У неё консультировался Пикассо. В Национальном художественном музее открылась уникальная выставка Надежды Леже

25.10.2019 - 12:40

В Национальном художественном музее Беларуси открылся международный выставочный проект «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Ходасевич». Художница, муза, участница движения сопротивления во Франции, общественный деятель, друг СССР. Помнят ли белорусы сегодня свою землячку?

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – заведующая отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея, куратор выставки «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Ходасевич-Леже» – Светлана Прокопьева.

Кто такая Надежда Ходасевич-Леже?

    Светлана Прокопьева, заведующая отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея, куратор выставки «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Ходасевич-Леже»:
    Для меня она прежде всего великолепный менеджер. Это женщина, у который мы все должны поучиться в плане творчества, самореализации и поучиться строить отношения с окружающими. Нужно помнить о том, что она в достаточно юном возрасте оказалась в совершенно другой языковой среде, которая была ей незнакома, в обществе, которое ей, по сути дела, чуждо, она преломила эти языковые и культурные барьеры, причем она сделала это несколько раз, оказавшись в Польше, а потом во Франции. Она состоялась как художник, как общественный деятель, как мать, как бабушка и несколько раз как жена.

    Какой эпизод из биографии Надежды Петровны лично вас впечатляет больше всего?

      Светлана Прокопьева:
      Я, к сожалению, лично с ней знакома не была, хотя абсолютно не буду лукавить, что одна из первых книг, которая была мной прочитана и которая перечитывалась на протяжении моей жизни, была знаменитая книжка Любови Дубенской «Рассказывает Надя Леже». Я думаю, все прекрасно помнят и знают эту коричневую книжку, которая выдержала какое-то безумное количество тиражей и была чрезвычайно популярна в Советском Союзе. Там описано много, там рассказано много, там, извините, наврано много, потому что Надежда Петровна была сказочницей. Она умела вдохновлять слушателей на бесконечное общение с ней. Очень интересная цитата приводится в воспоминаниях Плисецкой, где она рассказывает о том, что Надя Леже рассказывала ей, что она была балериной, хирургу – что она когда-то вырезала аппендицит и т. д. Эта женщина, которая не была врушкой, но которая умела какую-то ситуацию преподнести так, чтобы привлечь к себе внимание. Возможно, это объяснимо тем, что она очень долгое время находилась в тени.

      Чуть-чуть приукрасить для того, чтобы на одной волне оказаться с собеседником, не столько врать, сколько сочинять.

      Светлана Прокопьева:
      Да, абсолютно верно! И я думаю, что ее ни в коем случае нельзя упрекать в этом. Буквально на днях в начале сентября в Париже состоялась презентация книги целого коллектива авторов, которая так и называется «Надя Леже. История неординарной женщины в тени».

      Что представлено на выставке? Откуда были взяты экспонаты?

      Светлана Прокопьева:
      Нужно рассказать немного о предыстории этого проекта. Несколько лет назад в Беларусь приезжала ее правнучка Наталья Самойлова, которая посетила и наш музей. Мне довелось с ней познакомиться, немножко поработать, потому что я еще являюсь хранителем зарубежной графики в коллекции нашего музея и Надежда Петровна в свое время подарила нам и свои графические листы, и листы Фернана. Когда был визит, мы просто представляли нашу коллекцию для знакомства с наследницей. Тогда Наталья озвучила свою такую сокровенную мечту: организовать выставку Леже в нашем музее и в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Она хотела приурочить как раз к изданию этой книги, которая состоялась в этом году. К сожалению, у нас не состоялся проект ни тогда, ни к 110-летию со дня рождения, но вот 115 лет мы отметили.

      Естественно, что основная масса произведений хранится в коллекциях наследников, поэтому мы сейчас представляем не только свою коллекцию, когда-то подаренную Надеждой Петровной, и три произведения, которые в прошлом году нам были преподнесены в качестве дара музею: три прекрасных рисунка, но и основная часть этой выставки – это произведения, приехавшие из трех частных коллекций. Две из которых - это коллекция наследников, и одна из коллекции человека, который настолько воодушевился Надеждой Петровной, что стал таким возродителем музеев Фернана Леже в Лизоре.

      Будут выставлены не только работы Надежды Леже, Фернана Леже, но еще и Пабло Пикассо. Что связывало Надежду Леже и Пабло Пикассо?

      Светлана Прокопьева:
      Отношения, безусловно, были. Какие? Пикассо не оставил воспоминаний о Наде Леже, но она оставила о нем много воспоминаний. Но в любом случае она в книге описывает, что она была не просто знакомой Пикассо, она консультировалась у него, а он консультировался у нее. Пикассо был одним из художников, который представил свои произведения на знаменитую выставку-продажу, которую Надежда Ходасевич организовала в 1945 году в помощь военнопленным, пострадавшим советским гражданам в годы Великой Отечественной войны. Он безвозмездно предоставил ряд своих произведений и эти произведения были проданы и составили приличную сумму денег.

      Часть мозаик Надежды Леже хранится в Зембинской картинной галерее. Говорят, что они в очень плачевном состоянии. А ведь Зембин мог бы стать яркой точкой на туристической карте Беларуси. Будут ли предприняты шаги, чтобы исправить эту ситуацию?

      Светлана Прокопьева:
      Я искренне надеюсь, что наш проект подхлестнет интерес к этому персонажу и, таким образом, подхлестнет интерес и к картинной галерее, где представлены единственные на территории нашего государства мозаичные панно Надежды Петровны. Ее монументальное творчество связано с поздним периодом, это совершенно уникальные вещи! Это лишнее свидетельство того, какой колоссальной энергией человек обладал. Женщина, по сути на закате своей жизни, обращается к чрезвычайно сложной технике мозаики. Безусловно, она не сама свои мозаики набирала, это делали известные мозаичисты, но тем не менее, создать и реализовать такой проект – это достойно высокого уважения!

      По свидетельству наследников, ею было создано и передано в СССР 82 мозаичных панно. Специально к этой выставке мной была проведена исследовательская работа и было выявлено только 29 мозаик. К счастью, 6 из них находятся в Зембине.

      Как долго продлится выставка в Национальном художественном музее?

      Светлана Прокопьева:
      На мой взгляд, катастрофически коротко, 24 ноября, к сожалению, последний срок экспонирования.

      Люди в материале: Светлана Прокопьева
      Loading...
      

      «Очень эффектный фокус: пропадает наша рука». Показываем самые интересные интерактивные выставки в Минске

      

      Двухметровый язык, кишечник Гомера из популярного мультсериала и аэротруба с вирусами.

      Корреспонденты программы «Минск и минчане» посетили выставку человеческого тела. Экспозиция в виде лабиринта.

      Всего 7 основных зон: органы чувств, мозг, скелет, кровеносная и пищеварительная системы и как бонус – яркий музей бактерий. Здесь 50 экспонатов.

      Макеты показывают работу органов. Опыты может провести любой посетитель.

      Константин Шумский, экскурсовод:
      Когда мы едем в транспорте или на работе, кто-то кашляет, чихает и не прикрывает рот, примерно с такой скоростью вылетают бактерии и распространяются в окружающей среде. Всегда рекомендуется прикрывать рот рукой. Заболев гриппом, не стоит, вообще, выходить на улицу.

      Часть экспозиции – виртуальная. Чтобы увидеть 3D-модели, надо установить приложение на смартфон. Табличка с QR-кодом висит прямо перед входом в лабиринт.

      Отзывы:
      «Очень крутая выставка. И та, что вместе с ней, про технику, тоже!
      «Провели 3 часа – ребенок не хотел уходить».
      «Многие «экспонаты» расположены выше целевой аудитории (младших школьников), что очень неудобно. Где-то под потолком схема пищевода, экран телевизора, игра на реакцию и т.п., все, как под взрослого».

      По соседству – выставка экспериментов. Здесь 200 экспонатов: элементы иллюзии и фотозона. Экскурсия длится 45 минут.

      После организаторы предлагают гостям повторить опыты. В среднем здесь проводят 1,5 часа. У динамо-машины в виде велосипеда, макета чёрной дыры и чаши справедливости Пифагора посетители задерживаются дольше всего.

      Константин Шумский:
      Очень эффектный фокус: пропадает наша рука. Вначале, даже сложно разобраться почему. На самом деле, очень простой эффект – зеркало с односторонней видимостью.

      Интерактивная выставка «Игры разума». Здесь гостям предлагают провести физические эксперименты. Магниты, маятник Максвелла и электрофорная машина. С помощью последней изобретать Якуб Наркевич-Иодко сделал снимки монет, медалей и листьев. Этому белорусу посвящена классическая часть экспозиции. За витринами вырезки газет и документы XIX века.

      Татьяна Петрова, экскурсовод:
      Ёсць топавыя дні – гэта шосты школьны дзень. Калі дзеці прыходзяць у музей, тады інтэенсіўнасць груп, яна большая, і ў дзяцей ёсць пэўнае абмежаванне: да 45 хвілін. Калі гэта будзённыя дні, то мы не абмяжоўваем знаходжанне. Яны, бывае, тут знаходзяцца і гадзіну, і паўтары гадзіны.

      10 интерактивных зон и столько же головоломок: детали надо собрать или разобрать. Это легко только на первый взгляд. Посетители соревнуются целыми семьями. На откуп гостям также игры с двухсотлетней историей: шахматы и нарды.

      Отзывы:
      «Посетили выставку на выходных. Конечно, сравнивать её с различными «лабораториями экспериментов» в крупных торговых центрах не стоит, тут и масштаб другой, и цены. Здесь, скорее, бюджетный вариант – скромно, но со вкусом».
      «Экспонаты можно трогать, информация по белорусским ученым. Места маловато, а так довольно интересно. Особенно, по-моему, школьникам будет интересно».

      В Минске больше 5 интерактивных музеев. Эксперименты помогают детям закрепить школьные знания на практике. А взрослые, уверяют организаторы, всегда узнают что-то новое.