Вышиванки, писанки и иконы в технике алмазной вышивки – изысканные украшения для Пасхи ручной работы

30.04.2016 - 16:00

Расписные яйца впервые были найдены в захоронениях древних египтян. Символом воскрешения Христа пасхальное яйцо стало в XVII веке. Уже тогда верующие придумали множество способов его росписи: крашенки, писанки, драпанки. Основным цветом для окрашивания яйца стал красный, символизирующий кровь, которую пролил Иисус Христос.

Елена Ефимова, кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка:
Одно из чудес, которое произошло именно в руках Марии Магдалены, это то, что, когда она пришла к императору Тиберию, он в это время трапезничал. Мария Магдалена провозгласила «Христос воскресе!» На что император ответил ей, что скорее это яйцо (в руках было белое яйцо) покраснеет, чем он поверит в то, что человек может воскреснуть. И в этот момент яйцо в руках императора покраснело.

Сегодня главный символ Пасхи окрашивают с помощью луковой шелухи, настоя различных трав и разноцветных красителей. В Минске бережно хранят и древние технологии росписи.

В отличие от крашенных яиц, писанки – это разрисованные сырые яйца. Они не являются ритуальной пищей, чаще всего их дарят близким и хранят за иконой до следующей Пасхи. На такой писанке каждый символ и знак имеет свой сакральный смысл.

Традиция росписи яиц передавались из поколения в поколения и хранилась веками. С помощью простых инструментов (гвоздика, воска и красок) появляются шедевры. За секунды надо успеть нанести рисунок, чтобы воск не остыл. После нанесения воска опускаем яйцо в краситель на 10 минут.

Мастер по росписи яиц:
Когда оно окрасилось, достали, высушили, белый рисунок будет виден. На него наносим рисунок, который должен быть желтым. В данном случае я здесь крестики буду делать. И когда я все желтое закрашу, окуну это в красную краску. После того, как оно в красной краске побудет, будет выглядеть так.

В последние десятилетия стала традиционной еще одна техника украшения пасхального яйца – вышивание. Здесь в Храме Всех скорбящих Радость несколько умелиц трудятся над созданием произведений искусства. Для этого используют деревянные заготовки яиц.

Валентина Жалковская, вышивальница:
Мы обтягиваем деревянную заготовку бархатом, обшиваем красивой тесемочкой и украшаем так, как чувствуем. Каждой вышивальнице хочется украсить. У нас получаются разные корзиночки, ромашечки красивые, сирень.

Светлый праздник вдохновляет мастеров не только на украшение пасхальных яиц, но и на создание икон. Людмила Антоновна буквально год назад освоила новую технику – алмазную вышивку. Теперь сама создает шедевры из мелких камней. Такая ювелирная работа требует от рукодельницы уймы терпения. Но результат стоит того. Мастер признается: такие иконы излучают особое тепло, ведь они сделаны своими руками.

Людмила Антоневич, вышивальница:
В этот праздник хочется пожелать людям светла, доброты, взаимопонимания, чтобы было меньше ссор, обид. Чтобы было здоровье. Всего светлого и прекрасного хочется пожелать всем.

Вышиванки и писанки – изысканные украшения для праздника, сделанные своими руками. Их берегут как драгоценный сувенир и верят в их силу. Символ возрождения и обновления уже на протяжении многих веков остается главным атрибутом светлого праздника Воскресения Христова, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Люди в материале: Елена Ефимова
Loading...


Игра в битки, крашение яиц, куличи и песни. Традиции Пасхи – одного из главных христианских праздников



Пасха – один из главных христианских праздников. На Беларуси его еще называют Вялікдзень. Считается, что с этого дня и до Вознесенья Христос вместе апостолами бродит по земле под видом нищих. Награждают добрых людей, осуждают плохих. В Беларуси с праздником связано множество обрядов и традиций. Но главный символ, кончено же, пасхальное яйцо.

Алексей Друпов, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
У народнай жа традыцыі яйкі, умоўна кажучы, так і падзяляліся на дзве часткі: частку, якую можна з’есці, і частку, якую нельзя з’есці. Тыя яйкі, якія можна было з’есці, звычайна фарбавалі выключна ў чырвоны колер, пасля свянцілі ў царкве, ахрыстосаваліся, адарвалі адзін аднаго чырвонымі яйкамі. Таксама гэтыя яйкі маглі несці на Радуніцу на магілу продкаў. А былі іншыя яйкі, якія неслі больш святую культавую патрэбу.

Обычно брали сырое яйцо и на него наносили рисунок. И целый год яйцо должно находится в доме. Его можно было повесить в соломенного паука в центре дома или положить в красном углу возле иконы. Оно оберегало от неприятностей. Если кто-то заболел, то яйцом выкатывали болезнь. Чтобы не было пожара, яйцо обносили вокруг дома, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Алексей Друпов, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Намалявана царквушка, напісана ХВ – Хрыстос Васкрос. На больш ранніх яйках, на больш архаічных вымалёвывалісь розныя геаметрычныя арнаменты. Вось, напрыклад, яшчэ адно яйка з вельмі архаічным арнаментам, які нам вядомы больш з земляў заходніх славян, які называецца рукі Бога.

Рабілі таксама нашы традыцыйныя васьміканечныя зоркі на яйках. Прычым, што цікава, арнамент заўжды быў падпарадкаваны самой геаметрыі яйка. Верх яйка, ніз яйка, асноўная частка яйка.

Освященное яйцо клали в воду, которой потом умывались. А девушки, чтобы быть красивыми и здоровыми, гладили этим яйцом свое лицо. Хозяйки обязательно пекли пасхальные булки. Но это не единственное блюдо пасхального стола.

Лидия Малькевич, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Рабілі заўсёды селядзец. Абавязкова грыбы, абавязкова рыбу ставілі на стол. Верашчаку рабілі, ведаеце такое вот. Ну і мяса. Мяса лічылася таксама. Кумпякі, напрыклад, рэзаць будзем. Ужо можна было гэта ўсё ўжываць. Таму што Масленіца прашла, ужо Вялікдзень наступіў, а там вы ведаеце таксама, што 40 дней было гэтага Поста. Людзі ўжо жадалі, как чаго-небудзь смачнейшае было.

Когда семья садится за стол, первым делом нужно съесть освященное яйцо. Оно разрезается на дольки и каждый член семьи съедает кусочек. А вечером собирались волочебники и ходили по домам, пели песни и восхваляли хозяев.

Надежда Костеневич, заведующая культурно-образовательным отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Дзяўчаты падыходзілі да хлопцаў. Яны збіраліся ў невялічкія групы. Там быў галоўны хлопец, яго звалі запявала. У яго быў моцны голас, ён запяваў усе асноўныя куплеты. А прыпеў падхопвывалі «падхопнічкі», называліся. Людзі астатнія. Яны падыходзілі да вакна, віталіся з гаспадарамі і пыталі, ці можна праспяваць ім гэтыя песні, віншаванні. Калі гаспадар даваў згоду, ён адчыняў вакно і яму спявалі валачобнікі віншавальныя песні з пажаданнямі.

Волочебников ждали в каждом доме, ведь песнями они желали хозяевам достатка. А если в доме незамужняя девушка, то ей желали поскорее выйти замуж.

Любимые развлечения на Пасху – игра в битки: проверяли, чье яйцо будет крепче.

И катание – с горки скатывали яйца.

В этот день при встрече принято не здороваться, а говорить «Христос Воскрес!». Отвечаем: «Воистину Воскрес!»