«Зрителя нужно воспитывать». Художественный руководитель о работе в театре и современной публике

29.03.2021 - 17:43

Новости Беларуси. Театральное искусство возникло за 500 лет до нашей эры. Это впечатляющие цифры. Спектакли ставились даже в годы войны: хотя в такое время, казалось бы, не до искусства. Когда появился кинематограф, некоторые прогнозировали: театр умрет. Но этого не произошло даже в эпоху интернета. Современные технологии, наоборот, пошли на пользу высокой культуре. Во время пандемии, например, многие постановки можно было смотреть онлайн, не выходя из дома. Хотя и зрители, и актеры, с которыми нам удалось пообщаться, признаются: очень соскучились по живым встречам. Все-таки в родных стенах зрительного зала совсем другая энергетика, рассказали в программе «Центральный регион».

Молодечно не зря называют культурной столицей центрального региона. Здесь разместились целых два театра: областной драматический и кукольный.

Адрес первого без труда подскажет любой прохожий. Это местная достопримечательность. Театр находится в здании, где в 30-ых годах действовало польское казино. Позже здесь разместился Дом культуры. А затем, наконец, здание передали театру.

От зарубежной классики и до современного спектакля с новомодным названием «Хайп». Молодечненского зрителя театр балует. Постановки три раза в неделю.

Валерий Анисенко, художественный руководитель Минского областного драматического театра:
Гледача трэба выхоўваць. У апошні час распаўсюдзілась думка: усё дзеля гледача. Тэатр увогуле мастацтва элітарнае. Я глыбока перакананы ў гэтым. Ёсць маскультура. Хлеба і зрэлішч, калі ласка. А ёсць тэатр як від мастацтва. Адзін з базавых відаў дзейнасці чалавека. Таму трэба выхоўваць. Нейкі працэнт ёсць выпадковых, аднаразовых гледачоў, але ёсць сталая праслойка ў нас на маладзечыншчыне, якая прыходзіць стала. Яны абавязкова павінны паглядзець прэм’еру. Такіх гледачоў я ведаю, яны ёсць і ў нас, яны ёсць у кожным горадзе.

В труппе областного театра 20 актеров. Почти треть  молодые лица. Наталья Скоринко, например, только заканчивает Академию искусств. Хотя пришла в театр шесть лет назад.

Вероника Сайко, корреспондент:
Какие у вас роли? Какие образы вы на себе перенимаете? Это злодеи или добряки?

Наталья Скоринко, артистка Минского областного драматического театра:
Как бы это грубо ни звучало, но от проститутки к снегурочке. Очень разные роли. Честно говоря, на данный момент я бы хотела что-то сыграть более романтичное, потому что взрыв ролей пока есть.

Но какую роль предстоит сыграть актеру, решает художественный руководитель. И редко характер артиста совпадает с образом, который ему предстоит примерить.

Валерий Анисенко:
Гэта як сям'я. Ты ведаеш іх усіх. Важна не толькі канстатаваць іх магчымасці, а прадбачыць, што ён мог бы яшчэ, як пашырыць яго дыяпазон, як яму адкрыць самога сябе. На мой асабісты погляд, гэта адна з самых цікавых задач, таму што часцяком яны не раскрыты творча. То драматургія не тая, то на ролю не пападзе, многа складнікаў. Мая задача як мастацкага кіраўніка глядзець за тым, каб іх творчыя магчымасці, дыяпазон пашыраўся. Як без іх? Гэта новая, свежая кроў, энергія іншая, задачы трошку іншыя, таму што яны прыходзяць з адчуваннем сённяшняга дня, рытмаў, інтанацыі. Гэта трэба ўлічваць і пры выбары п'есы, пры пастаноўцы спектакля, інакш будзе архаіка. Нам гэта, здаецца, удалося. Прыкладам таму служыць апошняя прэм'ера «Хайп» па п'есе Ўлады Альхоўскай. Вельмі востра сацыяльная п'еса. Нада адзначыць, што маладыя робяць там пагоду. Яны адчуваюць усе рухі, інтанацыі, іх паводзіны. Важна гэта пачуць і выцягнуць. Мне гэта цікава, як рэжысёру, з імі працаваць. На маладых надзея.

Сейчас труппа готовится к своему юбилею. Зрителя ждет капустник. Постановка под названием «Театральный багаж» должна поближе познакомить зрителя с закулисьем сцены.

Сергей Корзей, мастер сцены Минского областного драматического театра:
Когда зритель приходит в зал, он смотрит спектакль какой-нибудь, видит актерскую игру и режиссерское решение спектакля. Он не вникает в подробности, что там есть еще целая куча других работников и служб, которые создают этот спектакль. Это и монтировщики сцены, осветители, бутафоры, костюмеры, постижеры, гримеры и так далее. Наш сценарий капустник построен на том, чтобы зрителю дать понять, из чего же состоит в итоге конечный продукт, при помощи чего создается спектакль. Сейчас берем интервью у зрителей. Перед спектаклями спрашиваем: «Скажите, что означает слово «постижер»?» Многие не знают, что это такое. Это специалист, который работает с париками. Перед номерами мы будем пускать видео с ответами зрительскими. Или у нас есть два мима (пессимист и оптимист), в их разговоре будет это все, такие подводки, где-то за кулисами будет голос такой. То есть мы перед каждым блоком будем давать информацию зрителю, о чем будет сейчас речь идти.

Вероника Сайко:
Нет ощущения после постановки, что вы как выжатый лимон?

Сергей Корзей:
Очень часто бывает, у меня есть такие спектакли и сложные, и любимые. Допустим, я играю в спектакле «Комедия», где играю сложную характерную роль Давида. Там грим, пластика, тяжелый и длинный спектакль, приходишь домой без сил. Пью чай, сажусь в кресло и час сижу просто так.

Loading...


Война через воспоминания ветерана. Постановка режиссёра из Молодечно стала одной из лучших на международном фестивале



Новости Беларуси. Постановка молодечненского режиссера Сергея Корзея стала одной из лучших на международном театральном фестивале, сообщили в программе «Минщина» на СТВ.

На конкурсе коллектив Минского областного драмтеатра представил спектакль «Память, за собой позови». Организаторами фестиваля выступил благотворительный фонд имени Иннокентия Смоктуновского «Золотой пеликан» и Московский совет ветеранов. Тематику определила знаковая дата – 75-летие Великой Победы. В спектакле воспоминания о войне, которые оживают и переносят зрителей в атмосферу того времени. Жюри высоко оценило мастерство Минского областного драмтеатра.

Сергей Корзей, ведущий мастер сцены Минского областного драматического театра:
Появилась такая идея – создать ход сценический. Появляется ветеран Великой Отечественной войны, образ ветерана. И вот через его воспоминания именно 9 мая, то есть в воспоминаниях появляются различные блоки. Это вот, допустим, начало войны, это женщина на фронте, в тылу, война и любовь, на привале. Вот через такие блоки показаны некоторые, не все, конечно, темы Великой Отечественной войны, что происходило, а вот основные такие моменты, которые в четыре года военные происходили на фронте.

Минский областной драмтеатр в 2021 году отмечает знаковую дату – 30-летие со дня основания. На 13 мая запланированы юбилейные мероприятия: театральное шоу и спектакль. А в краеведческом музее пройдет выставка лучших декораций и костюмов.