«Я не читала толком договор». Люди берут телефоны в рассрочку, а им начисляют астрономические пени

19.02.2019 - 12:59

Мобильный телефон – давно не роскошь, а средство связи. Но для Елены Кулик покупка обыкновенного смартфона превратилась в настоящую нервотрёпку. Почему покупка без рассрочек и переплат бывает только в сказке, разбираемся в программе «Добро пожаловаться».

День, когда в салоне ей приглянулся модный гаджет, девушка до сих пор вспоминает с ужасом. Наличных у покупательницы на руках не оказалось, а консультант тут же предложил оформить лизинговый займ.

Елена Кулик:
Я не читала толком договор. Это моя вина. Я решила платить, и всё.

Переплата за гаджет была всё же внушительной. Зато отдавать можно целый год. Предвкушая мобильную обновку, девушка, не глядя, подмахнула договор. И в течение года добросовестно платила по долгам. А когда рассчиталась полностью – выдохнула с облегчением. Тогда она ещё не знала, что вскоре получит финансовый иск, на сумму в четыре раза превышающую стоимость аппарата.

Елена Кулик:
Договорились о том, чтобы уменьшить эту пеню. Он нам через пару часов перезвонил и сказал, что заплатите, пожалуйста, 300 рублей и всё из этого. Но на данный момент неделя прошла – нет никакого документа, что к нам никаких претензий не имеют. В ЕРИПе выставлена та же сумма. То есть не уменьшилась.

Елена не внесла последний платёж, а заоблачные цифры – якобы накапавшая пеня. Негодование девушки всё нарастало, ведь из полученного письма было совершенно непонятно – откуда взялся астрономический долг. Зато документ щедро изобиловал перечнем статей из Уголовного кодекса и обещанием взыскать задолженность в судебном порядке. В случае неуплаты лизинговая компания грозила не только огромным штрафом, но даже тюрьмой. 

Елена Кулик:
Непонятно, почему меня целый год не могли отыскать, хотя у меня данные не менялись: ни прописка, ни место работы. Они говорили, что неоднократно требовали оплату. С их слов, они неоднократно это делали. Но до меня дошло только это письмо с претензией в 1 920 рублей.

Супруги Екатерина и Евгений Гандлевские оказались в похожей ситуации. Семейная пара купила в лизинг телефон, конечная стоимость которого не превышала 250 рублей. И первые четыре месяца исправно вносила платежи. Вскоре на молодую семью одна за другой посыпались проблемы. Когда у семейной пары заболел ребёнок, и срочно потребовались деньги на лечение, злополучный телефон они отдали родителям. С условием, чтобы те возьмут рассрочку на себя. Про что родственники вскоре забыли. Спустя год пара обнаружила в своём почтовом ящике претензию от лизинговой компании – та поспешила их внести в список злостных неплательщиков.

Екатерина Гандлевская:
Хотели взять телефон на симку. Она нам предложили через рассрочку. Мы спросили – нет ли переплат, процентов. Сказали: «Нет. Это обычная рассрочка, как во всех магазинах. Вы ничего не переплачиваете».

Как копеечный телефон превратился в долг почти в 3 тысячи рублей? Таких денег девушка отродясь в руках не держала.

Екатерина Гандлевская:
Когда пришло нам письмо, мы сразу созвонились с этой компанией. Спросили, почему такая пеня. Нам объяснили: «5 рублей в день, что вы хотите, мы не обязаны извещать вас о вашей задолженности».

В копии договора, который корреспонденту нашей программы показали должники, действительно есть пункт об уплате неустойки за каждый день просрочки. Речь идет про штраф – 20% от стоимости предмета лизинга в случае ненадлежащей оплаты. Вот только в витиеватых формулировках чёрт ногу сломит! 

Разобраться во всех тонкостях мудрёной сделки под силу лишь матёрым юристам. Адвокат, проанализировав предоставленный документ, уверяет – он составлен безупречно и полностью соответствует законодательным нормам. А вот предъявленные претензии – просто способ запугать должников. 

Виктор Дашко, адвокат юридической консультации Ленинского района г. Минска:
Согласно нашему законодательству, лизингодатель должен был указать конкретную дату, сумму, пеню, сославшись на договор лизинга. Отсылка на какие-то нормы, либо статьи Уголовного кодекса, они, мягко говоря, некорректны.

Герои этого сюжета и сами кивают на собственную невнимательность. Пусть и не по злому умыслу, а платежи они действительно просрочили. Но все, как один, готовы погасить долги. Единственное, пугает сумма набежавшей пени – для многих она попросту неподъёмная.

Между тем, другие напуганные клиенты этой лизинговой компании вовсю выпускают пар в Интернете. Их истории, как под копирку, повторяют уже знакомый сюжет. 

Отзывы в Интернете: 
Звонок: представился приставом, вы должны 1 600, хамят, трубки бросают.

Брала телефон. Выплатила, позвонила, сказали: всё оплачено. Через год письмо пришло: выплатить 2 400. 

Сумму выставили в 1 200 рублей по пене, хотя всё выплачено было в сентябре-месяце. После погашения всей суммы уточнили, есть ли ещё платежи, нам ответили, что всё уплачено, а сейчас такое приходит письмо.

Поддержать злостных и не очень плательщиков готова даже ассоциация лизингодателей.

Сергей Шиманович, директор Ассоциации лизингодателей Беларуси:
Читая отзывы лизингополучателей, с нашей точки зрения – это не совсем правильно. Когда стоимость телефона, условно говоря, 100 рублей, а он выплачивает 5 000 рублей, потому что он просрочил платёж. Чтобы такие злоупотребления устранить и повысить степень ответственности лизингодателей в работе с физическими лицами, в новой редакции правил, которые вступили с 5 января, был введён пункт, который обязывает в случае выставления лизинговыми организациями счетов, расчётов для оплаты каждого лизингового платежа, уже в этом расчёте указывать, включать, в том числе, и суммы начисленной пени.

По словам специалистов, компания, продавшая в лизинг телефоны героям этого сюжета, не соблюдает поправки в правила ведения лизинговой деятельности и начисляет процент не по закону, а от души.

Мы решили побеседовать с директором лично, чтобы понять – есть ли шанс у героев сюжета урегулировать финансовый конфликт малой кровью. С директором удалось связаться по телефону, но услышав фамилии должников, мужчина поспешил заверить: про них он слышит не в первый раз.

Алексей Саванович, директор ООО «Простой лизинг»:
У нас было заключено больше 12 000 договоров. То, что сейчас два человека поднимают шумиху, ну, это им, наверное, выгодно. Тем более, не самые они добропорядочные плательщики, насколько я помню. Были просрочки по платежам. Приезжали к нам на офис. То ли запугать нас пытались, я не знаю.

Директор лизинговой компании клятвенно уверил: разойтись тихо-мирно в этих спорах – и его цель тоже. 

Алексей Саванович, директор ООО «Простой лизинг»:
Мы со всеми пытаемся договориться. Кому-то отменяем, кому-то не отменяем, к кому-то применяем штрафные санкции. До суда мы доводим крайне редко. У каждого есть свои обстоятельства. Но, перед тем как с нами связываться, нужно найти какие-то причины: почему человек не платит, допустим, двадцать месяцев.

В компании решили пойти на уступки клиентам и снизить стоимость долгов семейной паре на 90%, а для первый героини Елены – в 10 раз меньше заявленных в первоначальной претензии.

Должники такому исходу несказанно рады. Нам лишь остаётся пожелать, чтобы в следующий раз покупатели внимательно читали договор. 

Люди в материале: Виктор Дашко
Loading...


Кольцо не подошло по размеру или у серёжек застёжка поломалась? Что делать



Дешевое украшение по цене дорогого – не редкость. Чаще всего вместо натуральных камней торгуют синтетическими. Выглядят так же – блеск, форма. На глаз не отличить. Но как проверить? Отнести к геммологу или в Государственный комитет судебных экспертиз.

Роман Арсенов, заместитель начальника управления физико-химических и взрывотехнических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз:
Мы проверяем металл, проводится исследование по установлению пробы драгоценного металла – что является одним из критериев подлинности изделия. И также проверяем подлинность камней в рамках проведения геммологической экспертизы. Мы устанавливаем природу происхождения бриллиантов. Таких драгоценных камней, как александриты, рубины, изумруды, также исследуем камни, которые встречаются в ювелирных изделиях.

Эти сережки Кристине подарили на день рождения. Спустя несколько дней обнаружились проблемы с застежкой.

Кристина Сушкевич:
Я обратилась в магазин, и мне продавец-консультант предложила самостоятельно настроить застежку. Я согласилась и в принципе это сработало, все было хорошо, потому что я действительно боялась потерять сережки. Но спустя какое-то время застежка снова стала барахлить, и я не знаю, куда обращаться.

Можно ли обменять или вернуть товар в таком случае? Разбираемся. Согласно перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, ювелирные изделия из драгоценных металлов, часы и бижутерия надлежащего качества не подлежат обмену и возврату в 14-дневный срок со дня реализации.

Захар Ладутько, адвокат:
Товары, которые являются товарами надлежащего качества, и то, что относится к ювелирным изделиям, возврату не подлежат, а ненадлежащего качества, конечно же, подлежат возврату. Необходимо тоже учитывать очень важный момент, что товары ненадлежащего качества, а именно ювелирные изделия, в основном такими признаются через экспертизу.

Требовать возврат своих денежных средств или обмен украшения вы можете даже в случае, если гарантийный срок на ювелирное изделие истек. Для этого необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией.

Захар Ладутько:
Проводится экспертиза и если брак заводской, то мы получаем все свои возмещения согласно закону «О защите прав потребителей». Если имеется пожизненная гарантия, то мы проводим экспертизу, предоставляем чек на изделие, бирку, сертификат на пожизненную гарантию, и если будет установлен заводской брак, то вы получите возмещение.

Делаем вывод. Покупатель вправе передать товар в магазин с претензией. На основании этого должна быть проведена экспертиза и по ее результатам покупателю возвращаются денежные средства или товар заменяется на идентичный. Но помните, такое возможно только с ювелирными изделиями ненадлежащего качества. В случае, если, например, колечко просто не подошло по размеру, этот способ не поможет. Здесь продавец выполнил свои обязательства перед покупателем.