Зачем невеста дарила цимбалисту поясок, кто такие «завозники» и как выглядели еврейские лавки: посетили этнографический комплекс «Млын»

11.01.2019 - 13:02

Любителям истории обязательно придётся по вкусу прогулка по Заславлю. В город с более чем тысячелетней историей отправились корреспонденты программы «Центральный регион».

Здесь можно окунуться в быт белорусов конца XIX-начала XX веков. Этнографический комплекс «Млын» состоит из кузницы, амбара и гостевого дома, предшественника современного хостела. А центральный элемент экспозиции – трёхэтажная мельница.

Анна Кошель, заместитель директора по научной работе историко-культурного музея-заповедника «Заславль»:
Сюда приезжали завозники – крестьяне, которые приезжали сюда молоть своё зерно. Назвали их так, потому что они стояли в очереди воз за возом. Очередь двигалась очень медленно. Зерно нужно было поднимать на третий этаж при помощи цепи и специального механизма – лифт. И при помощи парового двигателя мешочки поднимались на третий этаж. На третьем этаже они засыпались в специальный короб, который проводил зерно к жерновам. И уже по деревянным рукавам просыпалась мука на специальный стол. И там её собирали в мешки.

Наша мельница стоит на том месте, на котором она была построена в 1910 году. Как мельница она работала до 1985 года. В конце 80-ых, когда создавался наш музей-заповедник, она была музеифицирована, и вокруг неё создали этнографический комплекс.

Немало интересного о культурной странице национальной истории можно узнать в главном здании музейного комплекса. Здесь хранится уникальная коллекция музыкальных инструментов, которые входили в традиционный белорусский свадебный ансамбль.

Анна Кошель:
Когда музей создавался, ещё в 80-ые годы, была собрана экспедиция, чтобы проехаться по местечкам и всем регионам Беларуси и собрать коллекцию музыкальных инструментов. И когда была собрана эта коллекция, возникла идея создания экспозиции, посвященной именно свадебным ансамблям. Традиционно в белорусский свадебный ансамбль входили такие музыкальные инструменты, как скрипка, цимбалы, гармонь и бубен. Но они могли разбавляться другими музыкальными инструментами, таким, как белорусская дуда. Традиционный белорусский музыкальный инструмент. Он является духовым. Дударь нагнетает воздух в кожаный мешок. Когда он играет, он сдавливает локтем этот мешок, и воздух выходит через рожки.

Цимбалы – традиционный белорусский музыкальный инструмент. Изначально они были узкие, не такие широкие, как современные цимбалы, потому что цимбалисты носили их за спиной, а когда играли – укладывали их на колени для удобства. Они – довольно тяжелый музыкальный инструмент. Поэтому цимбалистами в основном были мужчины.


Если музыкант или целый ансамбль на свадьбе очень хорошо играл, то молодая со свадебного костюма снимала поясок и вручала его цимбалисту, и он должен был его повесить на цимбалы. Чем больше таких поясков было у цимбалиста, тем большей популярностью или мастерством обладал цимбалист, или ансамбль, в целом. Так можно было выяснить, хорошие они музыканты или нет, стоит их приглашать на свадьбу или нет.

А недавно в здании открылся музей местечковой торговли. Также единственный в своём роде. В экспозиции до мельчайших деталей воссоздали атмосферу еврейской торговой лавки конца XIX века.

Анна Кошель:
На протяжении 30 лет музей-заповедник собирал эти предметы. И сегодня получилась новая экспозиция. В конце XIX-начале XX века всего было 15 торговых лавок небольших. Они размещались в домах евреев.

То есть часть дома была отдана под лавку небольшую. Лавки были смешанного типа. То есть не только продукты и бакалея, а всё, что душе угодно! Небольшая бакалейная продукция, представленная сахаром, солью, чаем, кофе.

Здесь у нас была приграничная территория, и зачастую это была контрабандная продукция. Обязательно были предметы первой необходимости – спички, мыло. Также обязательно торговали и металлом. Хоть и были местные кузнецы, евреи часть товара перекупали и продавали в небольших лавках. У нас представлены колокольчики. Чаще они использовались для лошади.

Люди в материале: Анна Кошель
Loading...


Развить мелкую моторику и улучшить почерк. Зачем учить детей играть на ложках



О секретах, которые хранит белорусская ложка, один из них – громкий и мелодичный, рассказываем в программе «Центральный регион».

Применение деревянной ложке этот коллектив нашёл довольно быстро. С кухни столовый прибор перекочевал в репетиционный зал.

Как музыкальный инструмент, ложки впервые стали использовать скоморохи. Деревянный стук был ритмичным аккомпанементом к частушкам. Сегодня ложки для игры в арсенале должен иметь любой ансамбль народных песен. Однако извлекать тёплый и мелодичный звук не так просто.

Василий Попруга, участник музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Надо три пальца взять на нижнюю ложку. Второй палец между двумя ложками и сверху вот так. Чтобы было небольшое расстояние, чтобы был стук. Мы уже занимаемся полтора года на ложках. Я решил играть на ложках, потому что это древний белорусский инструмент игры. И надо научиться, это же родное. Сразу было очень много мозолей и неудобно. Но потом со временем всё стало получаться. Надо чувствовать ритм. Потому что если между музыкой, тогда ничего не получается.

Молодой коллектив совершенно органично влился в творческую жизнь района. В руках юных музыкантов каждая пара деревянных ложек получает новую жизнь.

С черпачком в виде сердца и те, которыми ели бурлаки. Уникальный музей деревянных ложек есть в Березино

Михаил Попруга, руководитель музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
У нас занимаются 7 детей разного возраста. Самый младший ходит в первый класс. А так 3-6-ые классы здесь. Узнали, что я играю на ложках, поэтому мне предложили, поскольку я играю аккомпаниатором клуба. И мне предложили с детками заниматься. Это не накладно, я радуюсь, и мне это приятно. Получается даже для меня стимул, что у меня получается, и я даже с детьми работаю. Есть рабочий кабинет, где мы проводим репетиции. Такая идея создалась, потому что в центре тут у нас самая большая ложка в Республике Беларусь, может быть, на всем постсоветском пространстве. Решили сделать школьный ансамбль детский – «Ложкарики».

Анастасия Довидович, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Я, вообще, раньше не знала, просто ко мне пришёл папа и сказал, что позвали заниматься на ложках. И просто записались. Первые мозоли появлялись – сильно держали и били сильно.

Анастасия Мазаник, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Сначала не получалось – у нас ложки падали с рук. Но потом всё получилось.

Детский коллектив ложкарей можно назвать редкостью. Игре практически не обучают в музыкальных школах. А здесь для громких занятий, как говорится, все условия. К тому же, обучать маленьких детей игре на ложках советуют медики. Это развивает чувство ритма и мелкую моторику, позволяет снизить чрезмерную активность и даже улучшить почерк.

Василий Попруга:
Этим занимались наши предки, и это наше родное, белорусское. Допустим, когда я был маленьким, мастер Осипов вырезал ложки, и я понял уже, что это наше – белорусское – деревянные ложки. И потом, когда начался набор на игру на ложках, я сразу же согласился. Потому что это интересно и очень познавательно. И вот сейчас мне кажется, что самая лёгкая композиция – это «Купалінка» і «Мітусь», а самая тяжелая – это «Черноглазая коза». Первое движение, которое я выучил, было из композиции «Купалінка».

В репертуаре ансамбля уже около 10 песен. Однако упорно работают здесь не столько над количеством композиций, как над качеством игры. Специфика народной музыки – групповое звучание. Поэтому разучить каждый фрагмент должны без спешки все вместе. 

Михаил Попруга:
Репертуар мы стараемся – белорусские народные танцы«Мітусь», «Купалінку». У нас собрались и быстрые танцы. Мы уже получили диплом. Когда у нас в Березино проходил праздник ложки, уже на третьей репетиции мы абзац играли. Приходят родители на мероприятия – радуются, снимают.

Ольга Довидович:
Ходили первоначально сюда на рисование – рядом с домом. И предложили нам заниматься ложками – согласились. Слышала, что играют на ложках. Но за очень короткий период времени учитель научил их многому. Они умеют много композиций играть. И хорошо играют! Были и синяки, и мозоли, было всё. Но всё прошло. Если ребёнок желает, зачем запрещать заниматься тем, что ему нравится.

В планах «Березинских ложкариков» – покорить большую сцену. Равнение ансамбль взял на известные несвижский и аношковский коллективы.

Василий Попруга:
Мне очень понравились несвижские ложкари, потому что у них очень много элементов, и они все очень сложные. И ещё есть подтанцовка всякая. Очень много всяких композиций, декораций, и всё это, конечно, очень красиво.

А пока день за днём, шаг за шагом белорусская ложка вновь становится привычной и любимой. Дополняет интерьер, помогает с макияжем, сохраняет экологию. И главное – объединяет взрослых и детей, белорусов и зарубежных соседей. Ведь резная ложка — язык всемирный, на нем говорит история, его не нужно переводить.

Самую большую в мире деревянную ложку сделали в Березино – 23 метра!