«Все цвета июля». Все тайны картины В. Волкова | Столичное телевидение - СТВ
новости СТВ в твиттере новости СТВ в инстаграмм

Вы здесь

«Все цвета июля». Все тайны картины В. Волкова

«Освобождение Минска» – визитная карточка всего белорусского советского искусства. Все герои легендарного полотна – а их почти 200 – не плод воображения мастера, а реальные люди: соседи, родственники и солдаты – всех персонажей Волков пишет исключительно с натуры. Главная картина жизни Волкова, которую он писал долгих 10 лет, до сих пор овеяна массой легенд, домыслов и откровенной лжи. 

Съемочной группе телеканала СТВ удалось разыскать некоторых из героев монументального произведения. 

Танкист на ИС-2, центральный персонаж картины – мальчик, бегущий со всех ног к освободителям, девочка в школьной форме и мотоциклист на мотоцикле спорного происхождения – все они вспомнят июльский Минск 1944 года и свой опыт работы с Мастером кисти Волковым. 

Игорь Позняк, автор документального фильма «Все цвета июля»:
Нам удалось, как говорят литературным языком, очень много прочитать между строк, что заключил художник. Совершенно удивительная история, поскольку все герои этого полотна, это реальные люди, это соседи, родственники.

03.07.2018

Показываем, как картину Волкова «Освобождение Минска» снимают с барабана после 25 лет в хранилище 2005 год. После четвертьвекового забвения гигантское полотно «Освобождение Минска» Валентина Волкова, наконец, снимают с барабана. Главное опасение искусствоведов – состояние красочного слоя.
«Ему припомнили всё – и дочерей, которые сотрудничали с немцами»: почему художнику Волкову не простили успеха Тонкий ценитель оперы, фигурного катания и грузинского вина, настоящий интеллигент – это всё про него. Персона Валентина Волкова ещё при жизни у одних вызывает восхищение, у других – зависть. Некоторые коллеги по цеху так и не смогли простить художнику столь громкого успеха картины «Освобождение Минска».
«Очень деликатно спрашивали, сколько эта картина стоит»: как немцы на «Освобождение Минска» смотрели Нина Марченко, научный сотрудник Государственного художественного музея БССР (1962-1967):Вот на этой стене, где сейчас висит великолепный Айвазовский, экспонировалась картина Волкова «Освобождение Минска». Здесь аншлаг был постоянно. Очень много было зарубежных гостей. Особенно были такие «Поезда дружбы» из ГДР. И к нам каждый день, в такие дни, когда прибывал поезд, приходило 400 человек.
«Должного внимания к своему труду со стороны заказчиков я не встретил»: показываем письма художника Волкова правительству БССР За главную работу всей своей жизни – «Освобождение Минска» – художник получает астрономический по тем временам гонорар – 100 тысяч ещё дореформенных рублей. Правда, и этот гонорар Валентин Волков не считает достойным. И дело здесь – не в высоких запросах мастера.
«Родственников оказалось вдруг неисчислимое количество»: как художник Волков потратил гонорар за «Освобождение Минска» За главную работу всей своей жизни – «Освобождение Минска» – художник Волков получает астрономический по тем временам гонорар – 100 тысяч ещё дореформенных рублей. Сергей Волков, внук Валентина Волкова: Из 100 тысяч – к этому времени, примерно 60 тысяч были долги. Тогда «Победа» появилась – легковая машина. Купил «Победу» за 20 тысяч рублей.
«Бесконечные столбики цифр с фамилиями»: художник Волков записывал долги углём на стене За главную работу всей своей жизни – «Освобождение Минска» – художник получает астрономический по тем временам гонорар – 100 тысяч ещё дореформенных рублей. Как человек скрупулёзный, Валентин Волков считает каждую копейку, которая принадлежит не только ему. Вся десятилетняя бухгалтерия помещается на стене в мастерской.
«Практически столько Леонардо да Винчи делал «Тайную вечерю»: почему Волков писал «Освобождение Минска» 9 лет? Уже вскоре правительство стало недовольно крайне медленными, по мнению чиновников, темпами работы художника Волкова над картиной «Освобождение Минска». В мастерскую приезжает лично первый секретарь ЦК КПБ. Но даже всемогущий Пономаренко соглашается с аргументами художника.
«Стоит в босоножках 50-ых годов. А жители ходили в лаптях!»: ляпы в картине Волкова «Освобождение Минска» Если внимательно присмотреться, в шедевре советского соцреализма – «Освобождение Минска» – масса откровенных ляпов. Но в этом, вряд ли, можно упрекнуть художника. Валентин Волков рисует праздник, закрывая глаза на очевидные ошибки. Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:Не могут быть эти цветы 3 июля.
«Когда он позировал, держал в руке букет цветов»: сын танкиста с картины Волкова рассказал, откуда там взялся автомат Бравый танкист – единственный персонаж картины «Освобождение Минска» Валентина Волкова, имя которого лично на эскизе указывает художник. Алексей Иванович Комлев – молодой сибиряк, который в послевоенные годы служит под Минском и подолгу позирует Волкову. В 1950 году уезжает на родной Алтай, где, кстати, женится на белоруске.
«Река Свислочь, немножко затуманено так, город спит»: о Минске 3 июля 1944 года – советский мотоциклист, который первым въехал в город Образ мотоциклиста на картине «Освобождение Минска» Валентина Волкова, как две капли воды похож на Дмитрия Суворова. Его мы разыскали на Урале. Это он – восемнадцатилетний рядовой – 3 июля 1944 года ворвался в Минск на трофейном «Цундапе». Всё, что изображено на картине Волкова, видел своими глазами – в этом же месте и в то самое утро.
«Желательно и не дышать»: СТВ пустили в хранилище Художественного музея и показали этюды Волкова к знаменитой картине Каждый образ картины «Освобождение Минска» Валентин Волков прорисовывает в мельчайших деталях. За долгие годы работы над полотном художник создаёт десятки эскизов. И лишь из них, как гигантский паззл, собирает картину размером 5 на 2,5 метра.
Как солдат с картины «Освобождение Минска» стал прообразом знаменитого советского плаката Образ ребёнка на картине «Освобождение Минска» Валентина Волкова – отца троих детей – повторяется не единожды. А изображение солдата с девочкой на руках, легло в основу знаменитого советского плаката.
«Может быть, позарез надо было именно пятку закончить»: внук художника Волкова рассказал, как попал на картину «Освобождение Минска» Образ бегущего мальчика с картины Волкова «Освобождение Минска», как выясняется, собирательный. Пятку ребёнка – графически самый сложный элемент – Валентин Волков пишет с собственного внука. Во время съёмок нашего фильма два прототипа юного героя картины впервые встречаются.
«Я помогал рисовать ему вот этот кусочек»: мальчик с картины Волкова рассказал, как создавали полотно Николаю Ивановичу сегодня уже за 80, а на картине «Освобождение Минска» он – самый молодой персонаж. Семилетний мальчик, живущий по соседству с мастерской знаменитого Валентина Волкова, то и дело из любопытства наблюдает за работой художника. Именно так и появляется образ главного героя картины.
«Леса были на протяжении всей картины. Залезал по лестнице наверх, там обедал и лежал, отдыхал»: как Волков писал «Освобождение Минска» Николай Федорков:Боже мой, сколько лет! Вот я. Маленький мальчик. Мне было 6-7 лет. Я стоял минут 15-20 – вот так вот как-то.
«Все цвета июля». Тайны картины Валентина Волкова «Освобождение Минска» и герои полотна – в одном материале Игорь Позняк, СТВ:Состояние наивысшего наслаждения жизнью. Именно так толковый словарь даёт определение простому человеческому счастью. Что-то подобное испытывают минчане в ноябре 1951 года, уже вдоволь наевшись послевоенного хлеба. Все бегут именно сюда – на главный перекрёсток столицы, где открывается ГУМ – невиданный, по тем временам, аттракцион изобилия.

29.06.2018

27.06.2018

Все тайны картины В. Волкова – в фильме СТВ «Все цвета июля». 3 июля, 20.20
Тайны картины В. Волкова в фильме СТВ «Все цвета июля». Смотрите 3 июля в 20.20 22 секунды голоса Левитана, первая полоса советских газет и  несравнимая эйфория в первый и очень жаркий июльский понедельник 1944 года. Голодные, но счастливые горожане бежали (а экскурсоводы Национального художественного музея отмечают «вылезали из-под земли разрушенного города») в центр освобожденной столицы, встречать воинов-освободителей. И именно этот миг увидел и запечатлел один из самых заметных советских художников – Валентин Волков.