Мама пойдем, тебе тоже там расскажут». Во дворе собрала просто всех таких детей, у которых что-то было не так, и всех привела туда. Социальные педагоги говорят: «Да, у нас теперь целый двор ходит, как-то вот так получилось».

Алена Родовская:
Удивительная история.

Елена Герасименко:
Она увидела, что мне помогли, мама меня увидела, со мной пошла на шопинг, в парикмахерскую, мы вместе делали прическу. То есть специалисты всегда помогут. Смысл в том, что если есть какая-то проблема, не надо в ней замыкаться. Нужно идти и не бояться про нее поговорить со специалистом. И тогда все будет хорошо.

Светлана Назаренко, психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей:
Куда можно обратиться – центр семьи и детей городской. Во-первых, там функционирует кризисная линия информационная, куда может обратиться любой человек по вопросам семьи и детей, по вопросам насилия в семье. Телефон городской 317-32-32.

Потом, смотрите, есть такой сайт pomogut.by, который помогает наркозависимым и их близким. Тоже можно обратиться. На базе центра семьи и детей функционирует кол-центр, телефоны 311-00-00.

И еще есть kids.pomogut.by – это тоже такой ресурс информационный. Это сайт, куда можно зайти, и там четыре раздела для детей-подростков, педагогов и родителей. Основан он для того, чтобы обеспечить безопасность в Сети ребенка. И там очень хорошие темы и алгоритмы: что делать, если с кибербуллингом столкнулся, золотые правила общения в интернете и многое другое.

Алена Родовская:
Это важная тема, конечно, да.

Светлана Назаренко:
Еще тоже можно зайти на сайт и написать в чат. Специалисты центра семьи и детей ответят, проинформируют детей, которые столкнулись с насилием в Сети и непосредственно сексуальным насилием. Могут написать туда и педагоги, и родители, и свидетели.

Читайте также:

Что делать, если переходный возраст ребенка совпал с кризисом среднего у родителей? Спросили у психолога

«Мы были удобными детьми». Какие отношения должны быть в современной семье? Мнение мамы двух подростков

«Чтобы в подоле не принесла». А какие задачи при воспитании детей ставят родители сегодня?