Всё о СОП в одном материале: кто в него ставит, что влечёт и как обжаловать

24.01.2019 - 13:09

В Беларуси появились чёткие правила по определению детей в социально опасном положении. Что такое СОП-статус и как его распознать?

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь – Елена Симакова.

Что означает этот статус – социально опасное положение (СОП)?

Елена Симакова, главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь:
СОП определяется Кодексом РБ о браке и семье, как неудовлетворение жизненных потребностей ребёнка, нарушение некоторых его прав, а также ситуация, когда вследствие безнадзорности, отсутствия достаточного контроля со стороны родителей, ребёнок совершает деяние, содержащее признаки преступления, правонарушений. В основном Кодексе даётся определение вот такого положения, это, можно сказать, неблагоприятная для ребёнка обстановка.

Кто определяет неблагоприятную обстановку?

Елена Симакова:
На сегодняшний день постановления определяют, что признать ребёнка находящимся в СОП может Координационный совет. Это коллегиальный орган, который состоит из представителей различных ведомств, различных структурных подразделений, районных исполнительных комитетов, администраций районов в городе. И коллегиально будет определяться наличие либо отсутствие СОП.

Какие последствия этот статус влечёт за собой?

Елена Симакова:
Нужно понимать, что СОП это неблагоприятная для детей обстановка, это не юридический статус, который влечёт за собой какие-то последствия, как некоторые другие статусы. Это ситуация, которая требует вмешательства только с той целью, чтобы создать в семье нормальную для ребёнка обстановку. Когда будет принято решение о том, что ребёнок находится в СОП, соответственно, будет приниматься мера, что нужно сделать родителям, государственным органам, возможно, другим членам семьи и другим гражданам, которые могут чем-то помочь этой семье, в том числе общественные организации, которые могут подключиться и оказать помощь семье.

На что стоит обратить внимание, что у ребёнка не всё хорошо? Куда обращаться?

Елена Симакова:
Подозрение это такое дело, конечно, который вправе каждый гражданин, который считает, что, по его мнению, в этой семье что-то не так и с ребёнком происходит что-то неблагополучное, он может информировать об этом по прямым телефонным линиям, которые существуют и в отделе образования, и в социально-педагогическом районном центре, и круглосуточные линии функционируют. Информировать о том, что по его мнению, в конкретно этой семье есть неблагоприятная для ребёнка обстановка.

Что происходит, если ребёнок получил этот статус?

Елена Симакова:
Идёт оказание помощи этой семье, т. е. надо понимать, что в этом случае привлекаются все ресурсы местного сообщества к этой семье и те же общественные организации, которые сегодня в некоторых случаях предоставляют и проживание для таких мам с ребёнком, и возможности оказания материальной помощи, гуманитарной помощи в виде одежды, обуви. Это комплекс мероприятий по тому, чтобы создать для ребёнка благоприятную обстановку и не более того.

Могут ли родители обжаловать это решение?

Елена Симакова:
Да, действительно, предусмотрен постановлением порядок обжалования. Прежде всего, он обжалуется в тот орган, которые создал Координационный совет. Если это город, администрация района, если исполком, то в исполкоме обжалуется и затем уже обжалуется в суд. Но следует понимать, что обжалование таких решений не приостанавливает их действия, и здесь необходимо руководствоваться интересами ребёнка. Ребёнок не может жить в неблагоприятной обстановке. Родители, конечно, вправе обжаловать, но в это время работа будет проводиться.

Люди в материале: Елена Симакова
Loading...


«Самое важное – угодить ребёнку». Дизайнеры бесплатно делают ремонт в комнатах детей с инвалидностью



В столице стартовал второй этап социального проекта «Добрая переделка».

Гости программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – руководитель социального проекта «Добрая переделка», архитектор – Наталья Леонова и директор ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» – Екатерина Мальцева.

Что такое «Добрая переделка», и с чего все начиналось?

Наталья Леонова, руководитель социального проекта «Добрая переделка», архитектор:
Все это начиналось с того, что мы открыли в Минске первую школу декораторов интерьера, я понимала, что для студентов неплохо было бы придумать какой-то хороший проект, где мы могли бы реализовывать свои задумки и практиковаться именно на реальных проектах. Мы решили совместить наше полезное дело с добрым делом. Обратились в комитет к Екатерине Борисовне и совместными усилиями придумали социальный проект «Добрая переделка», решили делать комнаты для деток-инвалидов.

Кому уже удалось помочь?

Екатерина Мальцева, директор ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»:
Семье Борисюк это семья, в которой один из родителей с инвалидностью воспитывает детей. Семья многодетная, двое младших детей имели тоже инвалидность. Этой семье удалось переделать комнату для девочек. Я думаю, что они остались довольны.

Как сейчас развивается проект?

Екатерина Мальцева:
На данном этапе мы получаем пока только заказы. С партнерами как-то сложновато. Но проект сейчас на втором этапе стартовал, уже дизайнеры разрабатывают проект комнаты для следующей семьи. Но вообще выбраны две семьи: одна из них многодетная, где мама с инвалидностью и двое деток тоже с инвалидностью, а вторая семья, где папа воспитывает девочку с онкологией и мама умерла по той же причине.

Добавляете ли вы какие-то функциональные элементы интерьера с учетом особенностей детей?

Наталья Леонова:
Конечно. Это обязательно, мы обращаем внимание. Когда мы приезжаем на первую встречу с нашими заказчиками, с нашими героями, мы разговариваем о том, что именно необходимо для этого ребенка в комнате, что бы хотели родители. Это первое, что мы учитываем.

Есть ли какие-то особые пожелания для детей, что они хотят видеть у себя в комнате?

Наталья Леонова:
Да, конечно. Ребенок это наш главный заказчик, и самое важное нам угодить ему в первую очередь не только по функционалу, но и так, чтобы ребенок в этой комнате хорошо себя чувствовал, рос, развивался, ведь зачастую такие дети большую часть свободного времени проводят именно в этой комнате. У них не всегда есть возможность куда-то выйти, часто это домашнее образование. Поэтому очень важно, в какой комнате он находится и важно, чтобы его все радовало.

Как происходит наша работа? Я кратко расскажу. Мы со студентами приехали в семью, составили техническое задание. Сейчас каждый студент делает свой проект, свое видение этой комнаты, это будет их дипломная работа, мы выберем лучший проект и потом приступим к его реализации. Именно на этом этапе мы составляем смету, исходя из того, что у нас есть по проекту, и эту смету предоставляем нашим партнерам. Если кто-то сможет помочь мебелью, обоями, краской, то нам предоставляют в нужном объеме либо закупают сами. Если это не компания, которая производит мебель, они могут нам купить ее и предоставить. У нас есть официальная смета, которую мы предоставляем партнерам.

Больше всего вы нуждаетесь в таких партнерах как строительные и мебельные магазины?

Наталья Леонова:
Да, это в идеале.

Могут ли вам помочь еще и обычные люди? И куда можно обратиться?

Екатерина Мальцева:
Да, конечно. Можно обратиться к двум организациям: либо в школу дизайнеров, либо в наш городской центр.