Зимнее волшебство и незнакомые образы столичных улиц и проспектов. Показываем две уникальные выставки белорусских художников

11.01.2021 - 14:47

Огни большого города и зимушка-зима. Увидеть ее можно не только выглянув из окошка, но и заглянув в музей. Окунуться в живописный мир самой удивительной поры года предлагают на выставке в столичной художественной галерее. Здесь представлены работы белорусского народного художника Леонида Дмитриевича Щемелева. Зимняя живопись мастера пронизана сияющими цветами: синим, голубым, красным, оранжевым, желтым. Какие две уникальные выставки проходят в Минске, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Майя Овадинская, старший научный сотрудник Городской художественной галереи произведений Л. Д. Щемелева:
В городской художественной галерее произведений Леонида Дмитриевича Щемелева открылась выставка «Зима за окном». Эта выставка тематическая, посвящена именно зимней поре года. Так как многие писатели, художники и вообще много произведений искусства посвящено этой поре года, она восхищает и завораживает, также она не обошла стороной и нашего народного художника Беларуси – Леонида Дмитриевича Щемелева.

Леонид Дмитриевич очень любит зиму. Он родился и даже связал себя узами брака именно в эту пору года. На выставке около 15 работ самых различных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Майя Овадинская:
Мы можем увидеть различные цветовые и композиционные решения. Можем заметить, как Леонид Дмитриевич играет с теплыми и холодными оттенками одновременно. Представлены работы с 1970 года по 2000.

В этом временном промежутке уже можно заметить сформировавшийся стиль художника. «Белое солнце голубой зимы» – одна из самых полюбившихся минчанам картин. В ней использован прием так называемого северного сияния. Все картины художника подобраны по колористике. Помимо зимних пейзажей, можно увидеть натюрморты, исполненные в зимних тонах и приближенных к ней в оттенках.

Майя Овадинская:
Наши научные сотрудники сами принимали участие в составлении экспозиции. Леонид Дмитриевич тоже все видел. Ему очень понравилось и он ценит, что мы постоянно что-то меняем и делаем тематические выставки.

Совсем скоро художник отметит очередной день рождения и к этому дню планируют приурочить следующую выставку. А пока в залах царит Ее Величество Зима.

Порадовала посетителей и художественная галерея Михаила Савицкого. Тут начинает работу выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Огни моего города». Она посвящена десятилетию Музея истории города Минска.

Юлия Ковалева, заведующая отделом экспозиционно-выставочных работ художественной галереи Михаила Савицкого:
Музей истории города Минска – один из самых молодых музеев в городе. Десять лет – это очень маленький такой возраст для музея, но за это время у нас сформировались различные коллекции по истории города. Одна из самых интересных – это коллекция изобразительного искусства. Это живописные графические работы, которые рассказывают в таких художественных образах историю города за последние 75 лет, то есть с послевоенных годов до нашего времени.

Самыми старыми работами являются работы Владимира Стельмашонка – это его альбомные зарисовки: строительство проспекта.

Знакомый нам современный проспект Независимости предстанет в виде строящейся улицы, но уже с узнаваемым силуэтом.

Юлия Ковалева:
Также интересны работы Ивана Медведева, который был главным художником города Минска в 60-е годы, когда праздновалось 900-летие города. Он тоже делал зарисовки проспекта, но немного другого плана, они такие архитектурные. Он так задокументировал проспект тех лет.

Работы знаменитых белорусских живописцев, народных художников Беларуси: Георгия Поплавского, Леонида Щемелева, Михаила Савицкого и других – можно тоже увидеть здесь.

Юлия Ковалева:
Вот, например, Михаил Савицкий более известен как автор монументальных циклов работ, но у нас представлен его пейзаж «Свислочь», это набережная реки именно в районе проспекта, где проспект пересекает мост.

Своеобразная ретроспектива, где каждое десятилетие характеризуется достижениями и знаковыми для горожан событиями.

Выставка интересна и тем, что на ней можно познакомиться с документальным кино о нашей столице. Собрана уже большая коллекция, любой фильм можно посмотреть прямо в музейном пространстве.

Юлия Ковалева:
Главная идея выставки в том, что художник создает образ города своего времени, потому что город – это очень сложное образование, его сложность не только в многогранности, но и в постоянной изменчивости. Минск 60-х годов отличается от Минска 70-х и 80-х.

Минск, который мы не знали. Увидеть столицу со всех ракурсов, заглянуть в душу города и оценить богатое художественное наследие можно будет до 14 февраля. Так что успейте оценить незнакомые образы столичных улиц и проспектов, а также окунуться в зимнее волшебство.

Loading...


«Уникальные формы и улыбающийся чайник». Вот что можно увидеть на выставке белорусского фарфора



«Простые вещи. Чайники». В Национальном историческом музее Республики Беларусь прошла необычная выставка фарфора. Чайник  один из традиционных и популярных видов посуды, которая есть в каждом доме, является символом не только душевного общения, но и специальных чайных церемоний, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Евгения Есько, младший научный сотрудник Национального исторического музея:
Чайники, которые вы можете здесь увидеть, представлены впервые, это образцы, которые были допущены художественным советом к производству.

Вашему вниманию – паспорт одного из первых чайников. Сервиз называется «Одуванчик», или «Б1» (по первой букве фамилии автора, придумавшего изделие). Как менялись формы и способы украшения фарфора под влиянием времени, моды и стилей – все это можно проследить в экспозиции.

Евгения Есько:
В декоре первых чайников использовалось определенное количество цветов. Прежде всего, это был красный, черный, коричневый, серый. Особый интерес вызывают эти два чайника, у которых вы можете заметить небольшое отверстие сбоку, которое предназначено для нагревателя.

После закрытия Минского фарфорового завода в конце 2000-х большая коллекция из 10 000 фарфоровых изделий «перекочевала» из заводского музея в Национальный исторический.

Евгения Есько:
За время работы Минского фарфорового завода были созданы уникальные формы, в том числе и улыбающийся чайник, автор чайника – Литвиненко. Также художница создала уникальный сервиз «Прибрежный пейзаж», здесь вы можете видеть красивую цветовую гамму, сочетание нежно-голубого и серого цвета, цвета льна

Узнается в экспонатах и белорусская природа.

Евгения Есько:
Обратите внимание на форму чайника и сахарницы. Они выполнены в виде такого колокольчика, также можно заметить, что крышки переходят плавно в основное тело чайника и сахарницы. То есть мы даже не видим разницы в этом переходе. Это значит, что мастер идеально продумала пропорции перед обжигом и перед созданием самого чайника.

В «нулевых» появляются новые дизайнерские решения. Есть здесь и ложки, а также щипцы конца 19 – начала 20 веков. А в 1978 году открылся фарфоровый завод в Добруше, который до сих пор радует покупателей широким ассортиментом.

Евгения Есько:
Минский фарфоровый завод и Добрушский фарфоровый завод, конечно, ориентировались на покупателя и создавали уже сервизы, которые мог позволить себе практический каждый житель БССР. Такие чайники были в каждой семье.

Чайная церемония – это целый ритуал, смысл которого не только в наслаждении напитком, но и в создании особой атмосферы. Правда, если раньше подобные мероприятия были доступны только императорским семьям, то теперь душевные посиделки можете организовать и вы. Не забудьте только о главном атрибуте приятного вечера.