Выбивал квартиры для актёров. Вот как Янковский помогал коллегам

23.12.2020 - 17:13

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, чем занимался Ростислав Янковский кроме работы в театре. 

Энергии и желания что-то делать было столько, что одной сцены оказалось мало. Янковский начинает проявлять себя и в общественной жизни. Уже через пару лет после приезда в Минск его выдвигают в депутаты районного совета, спустя еще время он получает значок «За отличную работу». Актер продолжит карьеру в политике и спустя годы: в 1985 году станет депутатом Верховного совета БССР, в 2000-ом – сенатором.

Владимир Янковский, сын Ростислава Янковского, режиссер:
Очень помогал актерам в театре, будучи депутатом Верховного совета в советские времена. Думаете, он занимался депутатством? Он занимался тем, что помогал своим актерам: квартиры выбивал, зарплаты.

Эдуард Герасимович, директор НАДТ им. М. Горького:
Он же был вхож везде, его все любили и уважали. Сколько он помог квартир получить, сколько званий. Не то, что от него всё зависело, если человек плохо работает, то что? Он всегда тут же и понесся куда-то, то ли к секретарю ЦК, то ли туда, сюда. Всегда принимал участие, как правило, у него все это выходило.

Он пробует себя и в кино. Всего на его счету под 60 картин. Однако ярких ролей так и не было. Янковский всегда немного недолюбливал кинематограф, полностью растворяясь на театральной сцене. В 1958 году он дебютирует на экране в ленте «Красные листья». И лишь после 50 лет начинает сниматься активно.

Владимир Янковский:
Самый яркий фильм, в котором он снимался, это «Служили два товарища», у него там была маленькая роль, это фильм Олега. Я думаю, он все-таки театральный больше актер, конечно. Не больше, а точно театральный. В кино ему не везло, не его это было. Не совсем чувствовал там себя в кино комфортно.

Алексей Дударев, драматург, сценарист, председатель Белорусского союза театральных деятелей:
Я помню его в фильме «Кафедра». У кого есть возможность, пересмотрите, пожалуйста, где он играет директора. Слава Янковский – герой-любовник, благородных кровей, красавец. И вдруг такой маленький, закомплексованный, суетящийся, не на своем месте к тому же. Я, открыв рот, это смотрел. Поэтому, как любой талантливый человек, он мог все.

Это были 60-е, период оттепели и жажды перемен. В Янковского наконец поверили режиссеры. Одна за одной приходят знаковые роли. В это же время в Минск из Новосибирска приезжает Вера Редлих, вслед за этим меняется и репертуар театра. Ростислав пробует себя в спектаклях, которые позже назовет этапными.

Ричард Смольский, театральный критик:
Это был спектакль «Варшавская мелодия», где Ростислав Иванович Янковский играл вместе с выдающейся актрисой Александрой Ивановной Климовой, это были 70-е годы. Этот спектакль пользовался огромным успехом у зрителей, потому что это была волнующая, трогательная история двух незаурядных людей. Это был настоящий психологический Русский театр, когда режиссер знал, ради чего он сочиняет спектакль. Самое главное, актеры знали, зачем выходят на сцену.

В 1963 году в возрасте 33 лет Янковский получает звание Заслуженного артиста БССР. Он играл уже почти весь репертуар. Спустя четыре года становится народным. Этого щедрого аванса Янковский даже стеснялся. Однако баловнем судьбы его назвать сложно. Были роли, которые не давались. Он остро ощущал нехватку театрального образования и жадно впитывал все, что говорили старшие коллеги.

Алексей Дударев:
Он символ театра, есть в нашей среде такое расхожее, если человек с театром слит, если он по-настоящему любит, служит, отдал ему всю жизнь, не всю жизнь, а даже больше: чего нет – все равно отдаст, таких называют Актер Актерович. В этом есть юмор, какая-то ирония, но в этом есть глубинная правда.

«Сейчас актеры не читают сценариев, а Янковский читал». Что помогло актеру стать известным – подробнее здесь

Loading...


«В жизни я очень скромный человек». Интервью с актрисой и телеведущей Ольгой Бурлаковой



Новости Беларуси. Гостья программы «В людях» Ольга Бурлакова, актриса, телеведущая рассказала о работе на телевидении и в театре.

Ольга Бурлакова, актриса, телеведущая:
Я в жизни очень скромный и стеснительный человек.

Ольга Коршун, ведущая:
Зато на экране у тебя очень разные роли. Я бы сказала, такие темпераментные есть. Ты много снимаешься и играешь в мелодрамах. Тебе не кажется, что немного засиделась в какой-то одной ипостаси? Может, хочется сыграть кардинально другую роль, попробовать себя в триллере или в комедии?

Ольга Бурлакова:
Конечно, хочется. Если бы я могла сама для себя выбирать роли, проекты, программы, я бы, может, что-то другое для себя присмотрела. Как минимум, отошла бы от амплуа роковой красотки. Хотя надо сказать, что все-таки в моей творческой биографии не совсем однобокие такие образы и характеры. Я все-таки универсальный солдат, универсальный артист.

Ольга Коршун:
Хорошо, предположим, тебе предложили сыграть какую-то большую роль в большом кино. На что согласна пойти ради нее?

Ольга Бурлакова:
Если это действительно серьезный проект, серьезный режиссер, настоящая, интересная, правдивая, продуманная история, не ради хайпа (сейчас модно снимать какие-то кинопроекты, где даже какие-то откровенные сцены не совсем оправданы с точки зрения искусства). Я бы даже сказала, что если что-то большое, великое, то, наверное, я на все была бы готова.

Ольга Коршун:
Кстати, о сцене. Ты же играла в театре. Что не сложилось? Почему ты решила оставить театральные подмостки и полностью погрузиться в кино?

Ольга Бурлакова:
Ни для кого не секрет, что в любой структуре процветает так называемое кумовье. Кто-то своих близких людей продвигает больше, чем остальных. Конечно, в этом плане тяжело в театре. Когда я не увидела перспектив для себя, для дальнейшего развития, потому что когда уходят твои партнеры, уходят с ними спектакли, то оставаться, продолжать, просто там находиться я не видела смысла. Или делать что-то, прямо работать, творить, выкладываться, или лучше не делать ничего. Плюс, у меня еще был тяжелый, напряженный график, я четыре года не была в отпуске, у меня практически не было выходных, потому что я в двух театрах играла много ролей, с утра на телевидении, снималась в кино. Это какой-то нон-стоп. Я уже не соображала, где я, что я, как меня зовут. Мне выходить, а я спрашиваю партнера, что я говорю, какие первые слова, у меня просто белый лист начинался, в голове все смешивалось. Это очень тяжело. Меня даже скорая забирала, потому что нервная система уже не выдерживала.

Ольга Коршун:
Вопрос денег здесь не стоял? Не секрет, что в театре много не заработаешь, кино все-таки более прибыльное дело.

Ольга Бурлакова:
Никто в театре ради денег не работает. Никто. Я уверена в этом. Не ради этого люди идут туда, идут на многие жертвы и на многие лишения, много терпят, много надеются, верят. Ни о какой зарплате, поверьте, никто не думает в театре. Это что-то другое, это какая-то своеобразная болезнь. Любовь, тяга, когда кажется, что без этого ты не можешь жить, этого очень хочется. В кино, кстати, тоже очень тяжело расставаться после съемок, особенно каких-то длительных. Я всегда сравниваю это с пионерским лагерем, когда ты 20-30 дней живешь бок о бок, все делаешь вместе, а потом надо разъезжаться по разным городам, по разным странам.

Ольга Коршун:
Телевидение – это твой второй дом. Или первый дом, а кино – второй дом, не знаю. Но ты уже 15 лет работаешь на телеканале СТВ, поднимаешь утром белорусам настроение. А как сама поддерживаешь боевой дух? Ты нам уже признавалась, что зачастую это непросто. Что тебе стоит встречать каждое утро бодро, с улыбкой, заряжать всех позитивом?

Ольга Бурлакова:
Может, я сейчас кого-то удивлю, но когда я знаю, что мне ехать на съемки, у меня настроение поднимается. Так же, как и в театре считается, что сцена лечит. А я как профессиональная актриса, все-таки для меня и студия, какие-то другие подмостки – это сцена, которая меня лечит. Я все равно в какой-то степени пытаюсь реализовать себя как актриса. Мне по-настоящему очень нравится моя работа. Кстати, очень хороший термин ввел один психолог. Должна женщина работать или не должна женщина работать, как это выяснить? Нравится ей работа или не нравится? Надо просто спросить у женщины: «А работа ли бы ты на этой работе, если бы тебе не платили денег?» если женщина подумает и скажет: «Да, я, наверное, пошла бы на эту работу и без денег, занималась бы этим». То это классно. И на такой работе женщина может работать, это отдушина.

Ольга Коршун:
Я так понимаю, у тебя с телевидением все по любви.

Ольга Бурлакова:
Все по любви. У меня вообще в жизни все только по любви, по-другому не может быть. Если не по любви, я быстро с этим прощаюсь, расстаюсь. Я не «терпила».

Ольга Коршун:
В СМИ когда-нибудь сплетничали о тебе?

Ольга Бурлакова:
Конечно.

Ольга Коршун:
Твое самое большое разочарование?

Ольга Бурлакова:
В близком человеке.

Ольга Коршун:
Чего ты боишься?

Ольга Бурлакова:
Смерти, болезни близких людей.

Ольга Коршун:
Тебя легко довести до слез?

Ольга Бурлакова:
Нет.

Ольга Коршун:
Как ты относишься к критике?

Ольга Бурлакова:
Очень положительно, всегда адекватно воспринимаю.

Ольга Коршун:
Дом в горах или апартаменты в центре мегаполиса?

Ольга Бурлакова:
Дом у моря.

Ольга Коршун:
Рим или Париж?

Ольга Бурлакова:
Минск.

Ольга Коршун:
Вкусная еда или жесткая диета?

Ольга Бурлакова:
Очень вкусная еда.

Ольга Бурлакова: «Когда я потеряла ребенка, когда у меня был сложный развод, я думаю, никто не догадался. Я не имею права портить настроение другим» – подробнее здесь.