«Здесь даже снимал квартиру драматург Дунин-Марцинкевич». Экскурсия по минским улицам и дворикам

07.09.2020 - 16:21

Душа столицы в ее колоритных двориках, рассказывают в программе «Минск и минчане» на СТВ. Поэтому сегодня прогуляемся по старинным закоулочкам. И первым делом перенесемся в Минск губернский, когда дамы щеголяли в роскошных платьях, а джентльмены снимали перед ними шляпы.

Итак, улица Революционная, былая Койдановская, ведет отсчет своих лет аж с 16 века. Название символично: она вела в сторону Койданово, так раньше называли Дзержинск. На некогда парадной улице в столице блистали витрины лучших магазинов, располагались медицинские клиники, доходные дома, отели. А во двориках бурлила жизнь швейных ателье, типографий, обувных.

Екатерина Фролова, экскурсовод:
Если будете гулять по старому Минску, обращайте внимание на такие полукруглые проезжие арки – это и есть входы во дворики Минска.

Это пространство между улицей Революционной и Немигой тоже было застроено, мы могли зайти в один дворик, а выйти в конце другого квартала.

Раньше это был своеобразный муравейник-лабиринт из зданий, но есть одна деталь, которая возвращает нас в то время. Обратите внимание: в этом здании есть мощный контрфорс – выступающая часть, которая обычно использовалась в массивных сооружениях.

А прямо напротив – дом Минского вице-губернатора 19 века Людвига Каминского. Он был членом масонской ложи. Любопытно и то, что после прихода к власти Советов в 1925-м, здесь располагался минский радиокомитет, именно в этих стенах прозвучала первая программа. Длился эфир всего полчаса.

Спускаемся в самый атмосферный дворик столицы. Алый и киношный, он влюбляют с первого взгляда и чем-то напоминает пряную Италию.

Екатерина Фролова:
Он образовался, можно сказать, стихийно – двумя зданиями. Обратите внимание – одно здание выходит фасадом на Революционную, оно построено в конце 18 века, а второе в конце 19 века. То, что старше, выходит фасадом на Комсомольскую улицу.

Раньше тут была галерея и балкончик, можно было попасть из одного дома в другой, но в советское время его не стало.

А вот настроение ретро осталось. Провести в кафешках часок-другой, послушать живую музыку и сделать космические кадры стоит. К слову, туристы уже давно включили наш Красный дворик в шорт-лист достопримечательностей. Обратите внимание на детали: в них вся прелесть и характер времени. В этом сквозном дворике, например, больно хорош микробалкон.

Екатерина Фролова:
Мы с вами вошли в еще один дворик, он сквозной. Этот дом принадлежал мещанам Левиным и был доходный. Здесь даже снимал квартиру белорусский драматург и писатель Винцент Дунин-Марцинкевич. Сохранились его письма, в которых он просит, чтобы ему на эту квартиру прислали из Вильно либретто первой белорусской национальной оперы «Селянка».

Смотрите и под ноги! На пересечении улиц Революционной и Комсомольской ярко-желтой плиткой обозначен фундамент былого монастыря бенедиктинцев. Деревянный с каменным фундаментом. Представители ордена славились своим трудолюбием, ухаживали за прекрасным садом и пекли ароматный хлеб. Но в середине 19-го века святыню снесли.

Екатерина Фролова:
Сейчас мы с вами на улице Комсомольской. Это тоже одна из старейших улиц Минска, она была Фелициановской, Богоявленской и Богодельной, названия связаны с религиозными сюжетами. Например, Фелициановская, потому что в костеле Пресвятой Девы Марии находились мощи Святого Фелициана, привезенные сюда из Рима. Даже День Святого Фелициана (6 февраля) отмечался как День города Минска, поэтому улица носила такое название.

В 2018-м улочка пережила реконструкцию и несказанно похорошела, но сохранила свою изюминку. Этот кованый балкончик польских мастеров – самый старый в столице. Подойдя поближе, даже можно прочитать его красивую дату рождения – 1888 год. Пару шагов вперед – и перед нами открывает тайну еще одна арка. Эти гаражи не что иное, как былые конюшни, а дворик раньше называли каретным. В начале 20 века тут располагалась гостиница Дрейцера. Поговаривают, что вокруг нее кружили ночные бабочки.

Екатерина Фролова:
Официально публичные дома были запрещены в 1920 году. Когда пришла советская власть, исчезла целая индустрия, потому что на публичные дома работали модистки, которые создавали наряды для девушек, швеи, музыканты, врачи и многие другие люди.

А в этом бело-розовом доме была еще одна гостиница – «Левадия», в которой ровно век назад останавливался художник-декоратор Сергей Эйзенштейн. Он был очарован Минском. «Здесь же прямо Европа. Совершенно свободно продаются лимоны, картофельная мука, миндаль, чернослив, грецкие орехи, цикорий. Днем и ночью электричество», – такую заметку оставил о нашей столице будущий режиссер.

Иван Басалыга, минчанин:
Идея «Уха желаний» пришла в далеком 1999 году, когда я был в командировке в Петрозаводске, там и подсмотрел это. В 2017 году воплотить в жизнь эту идею помог художник Борис Демьянович Сидоренко. Чтобы исполнилось желание, нужно подойти и погладить мочку уха, потом загадать желание, оно обязательно сбудется.

Главное – верить и, конечно же, больше гулять по любимому городу. Тогда он обязательно поделится с вами своим волшебством.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.