«Я не читала толком договор». Люди берут телефоны в рассрочку, а им начисляют астрономические пени

19.02.2019 - 12:59

Мобильный телефон – давно не роскошь, а средство связи. Но для Елены Кулик покупка обыкновенного смартфона превратилась в настоящую нервотрёпку. Почему покупка без рассрочек и переплат бывает только в сказке, разбираемся в программе «Добро пожаловаться».

День, когда в салоне ей приглянулся модный гаджет, девушка до сих пор вспоминает с ужасом. Наличных у покупательницы на руках не оказалось, а консультант тут же предложил оформить лизинговый займ.

Елена Кулик:
Я не читала толком договор. Это моя вина. Я решила платить, и всё.

Переплата за гаджет была всё же внушительной. Зато отдавать можно целый год. Предвкушая мобильную обновку, девушка, не глядя, подмахнула договор. И в течение года добросовестно платила по долгам. А когда рассчиталась полностью – выдохнула с облегчением. Тогда она ещё не знала, что вскоре получит финансовый иск, на сумму в четыре раза превышающую стоимость аппарата.

Елена Кулик:
Договорились о том, чтобы уменьшить эту пеню. Он нам через пару часов перезвонил и сказал, что заплатите, пожалуйста, 300 рублей и всё из этого. Но на данный момент неделя прошла – нет никакого документа, что к нам никаких претензий не имеют. В ЕРИПе выставлена та же сумма. То есть не уменьшилась.

Елена не внесла последний платёж, а заоблачные цифры – якобы накапавшая пеня. Негодование девушки всё нарастало, ведь из полученного письма было совершенно непонятно – откуда взялся астрономический долг. Зато документ щедро изобиловал перечнем статей из Уголовного кодекса и обещанием взыскать задолженность в судебном порядке. В случае неуплаты лизинговая компания грозила не только огромным штрафом, но даже тюрьмой. 

Елена Кулик:
Непонятно, почему меня целый год не могли отыскать, хотя у меня данные не менялись: ни прописка, ни место работы. Они говорили, что неоднократно требовали оплату. С их слов, они неоднократно это делали. Но до меня дошло только это письмо с претензией в 1 920 рублей.

Супруги Екатерина и Евгений Гандлевские оказались в похожей ситуации. Семейная пара купила в лизинг телефон, конечная стоимость которого не превышала 250 рублей. И первые четыре месяца исправно вносила платежи. Вскоре на молодую семью одна за другой посыпались проблемы. Когда у семейной пары заболел ребёнок, и срочно потребовались деньги на лечение, злополучный телефон они отдали родителям. С условием, чтобы те возьмут рассрочку на себя. Про что родственники вскоре забыли. Спустя год пара обнаружила в своём почтовом ящике претензию от лизинговой компании – та поспешила их внести в список злостных неплательщиков.

Екатерина Гандлевская:
Хотели взять телефон на симку. Она нам предложили через рассрочку. Мы спросили – нет ли переплат, процентов. Сказали: «Нет. Это обычная рассрочка, как во всех магазинах. Вы ничего не переплачиваете».

Как копеечный телефон превратился в долг почти в 3 тысячи рублей? Таких денег девушка отродясь в руках не держала.

Екатерина Гандлевская:
Когда пришло нам письмо, мы сразу созвонились с этой компанией. Спросили, почему такая пеня. Нам объяснили: «5 рублей в день, что вы хотите, мы не обязаны извещать вас о вашей задолженности».

В копии договора, который корреспонденту нашей программы показали должники, действительно есть пункт об уплате неустойки за каждый день просрочки. Речь идет про штраф – 20% от стоимости предмета лизинга в случае ненадлежащей оплаты. Вот только в витиеватых формулировках чёрт ногу сломит! 

Разобраться во всех тонкостях мудрёной сделки под силу лишь матёрым юристам. Адвокат, проанализировав предоставленный документ, уверяет – он составлен безупречно и полностью соответствует законодательным нормам. А вот предъявленные претензии – просто способ запугать должников. 

Виктор Дашко, адвокат юридической консультации Ленинского района г. Минска:
Согласно нашему законодательству, лизингодатель должен был указать конкретную дату, сумму, пеню, сославшись на договор лизинга. Отсылка на какие-то нормы, либо статьи Уголовного кодекса, они, мягко говоря, некорректны.

Герои этого сюжета и сами кивают на собственную невнимательность. Пусть и не по злому умыслу, а платежи они действительно просрочили. Но все, как один, готовы погасить долги. Единственное, пугает сумма набежавшей пени – для многих она попросту неподъёмная.

Между тем, другие напуганные клиенты этой лизинговой компании вовсю выпускают пар в Интернете. Их истории, как под копирку, повторяют уже знакомый сюжет. 

Отзывы в Интернете: 
Звонок: представился приставом, вы должны 1 600, хамят, трубки бросают.

Брала телефон. Выплатила, позвонила, сказали: всё оплачено. Через год письмо пришло: выплатить 2 400. 

Сумму выставили в 1 200 рублей по пене, хотя всё выплачено было в сентябре-месяце. После погашения всей суммы уточнили, есть ли ещё платежи, нам ответили, что всё уплачено, а сейчас такое приходит письмо.

Поддержать злостных и не очень плательщиков готова даже ассоциация лизингодателей.

Сергей Шиманович, директор Ассоциации лизингодателей Беларуси:
Читая отзывы лизингополучателей, с нашей точки зрения – это не совсем правильно. Когда стоимость телефона, условно говоря, 100 рублей, а он выплачивает 5 000 рублей, потому что он просрочил платёж. Чтобы такие злоупотребления устранить и повысить степень ответственности лизингодателей в работе с физическими лицами, в новой редакции правил, которые вступили с 5 января, был введён пункт, который обязывает в случае выставления лизинговыми организациями счетов, расчётов для оплаты каждого лизингового платежа, уже в этом расчёте указывать, включать, в том числе, и суммы начисленной пени.

По словам специалистов, компания, продавшая в лизинг телефоны героям этого сюжета, не соблюдает поправки в правила ведения лизинговой деятельности и начисляет процент не по закону, а от души.

Мы решили побеседовать с директором лично, чтобы понять – есть ли шанс у героев сюжета урегулировать финансовый конфликт малой кровью. С директором удалось связаться по телефону, но услышав фамилии должников, мужчина поспешил заверить: про них он слышит не в первый раз.

Алексей Саванович, директор ООО «Простой лизинг»:
У нас было заключено больше 12 000 договоров. То, что сейчас два человека поднимают шумиху, ну, это им, наверное, выгодно. Тем более, не самые они добропорядочные плательщики, насколько я помню. Были просрочки по платежам. Приезжали к нам на офис. То ли запугать нас пытались, я не знаю.

Директор лизинговой компании клятвенно уверил: разойтись тихо-мирно в этих спорах – и его цель тоже. 

Алексей Саванович, директор ООО «Простой лизинг»:
Мы со всеми пытаемся договориться. Кому-то отменяем, кому-то не отменяем, к кому-то применяем штрафные санкции. До суда мы доводим крайне редко. У каждого есть свои обстоятельства. Но, перед тем как с нами связываться, нужно найти какие-то причины: почему человек не платит, допустим, двадцать месяцев.

В компании решили пойти на уступки клиентам и снизить стоимость долгов семейной паре на 90%, а для первый героини Елены – в 10 раз меньше заявленных в первоначальной претензии.

Должники такому исходу несказанно рады. Нам лишь остаётся пожелать, чтобы в следующий раз покупатели внимательно читали договор. 

Люди в материале: Виктор Дашко
Новости по теме

‡агрузка...

«Фирма продолжает работать. Так что не попадитесь!» Хотели съездить в медовый месяц в Турцию, остались без отпуска и денег

Чем закончился медовый месяц молодой семьи, рассказываем в программе «Добро пожаловаться».

Счастливые супруги Сергей и Ольга Молочко собирались сразу после свадьбы отправиться в путешествие в Турцию. Пара выбрала турфирму и внесла внушительную сумму. Молодые люди уже собирали чемоданы, но вместо пляжа им пришлось провести отпуск по милициям и судам. 

Сергей Молочко:
Мы с девушкой решили пожениться и заказали путёвку в турфирме «АртСизенс». Долго искали турфирму, затем наткнулись на подходящую для нас цену. Путевка стоила 1 450 долларов в эквиваленте. Выбрали мы Турцию, 10 дней, всё включено. Но за 10 дней до вылета нам позвонила директор и сказала, что предоставить туристические услуги не сможет, ссылаясь, что мы внесли поздно деньги.

Молодожёны чуть не лишились дара речи! Ведь никто и не подумал предупредить их про неурядицы с оплатой. Разъярённые супруги позвонили в турфирму и потребовали объяснений. Но вместо извинений директор бесконечно откладывал разговор о возврате денег. 

Сергей Молочко:
Наш медовый месяц был сорван, мы неоднократно звонили директору, чтобы вернули деньги, но она отказывалась, ссылаясь, что денег у неё нет.

Отчаявшиеся молодожёны поделились историей испорченного отпуска в социальных сетях. За считанные дни на Молочко вышли такие же разгневанные туристы. Эта семья тоже оплатила путёвку в этой турфирме, а осталась ни с чем! И хотя инцидент с сорванным отпуском произошёл почти год назад, вернуть деньги и те, и другие не могут по сей день! 

Ольга Иващенко, начальник юридического отдела ОО «Городское общество защиты потребителей»:
Если потребителем внесена предоплата, а также основные денежные средства, потребитель в полном объёме исполнил свои обязательства по договору, то услуга должна быть исполнена. Если не была исполнена, исполнитель должен вернуть уплаченные денежные средства потребителю, выплатить неустойку за нарушение сроков оказания услуги и денежную компенсацию морального вреда. Если стороны договорились досудебно, то требование о возврате уплаченных денежных средств потребителей должно быть удовлетворено в течение 7 дней.

Устав от пустых обещаний, Сергей с супругой обратились в суд. И хотя решение было принято в пользу несостоявшихся туристов, деньги им по-прежнему никто не вернул! 

Сергей Молочко:
5 октября мы подали в суд. Суд состоялся и присвоил в нашу пользу вернуть деньги за путёвку, и каждому, мне и жене, по 1 тысяче белорусских рублей морального вреда. Уже прошёл год, никаких денег нам не было передано. У турфирмы были заблокированы счета.

Но турфирма, беспечно оставившая без медового месяца семью Молочко, без проблем работает и сегодня. В разгар отпусков в офисе не протолкнуться. Съёмочной группе нашей программы не удалось застать директора на месте, а в соседнем офисе подтвердили – видят его здесь раз через раз. 

Корреспонденту СТВ удалось дозвониться до директора турфирмы по телефону. Женщина клятвенно пообещала вернуть обиженным клиентам всё до копейки. 

Екатерина, директор туристического агентства:
Я не скрываюсь, я ничего плохого. Да, это так получилось: потеряла я, и что? У нас договоренность и по суду, и по всему до конца месяца – до сих пор этот срок не прошёл. Есть жизненные ситуации. Не вопрос, что да, я виновата. Вышло абсолютно нелепая ситуация. Не один раз я уже просила прощения. И в ближайшее время всё это будет полностью решено.

Но семья Молочко слышит это уже в сотый раз и не верит ни единому слову!

Сергей Молочко:
Несмотря ни на что, фирма продолжает работать и, тем самым, обманывает клиентов. Так что не попадитесь в ту же яму, как и мы!

 



«Ваш визит очень важен и своевременен». Александр Лукашенко – председателю Президиума Боснии и Герцеговины

Алексей Ягудин высказался о Дарье Домрачевой накануне II Европейских игр

Логотип II Европейских игр из пластиковых крышек сложил житель Докшицкого района

«Уверен, Игры пройдут на высочайшем уровне». Что говорят болельщики II Европейских игр

Совместные проекты к празднику Победы и переход на цифровой формат вещания. Что обсудили руководители телекомпаний СНГ в Минске

«То, что я сейчас увидел, – просто фантастика!» Министр внешней торговли Великобритании посетил ПВТ

«Мы в самой гуще событий». Студия СТВ переехала в кинотеатр «Москва» на время II Европейских игр

«Вы сберегли то единство, которое сейчас есть в Молдове». Президент Беларуси на встрече с Игорем Додоном