Истории картин Мая Данцига: как писал Немигу под ругань строителей и чем босоногая девушка не угодила цензуре

09.10.2018 - 17:27

Почитатели Мая Данцига не раз уверяли: Минск на этих полотнах – настоящий киношедевр! Он любил зажигать красным, а потому в жизни всегда носил алый шарф. Изображал родной город с высоты птичьего полёта, а городские портреты, принадлежащие знаменитой кисти – масштабные, глубокие и экспрессивные, рассказали в программе «Минск и минчане».

Екатерина Изофатова, заведующий отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь:
Он всегда искал ракурсы, которые недоступны простому пешеходу. Работа «Мой город древний, молодой», написана в 1972 году.

Взобрался на ещё строящееся здание «Белпромпроекта». Слыша за собой очень нелестные оклики строителей, но его это не остановило.

Май Вольфович был отважным художником, во всех смыслах этого слова. Мы видим исчезнувшую с лица Минска синагогу. Фасад Свято-Духова кафедрального собора изменился – в 90-ые годы при реконструкции возникла мозаика с изображением Богоматери. Здесь не видим метро, потому что только начнут забивать в 70-ых, а метро открывается в 84-ом.

Май Данциг, как говорят критики, насыщал картины «витаминами» – яркими цветами и рекомендовал это делать всем своим последователям. Художник родился в простенькой двухэтажке на Мясникова. И уже с молодых лет рисовал и играл на скрипке. Творческие гены передались от отца – тот преподавал физкультуру и

занимался в легендарной художественной студии Якова Кругера.

Наталья Селицкая, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:
В 1947 году открылось Минское художественное училище. Май Вольфович туда поступил. Он в то время обходил весь Минск с этюдником, делал наброски – вот тот разрушенный Минск после войны. После Май Вольфович поступил в Московский институт имени Сурикова. После пафосной Москвы к Минску он вернулся не сразу,

ему понадобилось время, чтобы найти что-то своё.

Эвакуироваться из Минска в начале войны помог лишь счастливый случай. Отец надел лучший костюм, и отправился с семьей на Товарную станцию. Но поезда уже не ходили. Спасло чудо – в окне проходящего паровоза глава семейства узнал старого друга. В состав пришлось запрыгивать на ходу. Про трагические события тех лет молчит эта ветка рябины в артиллерийской гильзеЯ».

Военная тема, словно осколок, прошла навылет через душу художника.

Екатерина Изофатова:
Художник изображает кабинет писателя, журналиста, пишущего о Великой Отечественной войне. И видно смятение, измятые листы, пустые листы, потому что очень сложно передавать на бумаге боль.

Фото. Народный художник Беларуси Май Данциг: Когда я был юношей, то стеснялся своего имени

Май Данциг ворвался в мир искусства в эпоху оттепели. Художник принадлежал к поколению «шестидесятников» – молодые да рьяные воспевали реалии суровых будней. В центре полотен – послевоенный Минск, а главные герои – те, кто поднимал город из руин. Эти картины – словно портал. Через них мы запросто переносимся на несколько десятилетий назад и видим, как растут новые кварталы. Полотна, как дань времени.

Наталья Селицкая:

Достаточно вспомнить его знаменитых «Новосёлов», написанных им в 1962 году.

Он говорил: «Я представил, что чувствуют молодые люди, которые заходят в своё жильё – ничего, у них вся жизнь впереди».

Эта картина первое время была под запретом. Советская молодёжь здесь унылая и босая, но буквально за ночь автор дорисовал женские туфельки, и полотно мигом прошло цензуру. Правда, спустя время, художник всё же настоял на своём – вернул работе первоначальный облик и закрасил обувь.

И хоть писал мастер без репетиций, идеи вынашивал годами. Так, чтобы написать «Мой Минск», ему пришлось немало побродить по родным улочкам. В 1967 году перед художником открылась захватывающая панорама. И хоть сегодня от той площади мало что осталось, а на смену ретро-автобусам пришли иномарки, зрители и, спустя полвека, узнают свой Минск.

Урбанисту мастерски удалось передать характер и колорит города.

Наталья Селицкая:

Тот коллаж на заборе не случаен: вторая половина 60-70-ых – время расцвета культурной жизни.

В Минск часто приезжали с гастролями театры. Тогда еще рекламных плазм не было. Действительно, существовали такие заборы, которые были обклеены афишами, анонсирующими то или иное событие. И Май Вольфович впечатывает эти настоящие журнальные вырезки, как печать времени.Май Вольфович назубок знал историю искусства, не жалел денег на хорошие альбомы и коллекционировал музейные билеты со всего света.

Белорусский художник Май Данциг скончался 26 марта в возрасте 86 лет

Студентов художник учил искренности и отваге.


 

Его ученики, как и все минчане, навсегда останутся благодарными человеку, который запечатлел настоящую летопись города.

Люди в материале: Май Данциг
Loading...


«Многие работы посвятил белорусской земле». Художник Иван Протасеня об искусстве, любви к родине и семье



Первого февраля свое 90-летие встретил один из известнейших художников нашей страны Иван Михайлович Протасеня. Великий мастер и сейчас один из наиболее признанных и авторитетных акварелистов Беларуси, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Иван Протасеня, художник-акварелист, мастер книжной графики:
Усё жыццё маё звязана з рэалістычным мастацтвам, усё жыцце я прысвяціў гэтаму метаду. Натхняе мяне жыццё нашай радзімы, жыццё людзей. Таму калі задумваю работу, я, па-першае, думаю аб адказнасці перад асабістым сумленнем і перад будучыней, што я астаўлю сваім нашчадкам. Мае ўнукі младшыя ня бачылі зімы. Для мяне была радасць дачакацца сапраўднай зімы. Яна прызвала мяне, маё натхненне, зрабіць гэтую акварэльна-зімовую элегію.

Особое место в творчестве художника занимают исторические портреты. Это Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Янка Купала, Максим Богданович.

Иван Протасеня:
Я памеркаваў свою работу, калі Якуб Колас быў у Слуцку ў 1923 годзе. А калі ён пісаў пісьмо сваёй жонцы: «Маруся, ты ведаеш, тут беларускі дух». Так работа называецца – «Тут беларускі дух. Якуб Колас у Слуцку». Акварэльным жывпісам усё жыццё занімаюся. Гэта, як кажуць, мой лёс, гэта маё прызванне. Дае магчымасць для стварэння пейзажаў і тэматычных карцін.

Иван Михайлович награжден медалью Белорусского союза художников «За заслуги в изобразительном искусстве», дипломом Франциска Скорины, а также является стипендиатом Министерства культуры Республики Беларусь. Картины экспонируются на персональных выставках как в нашей стране, так и за рубежом. А вот одна из первых работ художника («Восеньскія кветкі») до сих пор хранится дома, занимая почетное место в гостиной.

Иван Протасеня:
Ранняя работа. Яшчэ з часоў вучобы ў мастацкім вучылішчы. Гэта вялікае шчасце, яна захавалася. Ёсць у мяне і другія работы. Я рабіў гэтыя работы ў 1950 гадах. Я рабіў замалёўкі для газеты «Мінская праўда».

Родился художник в деревне Старцевичи Слуцкого района и многие свои работы посвятил белорусской земле, родительскому дому и малой родине. Свои произведения Иван Михайлович не раз представлял слуцкому зрителю на различных выставках. В местном краеведческом музее хранятся акварели «Случь – река полесская», «Белые росы», «Родительский дом».

Иван Протасеня:
У любога мастака ёсць партрэты сваіх родных, блізкіх. Вось партрэт маёй маці. З трудом яе напісаў. Яна казала, што няма часу перад табой сядзець. Лепей малюй бацьку. Мне хацелася паказаць не проста бацьку, а гаспадара зямлі сваёй. Ён майстар на ўсе рукі.

Работы автора представлены в Национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства, Литературном музее имени М. Богдановича, а также в частных коллекциях. Может ли мастер жить без вдохновения и где его черпать? Свое Иван Михайлович нашел давно, через два года супружеская пара отметит бриллиантовую свадьбу.

Мария Протасеня, супруга:
Познакомились мы просто на вокзале. Провожала я подругу на каникулы. Полтора километра у нас расстояние в Слуцком районе. Сложно жить с творческим человеком, почти не бывает в семье.

Иван Протасеня:
Для мастака жонка – гэта муза. Такія бываюць моманты, што жонка падказвала. Я сам здзіўляюся, якое чуццё бывае. Памятаю, быў такі выпадак, яна сказала: «Гэта рамка нікуды не гадзіцца». Я гавару: «Я бачу, але іншай няма». Мяне абрадавала, што жонка зацікаўлена была ў маём поспеху.

От всей души поздравляем выдающегося мастера с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, творческого долголетия и дальнейших свершений!