Жемчужина архитектуры XVIII—XIX вв: Гомельский дворцово-парковый ансамбль

18.10.2016 - 12:12

Гомельский дворцово-парковый ансамбль – жемчужина архитектуры 18-19 веков, образец русского классицизма. Он возвышается на крутом берегу реки  Сож, утопает в шелесте вековых деревьев, аромате цветов и открывает перед нами живописные виды.

Этот красивый ландшафт был подарен самой природой, строительство же дворца началось в 1772 году по указанию генерал-фельдмаршала Петра Румянцева.

За выдающиеся победы в войне с Турцией Екатерина II вознаградила его деревенькой «Гомий». Так на месте старого замка магнатов Чарторыйских в 1796 году появился новый роскошный дворец.

Над его обликом трудились видные архитекторы того времени: Алексеев, Бланк, Фельтен.  Это событие сыграло значительную роль в  развитии города. Жаль, сыновья Румянцева не смогли оставить наследников и продолжить династию, но многое сделали для Гомеля.

По проекту известного английского архитектора Кларка к центральной части изящного дворца были пристроены два флигеля.

В 1834 году гомельское имение переходит к известному российскому военачальнику, кавалеру Георгиевского креста, генерал-фельдмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу, светлейшему князю Варшавскому. Он приглашает одного из лучших архитекторов Адама Идзковского.

На месте правого флигеля строят 4-ярусную 32 метровую башню, в которой  обустроили  апартаменты князя, разместили коллекции, военные трофеи и библиотеку. Именно там 7 ноября 2019 года и откроется музей.

Одновременно с этим формировали романтический парк, завозили деревья, кустарники и экзоты из разных регионов России. Разбивали аллеи, создавали беседки, фонтаны, устанавливали античные скульптуры. Это был шедевр садово-паркового искусства и одна из лучших российских усадеб.

Жаль, события гражданской войны, а затем Великой Отечественной не сохранили великолепную лепнину и витражи икессоны, но здание не было разрушено. И пережив три реставрации (последнюю – в 2003) дворец максимально сохранил свою аутентичность.

Портреты русских императоров, старинные каминные часы и мебель. Во дворце постарались воссоздать дореволюционные интерьеры, где проходили торжественные приемы и уютные домашние вечера.

Так, красная гостиная была любимой комнатой семьи Федора и Ирины Паскевичей. В 70-х годах здесь играл орган, рояль – был музыкальный салон. Эти залы – настоящая  сокровищница искусства 19 века. Здесь бывал известный искусствоед Лукомский, который восхищался красотой дворца, Александр II,  Николай I с женой, Николай II,  который приехал, чтобы поблагодарить Ирину  Паскевич, оказывавшую помощь росскийской армии по линии красный креста.

Золото на бирюзовых стенах  и белоснежных потолках… Экспозиция в башне посвящена хозяевам гомельского имения Румянцевым и Паскевичам. Здесь хранятся коллекции батальной живописи, декоративно-прикладного искусства, личные награды, оружие, подарки и другие личные вещи князей. Галерея часов и канделябров восхищает, они были атрибутами усадебной жизни.

Весной в тюльпанах, летом в розах. Гомельский дворцово-парковый ансамбль прекрасен в любое время года, это бренд города и всей Беларуси. В  2019  музей будет отмечать свое 100-летие. Спешите побывать здесь и загадать желание под  часами на башенке, играющими марш времен военных походов Паскевича.

Loading...


Президент Беларуси: не хотелось бы, чтобы будущий Год науки прошел так, как прошел Год культуры



Новости Беларуси. В нашей стране одно из приоритетных направлений государственной политики – культура и искусство. Не случайно, 2016 год в Беларуси прошел под знаком этой сферы. Планировалось, что в профильный год порадует значительными достижениями и успехами. Но прорыва, констатировал Президент, не получилось, сообщили в программе «Новости 24 часа» на СТВ.

Юлия Бешанова, СТВ:
2016 год прошел под знаком культуры. Как вы считаете, удалось ли в этой сфере достичь тех целей, которые ставили?

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Не хотелось бы, чтобы будущий Год науки прошел так, как прошел Год культуры. Если мы объявляем Годом культуры, допустим, какой-то год, что мы хотим, что мы имеем в виду? Мы хотели бы, чтобы в это время в этой отрасли были какие-то достижения, открытия. Что-то великое совершилось в этой сфере. Вы что-нибудь помните из ушедшего года что-то в области культуры великое, что мы свершили? Я не помню. Может быть, я был отвлечен слишком, может быть, я занимался больше другими проблемами, но выдающего ничего вспомнить не могу. Для культуры это был обычный год.