«Вся энергия уходит в руки, и оживает кукла»: заглянули в закулисье Молодечненской «Батлейки»

15.01.2019 - 11:01

Почему знаменитый кукольный театр «Батлейка» появился именно в Молодечно, рассказываем в программе «Центральный регион».

В репертуаре – почти 30 спектаклей. И каждый по-своему уникальный. А самый верный и влюбленный зритель театра кукол «Батлейка» – дети.

В их руках оживают не только куклы, но и обычные предметы. Влюбившись однажды в «Батлейку», они остались здесь на долгие годы. Театр возник в 1990-м. Выбор на город Молодечно пал не случайно. Уже тогда он стал культурной столицей Минщины. К тому же Молодечно – родина основателя театра – известного режиссера-кукольника Сергея Федоровича Юркевича.

Алла Полякова, директор Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Театр кукол – это производство. И в этом производстве задействованы не только артисты, художники, звукооператоры. Естественно, это обширные мастерские, которые работают над декорациями, над куклами и костюмами.

И Дом культуры переоборудовать в так называемый театр, в котором нужно разместить и мастерские, и творческие комнаты, и даже склады для декораций – для этого нужно было осуществить капитальный ремонт этого здания. На это у нас ушло 9 лет! Тем не менее в 2006 году мы открыли нашу основную сцену. Тогда это уже было новое звуковое и световое оборудование. 2019 год, и нам кажется, что мы уже очень давно работаем на этой сцене.

В актёрской группе – 11 артистов. Большинство из них работают здесь с первого дня существования театра. Многолетний опыт воспринимают не как работу, а яркую жизнь на сцене.

Татьяна Чаевская, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Мастерство актеров-кукольников заключается в том, что нужно себя прикрыть, но одновременно вся энергия уходит в руки, и оживает кукла. Самое большое мастерство, когда зритель не обращает внимания на живого, когда зритель смотрит только на куклу – значит, ты работаешь правильно. А это еще сложнее, когда ты не играешь лицом, когда ты не хлопочешь, эмоции – все туда направляется.

Поэтому, наверное, в этом сложность, и одновременно в этом плюс: не возникает ощущение, что ты просто актер. Ты синтетический актер, который объединяет в себе очень много различных сфер. Поэтому именно в театре кукол возможно осуществление таких своих желаний, которые в жизни невозможно сделать. Именно театр кукол и именно «Батлейка». Это мой родной город, в котором родилась и вернулась сюда работать. И я очень счастлива, что так все произошло.

В репертуаре театра более 30 спектаклей, как для самых маленьких зрителей, так и для взрослых. В копилке – пьесы Сергея Ковалева, Владимира Короткевича, Янки Купалы, Петра Васюченко и других известных авторов. Принцип Молодечненской «Батлейки»: чтить традиции белорусской классики и при этом соответствовать требованиям зрителя. Постепенно спектакли начали ставиться и на русском языке, а на сцене появились образы из зарубежной литературы.

В Молодечно 3 февраля состоится премьера спектакля «Около ковчега в восемь»

Алла Полякова:
Маленького зрителя не обманешь. Маленький зритель настолько все чувствует и улавливает, и настолько пронзительно! Я могу привести такой пример, когда в одном из спектаклей нашего репертуара идет премьера, сидят маленькие зрители, и там была сцена такая: девочке дают орешки в шоколаде. Но это не было продемонстрировано орешком, а просто говорили: «Орешки в шоколаде», и передавали этой девочке. И после спектакля один из маленьких зрителей сказал: «А где же орешки?!». И тут режиссер задумался, ведь орешков не было, была только фраза. И вот спектакль в 92 году был поставлен, и с тех пор у нас есть орешки.

Мало кто знает, что происходит за кулисами во время спектакля или на репетициях. Оказывается, дети есть не только в зале, но и в гримёрных. Так, увидев воочию мастерство игры на сцене, маленькие ценители искусства становятся известными актёрами и создают целые династии кукольников.

Татьяна Павлючук, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Здесь вышла замуж. Здесь у меня муж – тоже актер этого театра. А сыну вот будет 19 лет – тоже достаточно творческую профессию выбрал – учится в Музыкальном колледже Огинского, играет на саксофоне. Как и у многих артистов, как их маленькие дети, конечно, были и за кулисами, и на репетициях, он и на премьеры приходит, и друзей своих приводит.

Театр кукол из Молодечно представлял нашу страну на 42 международных фестивалях. Актёров «Батлейки» узнают в Украине, России, Сербии, Молдове, Италии и Германии. А 2018 год и вовсе стал для театра премиальным. По итогам V Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия – 2018» спектакль «Сестры Грайи» одержал победу в номинации «Лучший спектакль театра кукол».

Алла Полякова:
Спектакль необыкновенный, экспериментальный, я бы сказала. В какой-то степени был риск с моей стороны как директора театра, поскольку это нетрадиционный спектакль для театра кукол. Там работает пластика, там работает ансамбль, там актеры, которые работают и светом. Его надо видеть.

Сейчас театр готовится к очередному спектаклю. Пьеса предстанет перед белорусским зрителем впервые. На этот раз – современная драматургия в виде доброй истории под названием «У ковчега в 8».

Театр с удовольствием пополняют молодые кадры. И главным источником талантов выступает Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М. Огинского. Вместе они экспериментируют, ищут новые формы, новых режиссёров уже почти 30 лет. И всё ради него – любимого зрителя.

Алла Полякова:
Здесь люди, которые пытаются быть все время на гребне жизни, и их интересует буквально все. Это на мой взгляд. Потому что у меня окружение людей, которые стремятся все время к чему-то. А стремиться – это жить. Поэтому город живет. И слава Богу!

Если актер смог работать в театре кукол, то он сможет работать в любом театре: репортаж СТВ из кукольного театра «Батлейка» в Молодечно


«Бегает по всем кабинетам, гримёркам, иногда выходит на сцену». Пёс Дунай завёлся в театре белорусской драматургии



Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – заслуженный деятель искусств РБ, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии – Александр Гарцуев.

Александр Гарцуев, заслуженный деятель искусств РБ, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии:
Развивается театр, я не буду это называть антрепризой, это театр проектный. Это молодые люди, как правило. Есть такое пространство театральное «Ок16». Понятно, что оно модное, молодёжное. Но я, как специалист, говорю, что это площадка для свободного поиска, для любопытных, совершенно неожиданных тенденций. Репертуарный театр, всё-таки, отягощён тем, что надо играть каждый день, надо делать план.

В Минске есть такая тенденция – в каждый театр (это я заметил) ходит своя публика. Есть люди – ходят в театр киноактёра – они все знают: кто, где играет. К нам приходят в РТБД – наверное, белорусскоязычная публика. В Купаловский театр приходят солидные люди. Но я рад, что в последнее время у нас в Минске театральная жизнь стала достаточно разнообразной. На все вкусы.

Если бы у Вашего театра был символ, а Лисёнок Лесик уже занят, то кто бы это был?

Александр Гарцуев:
Я думаю, что это была бы собачка, пёсик. Его бы звали Дунай. Есть у нас такая сказка про собак. Очень добрая, хорошая сказка о бездомных собаках. Дети очень любят эту тему. И главный герой – пёс. Его зовут Дунай. Интересная история произошла: актёр молодой, которого я пригласил к нам в театр. Он сейчас работает. Есть такое понятие «ввод». Вот он ввёлся в этот день, сыграл этого Дуная.

Естественно, потратился, приехал домой счастливый. И видит – возле подъезда сидит щенок. И он понимает. Называет его Дунай. И ему уже года 3-4, он у нас в театре знает всё, он с ним приезжает на машине. Дунай бегает по всем кабинетам, гримёркам. Всех знает, иногда выходит на сцену. Очень послушный, добрый, счастливый пёс Дунай. Вот у нас он уже живой есть такой.