«Я в уголке увидел мусор и опознал свою работу». Как Леонид Щемелёв стал знаменитым благодаря Елене Аладовой

28.08.2020 - 16:02

Как Леонид Щемелев стал знаменитым благодаря Елене Аладовой, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

За что только не метали копья в Аладову. Главный упрек – большой акцент на русском искусстве. Иметь в коллекции Сурикова, Айвазовского и Шишкина в те годы считалось эталоном.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Ее за это даже в Беларуси критиковали, так она и для белорусского сделала. Если бы не она, то, может быть, и не знали бы, что у нас есть Бялыницкий-Бируля.

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Фактически она вернула его в свою страну. Почувствовала по колориту Бялыницкого-Бирули, по мягкости живописи. Он остается белорусским художником с белорусским кодом, несмотря на то, что всю жизнь жил в России.

Эта история началась еще в 1944-ом. Тогда Аладова готовила выставку к 25-летию БССР. Искусствовед с головой ушла в поиски художников с белорусскими корнями и первым, кому предложила персональную выставку, оказался Витольд Бялыницкий-Бируля. В те годы художник живет за границей и выставляется по всему миру.

Надежда Усова:
Благодаря связям на уровне высших партийных деятелей, он был приглашен в 47-ом году в Минск, поселен в партийной резиденции. Это сейчас «Белая дача» в Курасовщине, где к ним была приставлена прислуга даже, дан личный автомобиль Пономаренко, и Витольд в течение двух месяцев написал здесь около 40 этюдов.

Белорусское искусство нуждалось в своем «живом классике» и Аладова сделала все, чтобы мастера короновать. В 44-ом Бялыницкий-Бируля первым в истории страны получает звание народного художника. А спустя несколько месяцев ему предоставляют загородный дом на исторической родине. В конце 40-х он объявляет себя белорусским художником и готовится к переезду.

Планы нарушит смерть дочери и последующий инсульт. Про художника вскоре забудут. И лишь после смерти в июне 1957-го право его на наследие заявит Беларусь. Аладова ведет переговоры с вдовой живописца. И вскоре покупают всю коллекцию и обстановку загородного дома. Эту историю коллеги директора до сих пор вспоминают как страшный сон.

Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Это была дача на озере Удомля – дача «Чайка», Тверская губерния. Нужно было все это вывезти оттуда. Константин Иванович Федоришкин тогда как раз начал работать, и он туда поехал, ему сказали, что он должен тут ждать, паковать все, приедет за ним машина.

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
45 дней я там просидел. Нет, нет, машины нет. Я говорю: «Елена Васильевна, у меня уже все, еще бы два дня вы не приехали – я бы кота съел». Пошел за шесть километров на завод, купил колбасы, которой отравился, три дня лежал. Хорошо, дед ко мне приезжал, привез мне какую-то курятину, наверное, от Петра Великого.

Приключения на этом только начинались. Машину прислали через месяц. Но по осеннему бездорожью она проехала всего пару километров. Выручили геодезисты. Начальник участка согласился помочь в обмен на дрова. Благодарная вдова художника дала пару досок и была такова. Разгневанный Федоришкин распорядился распилить сарай и во что бы то ни стало рассчитаться с благодетелями.

Константин Федоришкин:
Приезжаем сюда, во двор загнали машину, приходит Елена Васильевна, она сидит и говорит: «Ай-ай-ай, Константин Иванович, никогда не думала, что вы такой». А я говорю: «В чем дело?». Она уже позвонила и сказала, что я вот такой, ну, а я заплакал и пошел. Из кожи вылазил и вот такое.

Как выяснилось позже, проговорилась вдова художника. Когда страсти поутихли, Аладовой пришлось извиняться лично. Музей скупил коллекцию из трех сотен полотен. Елена Аладова добилась своего и поставила вопрос ребром – стране нужен музей имени мастера. Хождения по высоким кабинетам сделали свое дело.

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:
Тогда жена Бялыницкого-Бирули вместе с Еленой Васильевной каждому секретарю ЦК подарила по одной работе для того, чтобы они помогли в создании музея. И на такое приходилось идти.

Еще одна живая легенда Леонид Щемелев. Сегодня полотна художника украшают сокровищницы самых известных коллекционеров мира. А в ноябре 58-го – никому неизвестный выпускник худфака оказался на грани провала. Госкомиссия завернула дипломную работу – картину «Свадьбу». Против высказались мэтры искусства. Экзаменаторов раздражало буквально все: размер холста, идеологические проколы, краски, манера письма. Тройку Щемелеву поставили лишь из жалости. Долгой была дорога полотна и к музейным стенам.

Леонид Щемелев, народный художник БССР:
Как-то собрались ребята выпить, и среди нас человек говорит: «Пойдемте отсюда ко мне, есть мастерские». Я в уголке увидел мусор и опознал свою работу. Я решил зайти в музей, обратился к Елене Васильевне, что так и так, вот моя работа – я ее нашел на мусорном ящике. Она молчит, ничего не говорит, а потом – «Неси сюда».

Через несколько месяцев Леонид Щемелев внезапно получает гонорар за холст – 700 рублей он потратит на первую мастерскую. А полотно с тех пор так и пропишется в художественном.

Для молодых художников Аладова и мать, и наставник, и подруга. К ней сломя голову бежали за любыми советами.

Иван Мисько:
Большинство художников приглашали ее к себе, показывали работы, советовались с ней. И она или даст добро, или нет. Она как хозяйка, ее понимали, слушали и уважали.

Алиса Наркевич, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1960-1985 г.):
О ней очень тепло отзывались, особенно молодые художники, творчество которых несколько отличалось от творчества старейших белорусских художников.

Loading...


Как в Минске прошло лето в режиме open air и какие планы на Новый год – Виталий Брель



Новости Беларуси. Менее чем через неделю Беларусь впервые отметит День народного единства. Все мероприятия на протяжении года проходят под знаком народного единства. Насыщенная программа с open air сопровождала жителей Минска все лето. В студии программы «Большой город» на СТВ начальник управления культуры Мингорсполкома Виталий Брель.

Екатерина Забенько, ведущая:
Все лето город жил в режиме open air. Погода и мероприятия, проводимые в городе, этому соответствовали. Чего стоит только наш музыкально-туристический сезон: это и музыкальные вечера у Ратуши, и «Классика у Ратуши». Это уже мероприятия, которых минчане ждут и на которые идут с удовольствием. Отслеживают всегда программы, чтобы занять поближе места. Какие вы для себя мероприятия выделили этим летом, какие прошли с аншлагом, и соответствовали ли ожидания реальности?

Виталий Брель, начальник управления культуры Мингорисполкома:
Не слукавлю, если отвечу, что мероприятия, которые проходили каждую субботу лета, были замечательными и чем-то отличались друг от друга. Во-первых, мне понравилось открытие данного мероприятия, где впервые мы сделали сводный детский хор наших учреждений образования в сфере культуры, и это было очень красиво, достойно. Новое для Минска – мы сделали «Театральные вечера у Ратуши», которые открыли спектаклем Большого театра. Зрители могли увидеть и театр Янки Купалы, и музыкальный театр, и театр Минска. Каждый мог найти для себя либо детский спектакль, который проходил днем, либо в вечернее время для более старшей аудитории. Конечно же, во второй половине лета у нас проходили концертные номера, музыкальные вечера у Ратуши. Здесь был и Президентский оркестр Республики Беларусь, и оркестр Белтелерадиокомпании. Все оркестры отыграли на этой сцене.

Я могу сказать, что зрителей было очень много, то есть эта маленькая площадка, как обычно, была заполнена жителями и гостями нашей столицы. Они ждут, приходят. Есть некоторые жители города, которые знают программу и приходят за несколько часов. Мы сделали в этом году небольшой партер, порядка 100 мест. Они занимают места и ждут этот концерт с нетерпением.

Екатерина Забенько:
Скоро вам придется расширять эту площадку, потому что там плотно стоят здания. Но я знаю, что огромное количество желающих посмотреть эти выступления и концерты.

Виталий Брель:
Я думаю, что мы и в следующем году продолжим эту добрую традицию в Минске.

Екатерина Забенько:
Будет развиваться эта тенденция к концертам на открытом воздухе?

В каждом районе будут мероприятия. Как в Минске отметят День народного единства? Читать здесь.

Виталий Брель:
Конечно, мы пытаемся найти новые фишки, изюминки, чтобы каждый раз что-то привлекало зрителей к Ратуше. Но неизменными мы оставим музыкальные вечера, какую-то часть театральных вечеров, потому что посмотрели – нравится. Думали, не пойдет проект. Вроде бы спектакль – это камерно, должно ограничиваться залом, общением с публикой. Но все-таки есть те постановки, которые достаточно хорошо смотрятся на открытой площадке и привлекают наших зрителей.

Екатерина Забенько:
Несмотря на пандемию, Минск продолжает жить насыщенной культурной жизнью. Благо, мероприятий проходит огромное количество. Я знаю такие цифры, как сотни выставок, мероприятий, каких-то культурно-просветительских событий. Каждый ли минчанин и гость столицы может найти себе развлечение по душе? На недостаток никто не жалуется?

Виталий Брель:
Никто не жалуется. Сегодня Минск действительно живет культурными мероприятиями. Каждый может найти себе мероприятие по душе. Мы помним период 2020 года, когда с апреля была пандемия, закрывались театры, соблюдали этот режим кинотеатры. Сегодня у нас идут новые постановки в театрах, многочисленные выставки, и они еженедельно меняются, презентации тех или иных картин. Каждый может найти себе по душе.

Екатерина Забенько:
Мне кажется, что и информации в интернете предостаточно. На сайте Мингорисполкома тоже постоянно сообщают: приходите – в этом музее происходит вот это, на этой площадке происходит это. Недостатка сегодня не существует. Пожалуйста – и кино, и театр, и музеи, и выставки, и на улице. Ты выходишь на улицу, а там тебя встречает какое-то мероприятие.

Виталий Брель:
Конечно, вы же правильно сказали, у нас насыщенный сентябрь. Но сентябрь заканчивается, у нас пройдет кинофестиваль «Лістапад», который тоже ждут минчане, да и не только минчане – вся страна ожидает премьеры, фильмы, которые к нам привезут. И это будет замечательное мероприятие. И так много можно перечислять. Сегодня премьеры в кинотеатрах мы наблюдаем практически каждую неделю. Выставки меняются если не каждую неделю, то раз в две недели есть новая. И фотовыставка, картинная галерея, то есть достаточно много мероприятий, где можно отдохнуть душой. Прийти и посмотреть кино, спектакль очень интересный. Наши театры стараются, понимая, что надо привлечь зрителя, делают очень много интересных постановок. Поэтому всех приглашаем.

Екатерина Забенько:
Вы наверняка продумываете программу и на Новый год. Он для вас уже не за горами? Мы то думаем, что еще несколько месяцев должно пройти.

Виталий Брель:
Конечно, мы продумываем программу и на Новый год, на подробностях сейчас не буду останавливаться, а то раскрою все тайны. Но, честно говоря, будут сюрпризы, в октябре мы уже полностью увидим программу Нового года, которую запланировали провести, как и положено, в конце декабря.