Зимнее волшебство и незнакомые образы столичных улиц и проспектов. Показываем две уникальные выставки белорусских художников

11.01.2021 - 14:47

Огни большого города и зимушка-зима. Увидеть ее можно не только выглянув из окошка, но и заглянув в музей. Окунуться в живописный мир самой удивительной поры года предлагают на выставке в столичной художественной галерее. Здесь представлены работы белорусского народного художника Леонида Дмитриевича Щемелева. Зимняя живопись мастера пронизана сияющими цветами: синим, голубым, красным, оранжевым, желтым. Какие две уникальные выставки проходят в Минске, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Майя Овадинская, старший научный сотрудник Городской художественной галереи произведений Л. Д. Щемелева:
В городской художественной галерее произведений Леонида Дмитриевича Щемелева открылась выставка «Зима за окном». Эта выставка тематическая, посвящена именно зимней поре года. Так как многие писатели, художники и вообще много произведений искусства посвящено этой поре года, она восхищает и завораживает, также она не обошла стороной и нашего народного художника Беларуси – Леонида Дмитриевича Щемелева.

Леонид Дмитриевич очень любит зиму. Он родился и даже связал себя узами брака именно в эту пору года. На выставке около 15 работ самых различных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Майя Овадинская:
Мы можем увидеть различные цветовые и композиционные решения. Можем заметить, как Леонид Дмитриевич играет с теплыми и холодными оттенками одновременно. Представлены работы с 1970 года по 2000.

В этом временном промежутке уже можно заметить сформировавшийся стиль художника. «Белое солнце голубой зимы» – одна из самых полюбившихся минчанам картин. В ней использован прием так называемого северного сияния. Все картины художника подобраны по колористике. Помимо зимних пейзажей, можно увидеть натюрморты, исполненные в зимних тонах и приближенных к ней в оттенках.

Майя Овадинская:
Наши научные сотрудники сами принимали участие в составлении экспозиции. Леонид Дмитриевич тоже все видел. Ему очень понравилось и он ценит, что мы постоянно что-то меняем и делаем тематические выставки.

Совсем скоро художник отметит очередной день рождения и к этому дню планируют приурочить следующую выставку. А пока в залах царит Ее Величество Зима.

Порадовала посетителей и художественная галерея Михаила Савицкого. Тут начинает работу выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Огни моего города». Она посвящена десятилетию Музея истории города Минска.

Юлия Ковалева, заведующая отделом экспозиционно-выставочных работ художественной галереи Михаила Савицкого:
Музей истории города Минска – один из самых молодых музеев в городе. Десять лет – это очень маленький такой возраст для музея, но за это время у нас сформировались различные коллекции по истории города. Одна из самых интересных – это коллекция изобразительного искусства. Это живописные графические работы, которые рассказывают в таких художественных образах историю города за последние 75 лет, то есть с послевоенных годов до нашего времени.

Самыми старыми работами являются работы Владимира Стельмашонка – это его альбомные зарисовки: строительство проспекта.

Знакомый нам современный проспект Независимости предстанет в виде строящейся улицы, но уже с узнаваемым силуэтом.

Юлия Ковалева:
Также интересны работы Ивана Медведева, который был главным художником города Минска в 60-е годы, когда праздновалось 900-летие города. Он тоже делал зарисовки проспекта, но немного другого плана, они такие архитектурные. Он так задокументировал проспект тех лет.

Работы знаменитых белорусских живописцев, народных художников Беларуси: Георгия Поплавского, Леонида Щемелева, Михаила Савицкого и других – можно тоже увидеть здесь.

Юлия Ковалева:
Вот, например, Михаил Савицкий более известен как автор монументальных циклов работ, но у нас представлен его пейзаж «Свислочь», это набережная реки именно в районе проспекта, где проспект пересекает мост.

Своеобразная ретроспектива, где каждое десятилетие характеризуется достижениями и знаковыми для горожан событиями.

Выставка интересна и тем, что на ней можно познакомиться с документальным кино о нашей столице. Собрана уже большая коллекция, любой фильм можно посмотреть прямо в музейном пространстве.

Юлия Ковалева:
Главная идея выставки в том, что художник создает образ города своего времени, потому что город – это очень сложное образование, его сложность не только в многогранности, но и в постоянной изменчивости. Минск 60-х годов отличается от Минска 70-х и 80-х.

Минск, который мы не знали. Увидеть столицу со всех ракурсов, заглянуть в душу города и оценить богатое художественное наследие можно будет до 14 февраля. Так что успейте оценить незнакомые образы столичных улиц и проспектов, а также окунуться в зимнее волшебство.

Loading...


По ним можно было узнать о социальном статусе. Какие костюмы носили наши предки?



В историческом музее можно заглянуть в сундук из прошлого и изучить восемь аутентичных строев. Региональные гардеробчики из глубины веков окунут в традиции и передадут тепло рук предков, когда выращивали лен, стригли овечек и ткали на кроснах паневы.

Дана Антонович-Андреева, куратор выставки «Белорусский костюм: прошлое и современный дизайн»:
Мы представили все шесть регионов: Лельчицкий, Дубровенский, Краснопольский, Гродненский, Дрогичинский строй. Как правило, девушку в первый день свадьбы оплакивали, потому что она умирает в своем девичестве, это как перерождение. В первый день невеста носила костюм более скромный, преобладал белый цвет, на второй день уже появляется красный, как символ жизни, возрождения.

По костюму можно было узнать о социальном статусе: замужем или в активном поиске. И хоть у каждого местечка была своя эстетика и характер, алой нитью связывали общие ценности.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Мне давялося сустракаць жанчын, на Палессі асабліва, якія зберагалі гэты вузельчык на той свет, у якім абавязкова было традыцыйнае адзенне. Па традыцыйнаму адзенню кожная жанчына лічыла, што яе там продкі пазнаюць на тым свеце.

Прямолинейный крой, безотходный и рациональный. Самотканая одежда была оберегом души и тела. Защищала от жары-холода и злых духов. Чтобы с того света не ворвалась нечисть, мастерицы знали подход.

Мария Винникова:
Жанчына і нават маленькія дзяўчынкі на людзі ніколі не выйдуць без фартуха. Гэта не для таго, каб не запэцкаць спадніцу, а для таго, каб засцерагчы ўлунне жаночае, каб жанчына, дзяўчына была здаровай, каб яна нарадзіла здаровых дзетак.

Не зря же говорят, родиться в рубахе. Любая льняная сорочка в разрезе превратится в крест. Его называли божья свеча, потому что белое полотно олицетворяло свет и благодать. Полешуки говорили, что сорочка должна была закрывать шею, локти и колени. Орнамент размещали не просто так. Каждая деталь несла свой смысл.

Мария Винникова:
Там, дзе заканчваецца сарочка гэты абярэг льняной тканіны, звычайна там размяшчаўся арнамент. Спачатку ў выглядзе простых чырвоных палосачак, кругом рукавоў, кругом падола, кругом шыі звычайна, і яна абазначала вось той беражок, тую мяжу, за каторую нячысцікі ўжо не маглі прыступіцца да цела і душы чалавека.

Анастасия Макеева, корреспондент:
На выставке можно даже полистать альбом из прошлого. Этнограф Исаак Сербов оставил нам портреты колоритных белорусов начала XX века.

Дух времени раскрывает и ролик, посвященный Домачевскому строю. Визитка на трех языках. Культурный проект от команды «Этнотрадиция» и Академии наук. Традиции были сильнее тенденций, но иногда светская мода стучалась в двери.

Мария Винникова:
Гэты брыжасты каўнер гэта ўплыў свецкай моды, магчыма з Іспаніі. Гарсэт гэта даволі позняя з'ява ў традыцыйным нашым адзенне, ён з'явіўся недзе ў XVI стагоддзі. Даволі складаны крой і звычайна замаўлялі ўмельцам. Тканіны багатыя, як аксаміт, розныя ўпрыгожванні, але гэта ўжо пачатак XX стагоддзя.

Все дело в намитке. Головные уборы могли рассказать о многом и гармонично завершали образ. На выставке они красуются на этно-рисунках Михаила Романюка. Молодые девушки до брака частенько носили льняные повязки – скиндочки, киндачки, их называли по-разному. С замужеством ситуация менялась и распускать Марусям косы было не комильфо.

Мария Винникова:
У першы дзень вяселля ёй мянялі прычоску, распляталі дзявочую касу. Звычайна на большая частцы Беларусі гэта былі валасы, накручаныя на абручык, зроблены з кудзелі лёну, абабіты палатном  гэта таксама моцны абярэг. Потым зверху апраналі чапец, паверх яго завіваўся верхні кампанент галаўнога ўбора, які ў нас на большай частцы Беларусі называўся «наметка». Гэта доўгае палатнянае покрыва, якое своеасаблівым чынам завівалася кругом галавы.

Историю продолжает современность. Галерея нарядов на новый лад завораживает гостей выставки. Они блистали на «Мельнице моды», «Этно-стиле» и других фестивалях. Музой для белорусских дизайнеров стали наши корни. И надо сказать, тема «этно» сегодня переживает второе рождение.

Христина Высоцкая, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма БГАИ:
В рамках выставки академия искусств принимала участие, здесь выставлено три наших костюма. Один из них делала наш преподаватель Ольга Самощенко.

Это пальто выполнено из работ наших студентов-текстильщиков, это все вручную сотканные полотна традиционными техниками мелкоузорчатого ткачества.

А также здесь две работы наших выпускниц: Алины Хлябо и Насти Рябовой это уже такие экспериментальные, современные, очень нетрадиционные решения.

Если же вам захочется узнать о национальном гардеробчике больше, отправляйтесь в Неглюбку и Семежево. Там наследие берегут, как зеницу ока. Расскажут о символике и даже предложат самому соткать сувенир на память.