Людмила Мищенко, директор УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств»: Мы создаем профессиональную и требовательную платформу для профессионального роста детей!

27.04.2015 - 13:02

27 апреля в 1919 году в Могилеве открылась первая в Беларуси открылась первая музыкальная школа «семилетка». В студии программы «Утро. Студия хорошего настроения» представители этой школы - директор УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств», заслуженный деятель Республики Беларусь Людмила Алексеевна Мищенко, а также студентка второго курса Елизавета Кейзерова.

Людмила Алексеевна - заслуженный деятель Республики Беларусь и почетный гражданин Могилева. А на площади звёзд в Могилёве даже есть плита с вашим именем. Людмила Алексеевна, скажите нам, каково столько лет держать эту планку, марку первого музыкального учебного заведения страны?

Людмила Мищенко, директор УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств», заслуженный деятель Республики Беларусь:
Можно сказать, что это очень непросто. Далеко непросто. И конечно же, за этим стоит лично моя жизнь, жизнь всего педагогического коллектива и жизнь всех этих прекрасных детей. Без единения такой «семьи» ничего бы не было. Эта школа была основана 27 апреля. Старейшая школа в Республике Беларусь. Основополагающим моментом было участие Лазаря Марковича Зисмана. Это первый директор этой школы. К нему присоединилась Рахиль Блюман - пианистка. Именно первая школа создала ту основу, ту платформу для дальнейшего развития - Петр Елфимов, Маймуна, Марина Пинчук… С первого дня работы учреждения нового типа целью стало создать определенные традиции. Создать какую-то платформу - профессиональную и очень требовательную. Для роста, взросления и профессионального обучения детей.

Тяжело ли работать с талантливыми детьми?

Людмила Мищенко, директор УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств», заслуженный деятель Республики Беларусь:
Правильно и требовательно работать с каждым ребенком, совсем не трудно. А талантливые дети требуют особого отношения. Они более эмоциональные, более трепетные. Запас энергетики чисто человеческий у них бывает не так высок. Поэтому приходится и за этим следить: чтобы у них было настроение, чтобы они радовались жизнью, чтобы они любили свою профессию. Поэтому у нас за последние только 10 лет 503 международных и республиканских лауреата. 160 стипендиатов  специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. 

Елизавета, ты выступала на сцене с самим маэстро Спеваковым. Как это? Какой он за кулисами?

Елизавета Кейзерова, учащаяся УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств»:
Это незабываемо! Такой же: фантастический и очень магнетический человек. У нас была с ним репетиция. Вернее - одна репетиция была за один день до концерта, вторая - до концерта. Когда пришло время выходить на сцену, я очень стильно заволновалась. Думала: «Нет! Я не пойду туда!». Но я вышла на сцену, меня настолько сильно трясло... В этот момент я посмотрела в его глаза, и сразу успокоилась. Мне было так спокойно! Я так спокойно еще нигде не играла! 

Loading...


«Я была потрясена совершенно». Солистка Большого театра Нина Шарубина назвала любимые спектакли



Влада Родовская:
Меня зовут Влада Родовская, и сегодня с утра пораньше я решила заглянуть на короткий разговор к солистке Большого театра Нине Шарубиной.

Нина Шарубина – оперная артистка. Окончила Белорусскую государственную музыкальную академию, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Преподает в Белорусской государственной академии музыки.

Влада Родовская:
Как началась ваша любовь к музыке и к сцене?

Нина Шарубина, народная артистка Беларуси, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
У нас в доме (несмотря на то, что я выросла в деревне) всегда звучала музыка. Мама моя играла на гармошке – самоучка, она нот не знала. Я помню, что пластинки Лидии Руслановой мама очень любила, Русланову слушала. С детства я слышала музыку всегда.

Влада Родовская:
А вы помните ваш первый выход на сцену?

Нина Шарубина:
Да, это было в четвертом классе, когда я из начальной школы перешла в среднюю. У нас был учитель пения Александра Александровна, она играла на аккордеоне. И вот первый мой выход на сцену, это было в актовом зале средней школы Коминтерновской, с песней «Вижу чудное приволье». Я помню, что я пела пять раз ее на бис.

Влада Родовская:
Назовите спектакли, которые в последнее время произвели на вас очень яркое впечатление.

Нина Шарубина:
Будучи студенткой консерватории (сейчас это академия музыки), я, конечно, очень часто ходила в оперный театр. Первое такое было потрясение – это спектакль Верди «Дон Карлос», где просто блистали две замечательные певицы – Мария Гулегина и Наталья Руднева. Гулегина – сопрано в партии Елизаветы, а Руднева – в партии Эболи. Очень сильное впечатление на меня произвел спектакль. Потом я пришла на «Тоску», где заглавную партию исполняла Надежда Губская. И спектакль «Травиата», где мой коллега (мы сейчас с ним очень много работаем в спектаклях) и земляк Сергей Франковский, будучи студентом третьего курса, пел партию Альфредо, а Травиатой была Наталья Костенко. Я была потрясена совершенно. Вот такие у меня очень яркие впечатления.

Влада Родовская:
У вас есть любимая роль?

Нина Шарубина:
Трудно сказать. Наверное, Амелия, это Верди – «Бал-маскарад». С этого спектакля, с этой партии началась моя оперная карьера.

Влада Родовская:
Как вы работаете с голосом? Как его сохранить и как его развивать?

Нина Шарубина:
В первую очередь, я считаю, чтобы голос подольше не подводил, нужно получить хорошую вокальную школу. Это основа основ, потому что если форсирование звука, если неправильно человек научен петь, это к добру не приведет, голос очень быстро изнашивается.

Влада Родовская:
Посоветуйте топ-5 опер для вдохновения.

Нина Шарубина:
Это «Седая легенда» Смольского, это Верди – «Макбет», Пуччини – «Чио-Чио-сан», «Князь Игорь» Бородина и, наверное, Верди – «Травиата».

Влада Родовская:
Какие у вас творческие планы на ближайший год?

Нина Шарубина:
Сейчас уже отгремели майские праздники – День Победы, Пасха была. В Дне Победы театр, конечно, как и вся наша страна, очень активное принял участие. У нас был большой гала-концерт в Большом зале, посвященный Дню победы. В ближайшее время, к счастью, пандемия уже не помешает, в этом году пройдут «Вечера Большого» в Несвижском замке, замке Радзивиллов. Туда мы готовим полуконцертное исполнение оперы Верди «Набукко».

Влада Родовская:
Какой совет вы бы дали будущим специалистам, которые только собираются войти в эту сферу?

Нина Шарубина:
Тем, которые собираются в академию музыки поступать и видеть себя в будущем оперной певицей – очень крепко подумать, потому что это очень-очень тяжелый труд, очень тяжелый хлеб. Очень сложная профессия. Надо быть по-хорошему фанатом этой профессии, потому что приходится какими-то вещами жертвовать, меньше внимания детям, если детки есть, семье и так далее. И потом, это очень большой физический труд и психологическая нагрузка, человек должен быть очень устойчив даже с точки зрения психики.