«Вся энергия уходит в руки, и оживает кукла»: заглянули в закулисье Молодечненской «Батлейки»

15.01.2019 - 11:01

Почему знаменитый кукольный театр «Батлейка» появился именно в Молодечно, рассказываем в программе «Центральный регион».

В репертуаре – почти 30 спектаклей. И каждый по-своему уникальный. А самый верный и влюбленный зритель театра кукол «Батлейка» – дети.

В их руках оживают не только куклы, но и обычные предметы. Влюбившись однажды в «Батлейку», они остались здесь на долгие годы. Театр возник в 1990-м. Выбор на город Молодечно пал не случайно. Уже тогда он стал культурной столицей Минщины. К тому же Молодечно – родина основателя театра – известного режиссера-кукольника Сергея Федоровича Юркевича.

Алла Полякова, директор Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Театр кукол – это производство. И в этом производстве задействованы не только артисты, художники, звукооператоры. Естественно, это обширные мастерские, которые работают над декорациями, над куклами и костюмами.

И Дом культуры переоборудовать в так называемый театр, в котором нужно разместить и мастерские, и творческие комнаты, и даже склады для декораций – для этого нужно было осуществить капитальный ремонт этого здания. На это у нас ушло 9 лет! Тем не менее в 2006 году мы открыли нашу основную сцену. Тогда это уже было новое звуковое и световое оборудование. 2019 год, и нам кажется, что мы уже очень давно работаем на этой сцене.

В актёрской группе – 11 артистов. Большинство из них работают здесь с первого дня существования театра. Многолетний опыт воспринимают не как работу, а яркую жизнь на сцене.

Татьяна Чаевская, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Мастерство актеров-кукольников заключается в том, что нужно себя прикрыть, но одновременно вся энергия уходит в руки, и оживает кукла. Самое большое мастерство, когда зритель не обращает внимания на живого, когда зритель смотрит только на куклу – значит, ты работаешь правильно. А это еще сложнее, когда ты не играешь лицом, когда ты не хлопочешь, эмоции – все туда направляется.

Поэтому, наверное, в этом сложность, и одновременно в этом плюс: не возникает ощущение, что ты просто актер. Ты синтетический актер, который объединяет в себе очень много различных сфер. Поэтому именно в театре кукол возможно осуществление таких своих желаний, которые в жизни невозможно сделать. Именно театр кукол и именно «Батлейка». Это мой родной город, в котором родилась и вернулась сюда работать. И я очень счастлива, что так все произошло.

В репертуаре театра более 30 спектаклей, как для самых маленьких зрителей, так и для взрослых. В копилке – пьесы Сергея Ковалева, Владимира Короткевича, Янки Купалы, Петра Васюченко и других известных авторов. Принцип Молодечненской «Батлейки»: чтить традиции белорусской классики и при этом соответствовать требованиям зрителя. Постепенно спектакли начали ставиться и на русском языке, а на сцене появились образы из зарубежной литературы.

В Молодечно 3 февраля состоится премьера спектакля «Около ковчега в восемь»

Алла Полякова:
Маленького зрителя не обманешь. Маленький зритель настолько все чувствует и улавливает, и настолько пронзительно! Я могу привести такой пример, когда в одном из спектаклей нашего репертуара идет премьера, сидят маленькие зрители, и там была сцена такая: девочке дают орешки в шоколаде. Но это не было продемонстрировано орешком, а просто говорили: «Орешки в шоколаде», и передавали этой девочке. И после спектакля один из маленьких зрителей сказал: «А где же орешки?!». И тут режиссер задумался, ведь орешков не было, была только фраза. И вот спектакль в 92 году был поставлен, и с тех пор у нас есть орешки.

Мало кто знает, что происходит за кулисами во время спектакля или на репетициях. Оказывается, дети есть не только в зале, но и в гримёрных. Так, увидев воочию мастерство игры на сцене, маленькие ценители искусства становятся известными актёрами и создают целые династии кукольников.

Татьяна Павлючук, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»:
Здесь вышла замуж. Здесь у меня муж – тоже актер этого театра. А сыну вот будет 19 лет – тоже достаточно творческую профессию выбрал – учится в Музыкальном колледже Огинского, играет на саксофоне. Как и у многих артистов, как их маленькие дети, конечно, были и за кулисами, и на репетициях, он и на премьеры приходит, и друзей своих приводит.

Театр кукол из Молодечно представлял нашу страну на 42 международных фестивалях. Актёров «Батлейки» узнают в Украине, России, Сербии, Молдове, Италии и Германии. А 2018 год и вовсе стал для театра премиальным. По итогам V Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия – 2018» спектакль «Сестры Грайи» одержал победу в номинации «Лучший спектакль театра кукол».

Алла Полякова:
Спектакль необыкновенный, экспериментальный, я бы сказала. В какой-то степени был риск с моей стороны как директора театра, поскольку это нетрадиционный спектакль для театра кукол. Там работает пластика, там работает ансамбль, там актеры, которые работают и светом. Его надо видеть.

Сейчас театр готовится к очередному спектаклю. Пьеса предстанет перед белорусским зрителем впервые. На этот раз – современная драматургия в виде доброй истории под названием «У ковчега в 8».

Театр с удовольствием пополняют молодые кадры. И главным источником талантов выступает Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М. Огинского. Вместе они экспериментируют, ищут новые формы, новых режиссёров уже почти 30 лет. И всё ради него – любимого зрителя.

Алла Полякова:
Здесь люди, которые пытаются быть все время на гребне жизни, и их интересует буквально все. Это на мой взгляд. Потому что у меня окружение людей, которые стремятся все время к чему-то. А стремиться – это жить. Поэтому город живет. И слава Богу!

Если актер смог работать в театре кукол, то он сможет работать в любом театре: репортаж СТВ из кукольного театра «Батлейка» в Молодечно
Loading...


Перекусить на спектакле, поболтать с артистом во время действа или самому выйти на сцену: где можно поучаствовать в иммерсивном шоу?



Театральные постановки меняют формат. Все большую популярность набирают иммерсивные шоу. Где разрешается есть на спектакле, болтать с артистом во время действа или самому выходить на сцену, рассказываем в программе «Минск и минчане».

У зрителей есть возможность полностью погрузиться в происходящее и стать частью истории, исход которой неизвестен никому. Подобный эксперимент ждет зрителей в новом театральном сезоне на сцене Камерного драматического театра столицы.

Наталия Башева, директор и художественный руководитель Камерного драматического театра:
Смешение понятий: реальность – фантазия, придуманное и настоящее. Попытка доказать, что все, что мы ни делаем, все, о чем мы ни говорим – это все материально, это есть.

Такие постановки рушат стены между актерами и зрителями. Навсегда меняют каждого участника и помогают переосмыслить отношения с собой и миром. Необыкновенная музыка, хореография, световые и звуковые эффекты, даже запахи позволяют стать частью ошеломительного мистического шоу. У каждого – свой характер, свои жизненные обстоятельства, но всех объединяют такие простые и одинаковые вещи, как любовь, счастье и вера. И театр здесь – посредник.

Наталия Башева:
Я стала понимать, что не все можно на сцене. Есть вещи, которые нам не постичь. Мы в театре на сцене, как на краю, на краю миров, когда смывается грани реального и нереального.

Наталия Башева давно увлечена социальными проектами, которые помогают людям понимать друг друга через театральную игру. Ее творческий путь начинался с создания духовного театра, а сегодня у Натальи собственная театральная мастерская. Все эти начинания объединены тем, что в каждое из них вложены душа и личное время.

Наталия Башева:
У нас там небольшие спектакли на сложные, трудные (против наркомании, СПИДа, суицида) темы. Но актеры, я точно знаю, с большим удовольствием работают в таких материалах.

И неважно, какой будет очередная пьеса: веселой комедией или философской драмой. В творческом тандеме режиссера и актера оба участника учатся друг у друга.

Сергей Юревич, актер театра и кино:
В мастерской Натальи Олеговны я могу развиваться именно как актер. Не только как режиссер видит, но и как ты сам это чувствуешь. И вот вы вместе садитесь и находите вашу природу.

Татьяна Чердынцева, актриса театра и кино:
За что я люблю этот театр: здесь, как нигде, происходит у меня обмен со зрителем. Я больше в кино снимаюсь, и там нет этого процесса «здесь и сейчас». А здесь, на этой сцене он происходит именно здесь и сейчас. И я могу полностью отдавать себя и получать втройне эту энергию.

Павел Адамчиков, актер театра и кино:
Актерская профессия для меня – это власть над зрительской эмоцией, настроением, состоянием.

Светлана Яцевич, актриса театра и кино:
Сцена – это увеличительное стекло. И все равно видно, чем человек живет, что он за собой несет. Даже если он при этом играет подлеца.

Наталья Олеговна считает, что театр обладает особой силой. Что будет завтра или послезавтра – все равно, главное – настоящий момент, сейчас. Ведь ни одно мгновенье, будь то сцена или жизнь, не повторится никогда.

Наталия Башева:
Очень большое удовольствие, когда я нахожу язык, который люди могут понять, мою картинку, мои мечты, мечты автора, или чаяния, или мысли, которые становятся зримыми.

В октябре театралов ждет премьера спектакля «Мамки», где будет глубоко раскрыта тема мира и войны. К Новому году артисты готовят большое музыкальное шоу, а любители юмора оценят искрометную комедию.

Тому, кто хочет постичь себя, стоит дождаться нового иммерсивного шоу. Но в каком бы жанре ни была постановка, ясно одно: каждый раз это путешествие в неизведанное, где все для сердца, для раздумий, для души.