Сон на ульях предложат в агроусадьбе под Минском: «Пчалінае біаполе ахоплівае чалавека і дапамагае справіцца з рознымі хваробамі»

04.04.2019 - 15:39

Основная концепция многих агроусадеб – сохранение традиций. Здесь туристы погружаются в историю белорусской деревни, в секреты пчеловодства и красоту местных ландшафтов. О том, как создается и во сколько обходится бизнес на свежем воздухе – в этом выпуске программы «Центральный регион».

Отказаться от городской суеты и на несколько недель окунуться в атмосферу сельской жизни – желание, знакомое многим белорусам. Воплотить в реальность мечту о спокойном отдыхе на природе до недавнего времени было не так уж и просто. Но в прошлом году правила игры кардинально изменились. Принимать гостей за умеренную плату теперь может каждый, у кого есть домик в деревне. Указ Президента «О развитии агроэкотуризма» снял почти все барьеры: не нужно менять целевое назначение участка, можно строить гостевые домики, нанимать работников, проводить свадьбы, банкеты и корпоративны.

Желающих познакомить туристов с местными красотами с каждым годом становится все больше. В лидеры агротуристического бизнеса вышел Логойский район. Экскурсию по своей усадьбе для нас с удовольствием провёл Сергей Селях.

Сергей Селях, хозяин агроусадьбы:
Я сам па адукацыі пчаляр. Працаваў пчаляром. І калі прадаеш мёдзік, людзі пытаюцца – твой гэта мёдзік ці не твой. А як ім даказаць? Вось тады я падумаў пазапрашаць іх, каб яны пабачылі гэтыя пчолы. І вось тады, на зары нашага агратурызма, вось такая ідэя мне прыйшла. І прышла гэта ідэя, каб у нас, у горадзе развіваўся накірунак аграэкатурызма. Людзі едуць у вёсачку на дзень, на другі, трэці пахадзіць па траўцы, у лясок, на рэчку збегаць. А я падумаў, хай прыдуць ка мне на пчольнік. І стварыў вось гэту аграсядзібу. Па адукацыі я пчаляр, я дасканала ўсё гэта ведаю, чым займаюцца пчолкі, як з імі працаваць. Складанасцей пакуль што няма. Працуй, альбо табе не перашкаджалі. Як можам, так і працуем.

На интересное предложение пчеловода отозвались самые разные гости. И хорошо забытое старое стало находкой не только для иностранцев, но и для белорусов. Кроме экскурсии на пасеку, хозяин проложил зелёный маршрут к бобровой плотине, построил контактную площадку животных и птиц. В усадьбе появились волки, открылся музей сельского быта.

Сергей Селях:
Пачаў я адзін, потым, калі паехалі дзеткі, арганізаваныя групы, экскурсіі, трэба іх пакарміць, пачаставаць – чай подрыхтаваць, бліноў напячы – я далучыў жонку да гэтай справы. А зараз мы і ўдзвух не справляемся – дапамагаюць дзеці. Дапамагае дачка і зяць. Мы ўсе разам даглядаем гэтую гаспадарку. Бываюць перыяды, калі шмат наведальнікаў, калі трошачкі спакайней. З наведальнікаў – дзяцей у нас прыкладна 70%. Гэта дзіцячыя канікулы, перад летнімі канікуламі да нас прыязджаюць. Калі дзеці сустракаюцца, яны сплачываюцца яшчэ ў калектыў, едуць па экскурсіях у гэтыя перыяды.

Александр Алексенко, экскурсовод:
У нас экскурсии разные. Приезжают иностранцы с переводчиками. С Австралии даже были, с Африки, Китая. Россияне часто приезжают. Мы им рассказываем на белорусском языке, а им интересно послушать, потому что у нас язык мелодичный.

Найти минуту, чтобы рассказать нам о своем деле, Сергей едва смог. Только за время съёмки усадьбу посетили 3 детских туристических группы. Начать путешествие здесь предлагают с угощения, к слову, тоже традиционного. Его с заботой готовит хозяйка.

Наталья Селях, хозяйка агроусадьбы:
Мы ўжо ведаем зараней, калі да нас прыедуць. Таму мы да гэтага рыхтуемся. Бульбу рыхтуем у каструле, пячом бліны. Робім теста. У мяне свой рэцепт, я не магу яго нават сказаць, таму што заўсёды у мяне на розную колькасць вока набітае добра. І зараней мёд наліваем ў стаканчыкі.

Пачыналі мы проста чаем і мёдам, таму шта травы мы самі збіраем і сушым. А потым падумалі дабавіць нешта далей – блінчык атрымаўся. А потым – народная страва – бульба беларуская славіцца ўсюды, вельмі смачная у нас, дарэчы, бульба. Вось мы і дабавілі яшчэ і бульбінку. І у нас так атрымаўся такі набор, і вельмі падабаецца людзям – і дарослым, і дзецям.

Безусловно, изюминкой усадьбы является история пчеловодства. Богатый опыт хозяина в медовом деле выгодно отличает экокомплеск среди множества предложений. В перспективе – оказание новой услуги «сон на ульях».

Сергей Селях:
У нашых планах – аказваць людзям паслугі, каб яны лячыліся пчолкамі. Будуюцца спецыяльныя домікі, дзе жывуць пчолкі. Чалавек заходзіць, лажыцца на гэтыя вулейчыкі, і пчалінае біаполе ахоплівае чалавека і дапамагае яму справіцца з рознымі хваробамі.


Мы кожнае лета тут ляжым, адпачываем. Мне ўжо 72 гады – ніхто не верыць. Тое што патрабуецца, тое мы і спрабуем праарганізаваць. Калі мы ўздолім сваёй сям’ёй падрыхтаваць у гэтае свята, мы запрашаем да нас рабонікаў культуры. Наш Лагойскі раён сябруе з намі, дапамаюць адразу, каб організаваць свята. Мы тут ўжо кожны год прыймаем па тысяч 7 наведальнікаў. Канешна, гэта папулярізацыя нашага раёна, таму і раённыя ўлады даносяцца да нас добра.

Традиции сельской жизни и местный колорит особенно привлекают иностранных гостей. В диковинку для приезжих здесь буквально каждая деталь. Зоопарк, музей и экотропа в шаговой доступности приятно удивляют туристов. Найти общий язык с гостями из разных уголков мира хозяину удаётся всегда.

Сергей Селях:
Колькі краін у нас было, цяжка пералічыць. Стасункі цераз перакладчыка. Для нашых беларусаў – канешне, на беларускай мове. Прыезджаюць расіяне – я таксама на беларускай мове. Але папярэджваю, калі што не зразумела, вы пытайцеся, я вам перакладу. А калі ўжо прыезджаюць англічане, японцы, кітайцы, канешне, нада гаварыць на русском языке.

Потому что наши переводчики не все белорусский язык понимают. И им трудно с белорусского перевести на японский.

Яны ўражаны такім падыходам да справы, яны бачуць гэтых пчолак у натуры – мы дазваляем паглядзець, патрогаць, паспрабаваць гэтага мёдзіка. Побач з ваўкамі пабыць. І гэты беларускі каларыт – музей створаны вясковага побыту. У нас тут няма асоба вялікіх капітальных ўкладанняў у нашу сядзібу. Гэта пачынаў мой бацька, я тут тольки прадаўжаю.

Бурный рост количества агротуристических усадеб вызвал и их качественное развитие. Конкуренция в таком бизнесе высока, а потому условия содержания участка не должны вызывать вопросов. Благоустройство усадьбы требует не только денежных вложений, но и немалых сил.

Сергей Селях:
Развівацца, ахопліваць яшчэ больш нейкіх функцый неяк не хочацца. Хочацца гэта ўсё дакладна даносіць да людзей. Нешта трошачкі акультурыць – мы працуем над гэтым.

Наталья Селях:
Калі газоны косяць мужчыны, то мая справа другая: кветкі, вокны чыстыя, cталы, магазінчык у мяне там ёсць. Усё ў парадку павінна быць.

Владельцы агроусадебного бизнеса преследуют самые разные цели. Однако, практика показывает, что большинство подобных старт-апов рождалось, благодаря хобби и личным предпочтениям. Опытные садоводы и огородники обучают любимому делу публику, охотники и рыболовы разбивают на собственных участках пруды, собирают экспозиции из трофеев.

Поэтому такая коммерция имеет для хозяев особое значение, а неподдельный интерес в глазах бизнесменов позволяет гостям довериться их профессионализму.

Наталья Селях:
Пачалося гэта трошкі як бізнес, але ж я працавала дагэтуль настаўніцай. Адзін год адпрацавала ў школе. З дзецьмі працаваць лёгка, вельмі добра. І адразу было бачна, што гэта нам спадабалася. Таму я лічу, што гэта справа для душы. А калі бізнес і душа разам, тады лягчэй працаваць.

Люди в материале: Сергей Селях
Новости по теме

‡агрузка...

«Собака – это тоже гость». В агроусадьбе под Логойском вас примут с животными и напоят из тульского самовара под звуки патефона

Съёмочная группа программы «Центральный регион» посетила агроусадьбу семьи Бутько в Логойском районе.

Этот тульский самовар-«грушу» хозяин усадьбы получил в подарок. Тогда семья не могла и представить, что агрегат послевоенных годов станет своего рода аттракционом для приезжих. Традиционное чаепитие особенно удивляет гостей из Бельгии, Израиля и даже России.

Впрочем, традиционного и самобытного на этой агроусадьбе в изобилии. Коллекцию самоваров, картин и мебели Анатолий Бутько собирал из любительского интереса. Колоритные вещицы прошлых веков теперь занимают почётное место в доме, гостями которого становятся ценители прекрасного из разных стран.

Павел Бутько, администратор агроусадьбы:
Всё начиналось в далеком 2006 году, когда отец принял решение построить дачу для семьи. Он немного увлёкся, и получилось, что имеем. То есть полноценный агротуристический комплекс, который может принимать гостей. Изначально была просто земля и небольшая постройка, которая сейчас используется под котельную. Потом – строительство бани. Потом фасад здания, постепенно всё возводилось. Территория окультуривалась – строились беседки, бассейн, футбольное и волейбольное поля. Территория большая, локаций много. Всё строилось под гостей, мнения которых мы слушали.

Развивать семейный бизнес сейчас помогают Павел и Мария. Брат и сестра с энтузиазмом рассказывают о многочисленных мероприятиях, которые им приходилось организовывать на территории усадьбы. Среди популярных – свадьбы, корпоративы и тимбилдинги.

Павел Бутько:
Эта сфера агротуризма – по большей части, это семейный бизнес. На данный момент в усадьбе работает вся наша семья. Мама помогает убираться, отец контролирует весь процесс, мы с сестрой организовываем мероприятия, подбираем персонал, который у нас эти мероприятия организовывает. Процесс подбора персонала – это определённая наука, которая требует много времени, чтобы понять, какие люди нужны нам. Самые большие мероприятия – это корпоративы.

Беларусь славится IT-конторами, в которых большое количество сотрудников. И в последние три года это стало очень популярно – отдыхать на природе, на свежем воздухе. Большая территория – усилий больше тратится на то, чтобы её содержать в чистом и аккуратном состоянии.

Мария Бутько, администратор агроусадьбы:
Всё зависит от того, какого формата мероприятие, сколько людей для этого нужно. Но стабильно на кухне трудятся повара, помощники поваров. Трудится персонал, который занимается уборкой помещений, трудятся официанты, администраторы. Если нужно, даже охранники. Были у нас такие мероприятия, где запросили услуги секьюрити.

Среди конкурентов агроусадьбу выгодно выделяет возможность ночного пребывания гостей. Одновременно здесь могут принять до 26 человек.

Мария Бутько:
Цена может меняться в сезон. В межсезонье, естественно, стоимость ниже. Действуют сезонные скидки. Допустим, сейчас у нас действует специальное предложение для тех, кто хочет отдохнуть. Все будет стоить на 50% меньше. Мы придерживаемся той политики, что все равны: у нас могут отдохнуть как белорусы, так и иностранцы.

Такая политика сейчас актуальна для спортивных болельщиков. Остановиться в агроусадьбах области планируют многие гости II Европейских игр. В преддверии самого ожидаемого события этого лета семья Бутько продумывает каждую мелочь. Тёплый приём обещают и самым требовательным гостям.

Мария Бутько:
Был гость, который приехал и сказал: «Я хочу заказать отдельное меню для моей собаки. Собака будет проживать в номере. Три раза в день её нужно кормить в это время». Мы это делали, потому что собака – это тоже гость. У нас заявлено, что к нам можно приезжать с животными, если люди берут на себя ответственность по уходу за животным.

Семьёй работать сложно. Но у нас это получается хорошо, потому что мы знаем, для чего мы это делаем. Потому что мы друзья – могу сказать за себя и за брата. Мы работаем, как одна большая команда, и было очень мало таких моментов, когда мы в чём-то не соглашались друг с другом.

Павел Бутько:
Белорусский самобыт, который может понравиться туристам, у нас присутствует в повседневном сервисе. Мы готовим в печи, мы устраиваем фуршеты и приёмы пищи на улице, что может понравиться туристам, это дополнительный антиквариат, который может приобрестись, чтобы всех удивить.

Удивлять туристов планируют собственной командой поваров. И в кулинарном деле тоже есть своя стратегия. Во-первых, хороший аппетит гостей на свежем воздухе – прибыльная перспектива. Во-вторых, большинство блюд в меню представляют традиционную белорусскую кухню.

Дмитрий Юркевич, шеф-повар:
В Европе давно развита система экотуризма. В Беларуси в полном объёме набирает обороты распространение агрусадеб. И так как это наш национальный колорит, мы используем наши национальные блюда. И белорусы, и иностранцы предпочитают белорусскую кухню. Самое распространенное – это, конечно, драники. Как ни говори, но это, всё-таки, наше национальное достояние.

Есть ещё такое блюдо, как деруны, которое мы тоже предлагаем гостям. Классический борщ и жур – это классика, которую наши гости тоже очень любят. Когда приезжают европейцы, мы стараемся окунуть их в наш национальный колорит. У нас есть большая зона барбекю, где мы предлагаем участвовать вместе с нашими поварами профессиональными, сделать какие-то блюда либо на мангале, либо в казане. Многие думают, что в казане можно приготовить только плов, но, на самом деле, это не так. Мы сделали больше аутентичную кухню – картофель запекаем в казане, мясо тушим. У меня появляется какая-то особая гордость за свою страну, что я могу показать и рассказать. У нас много чего можно показать и рассказать иностранцу.

К слову, кулинарные шедевры в белорусском стиле – изюминка агроусадьбы. Дмитрий, к примеру, долго работал в столичных ресторанах итальянской кухни. Пармезан и базилик повар с лёгкостью сменил на картофель и сало.

Дмитрий Юркевич:
В какой-то момент я понял, что работа на агроусадьбе для меня будет более интересной, потому что я могу вспомнить свои исторические корни и параллельно с нашими известными шефами продвигать белорусскую кухню. Это своеобразный урок в жизни.

Вклад агроэкотуризма в экономику страны и её регионов в ближайшее время планируют оценить с помощью научного исследования. Но уже сейчас очевидно – спрос и предложение находят друг друга. Только в прошлом году в Логойском районе появилось 9 новых агроусадеб. А значит отдохнуть на природе, отправиться на охоту и попробовать национальную кухню – больше не мечта, а реальность.

Павел Бутько:
Сфера агроэкотуризма в плане бизнеса очень привлекательна. Не секрет, что агроусадьбы платят одну базовую величину в год налога. В последнее время многие начали строить усадьбы, которым эта сфера бизнеса интересна. Большая конкуренция. Но наша позиция довольно выгодная, потому что мы давно существуем на рынке, это опыт, который мы приобрели за всё время проведения мероприятий. Это самобытность, которую не купишь ни за какие деньги.



«На наших глазах исчезают гарантии недопущения масштабного вооруженного конфликта»: Александр Лукашенко на саммите ШОС

Праздничный концерт СТВ «Беларусь помнит. Дорога памяти»

Гордость за свою страну. «Пламя мира» пронесли по «Линии Сталина» и подняли над Курганом Славы

Индия подняла пошлины на американские товары

Владимир Караник: «Сильная современная система здравоохранения – это фактически один из атрибутов независимости»

Белорусские военнослужащие принимают участие в учении «Славянское братство» в Сербии: какие задачи поставлены

Совместными усилиями будем решать вопросы – Владимир Караник о задачах белорусской медицины

День Святой Троицы: как принято проводить праздник