«Я в уголке увидел мусор и опознал свою работу». Как Леонид Щемелёв стал знаменитым благодаря Елене Аладовой

28.08.2020 - 16:02

Как Леонид Щемелев стал знаменитым благодаря Елене Аладовой, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

За что только не метали копья в Аладову. Главный упрек – большой акцент на русском искусстве. Иметь в коллекции Сурикова, Айвазовского и Шишкина в те годы считалось эталоном.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Ее за это даже в Беларуси критиковали, так она и для белорусского сделала. Если бы не она, то, может быть, и не знали бы, что у нас есть Бялыницкий-Бируля.

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Фактически она вернула его в свою страну. Почувствовала по колориту Бялыницкого-Бирули, по мягкости живописи. Он остается белорусским художником с белорусским кодом, несмотря на то, что всю жизнь жил в России.

Эта история началась еще в 1944-ом. Тогда Аладова готовила выставку к 25-летию БССР. Искусствовед с головой ушла в поиски художников с белорусскими корнями и первым, кому предложила персональную выставку, оказался Витольд Бялыницкий-Бируля. В те годы художник живет за границей и выставляется по всему миру.

Надежда Усова:
Благодаря связям на уровне высших партийных деятелей, он был приглашен в 47-ом году в Минск, поселен в партийной резиденции. Это сейчас «Белая дача» в Курасовщине, где к ним была приставлена прислуга даже, дан личный автомобиль Пономаренко, и Витольд в течение двух месяцев написал здесь около 40 этюдов.

Белорусское искусство нуждалось в своем «живом классике» и Аладова сделала все, чтобы мастера короновать. В 44-ом Бялыницкий-Бируля первым в истории страны получает звание народного художника. А спустя несколько месяцев ему предоставляют загородный дом на исторической родине. В конце 40-х он объявляет себя белорусским художником и готовится к переезду.

Планы нарушит смерть дочери и последующий инсульт. Про художника вскоре забудут. И лишь после смерти в июне 1957-го право его на наследие заявит Беларусь. Аладова ведет переговоры с вдовой живописца. И вскоре покупают всю коллекцию и обстановку загородного дома. Эту историю коллеги директора до сих пор вспоминают как страшный сон.

Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Это была дача на озере Удомля – дача «Чайка», Тверская губерния. Нужно было все это вывезти оттуда. Константин Иванович Федоришкин тогда как раз начал работать, и он туда поехал, ему сказали, что он должен тут ждать, паковать все, приедет за ним машина.

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
45 дней я там просидел. Нет, нет, машины нет. Я говорю: «Елена Васильевна, у меня уже все, еще бы два дня вы не приехали – я бы кота съел». Пошел за шесть километров на завод, купил колбасы, которой отравился, три дня лежал. Хорошо, дед ко мне приезжал, привез мне какую-то курятину, наверное, от Петра Великого.

Приключения на этом только начинались. Машину прислали через месяц. Но по осеннему бездорожью она проехала всего пару километров. Выручили геодезисты. Начальник участка согласился помочь в обмен на дрова. Благодарная вдова художника дала пару досок и была такова. Разгневанный Федоришкин распорядился распилить сарай и во что бы то ни стало рассчитаться с благодетелями.

Константин Федоришкин:
Приезжаем сюда, во двор загнали машину, приходит Елена Васильевна, она сидит и говорит: «Ай-ай-ай, Константин Иванович, никогда не думала, что вы такой». А я говорю: «В чем дело?». Она уже позвонила и сказала, что я вот такой, ну, а я заплакал и пошел. Из кожи вылазил и вот такое.

Как выяснилось позже, проговорилась вдова художника. Когда страсти поутихли, Аладовой пришлось извиняться лично. Музей скупил коллекцию из трех сотен полотен. Елена Аладова добилась своего и поставила вопрос ребром – стране нужен музей имени мастера. Хождения по высоким кабинетам сделали свое дело.

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:
Тогда жена Бялыницкого-Бирули вместе с Еленой Васильевной каждому секретарю ЦК подарила по одной работе для того, чтобы они помогли в создании музея. И на такое приходилось идти.

Еще одна живая легенда Леонид Щемелев. Сегодня полотна художника украшают сокровищницы самых известных коллекционеров мира. А в ноябре 58-го – никому неизвестный выпускник худфака оказался на грани провала. Госкомиссия завернула дипломную работу – картину «Свадьбу». Против высказались мэтры искусства. Экзаменаторов раздражало буквально все: размер холста, идеологические проколы, краски, манера письма. Тройку Щемелеву поставили лишь из жалости. Долгой была дорога полотна и к музейным стенам.

Леонид Щемелев, народный художник БССР:
Как-то собрались ребята выпить, и среди нас человек говорит: «Пойдемте отсюда ко мне, есть мастерские». Я в уголке увидел мусор и опознал свою работу. Я решил зайти в музей, обратился к Елене Васильевне, что так и так, вот моя работа – я ее нашел на мусорном ящике. Она молчит, ничего не говорит, а потом – «Неси сюда».

Через несколько месяцев Леонид Щемелев внезапно получает гонорар за холст – 700 рублей он потратит на первую мастерскую. А полотно с тех пор так и пропишется в художественном.

Для молодых художников Аладова и мать, и наставник, и подруга. К ней сломя голову бежали за любыми советами.

Иван Мисько:
Большинство художников приглашали ее к себе, показывали работы, советовались с ней. И она или даст добро, или нет. Она как хозяйка, ее понимали, слушали и уважали.

Алиса Наркевич, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1960-1985 г.):
О ней очень тепло отзывались, особенно молодые художники, творчество которых несколько отличалось от творчества старейших белорусских художников.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.