Минэкономики: пакет бесплатных базовых услуг для начинающих бизнесменов могут сформировать в Беларуси

06.12.2016 - 23:39

Ирина Костевич, заместитель министра экономики Республики Беларусь в программе «Простые вопросы» с Егором Хрусталёвым.

Скажите, а вот эти рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству, связанные с тем, что совершенствование профессиональных навыков  малого и среднего бизнеса. Оно так звучит немножко, как будто они там неправильно занимаются своим бизнесом, не владеют профессиональными навыками. А о чём идёт речь? Какие рекомендации?  

Ирина Костевич, заместитель министра экономики Республики Беларусь:
Вы знаете, когда мы, действительно, определяли вместе с ОЭСР тему этого проекта, точно такое было сомнение. Но, когда мы стали работать по этому проекту, а работа заключалась в чём – мы выстроили сначала организационно, был создан координационный совет, который возглавлял министр экономики, и вошли представители органов госуправления, и рабочая группа, которую возглавляла я. Туда вошёл бизнес, общественные союзы, объединения, представители образовательной системы.

И мы по-другому посмотрели на бизнес, на бизнес в сфере услуг.  

То есть, над чем работало Минэкономики – есть инфраструктура поддержки. Что это такое?  Это – центры и инкубаторы. Центры – это, которые оказывают консультационные услуги бизнесу, а инкубаторы – это, которые оказывают консультационные услуги и ещё взращивают этот бизнес. А, благодаря вот этому проекту, мы вместе с ОЭСР провели обследование. И на рынке труда, на рынке в экономике у нас есть ещё такие субъекты, которые оказывают услуги «бизнес-бизнесу». Это – стратегический маркетинг, это – менеджмент, это – управление персоналом, это –  IT-сфера.

А сюда можно написать всяких бизнес-тренеров? Добавить?

Ирина Костевич:
Конечно. Это – консультанты, в которых нуждается бизнес.

Ведь каждый, кто хотел бы заниматься своим делом, приходит с разным уровнем готовности.

Кто-то – достаточно продвинутый предприниматель, а кто-то – есть желание, но желание не совпадает с возможностями. И именно вот это реализовать желание – получить эту возможность через оказание, получение услуг со стороны.

Скажите, как разобраться в том, кто является настоящим бизнес-тренером? Профессиональным, опытным, который может дать? И кто является просто шарлатаном. Знаете, когда видишь большое количество объявлений о том: «Как заработать миллион»,  «Я расскажу вам, как сделать свой бизнес», – всё время думаешь – а что ж они преподают? Что ж они не заработали сами свои миллионы? Что является индикатором определения качества?

Ирина Костевич:
Понимаете, как раз реализация  этого проекта – вот сейчас мы увидели болевые точки в рамках этого проекта. ОЭСР нам рекомендует создать вот такую базу данных консультантов, которые бы, действительно, соответствовали критериям, про которые Вы говорите.

Сегодня опыт такой в республике уже есть – базу национальных консультантов создал Европейский банк реконструкции и развития.

И вот мы в этом направлении сейчас с банком будем работать, чтобы, действительно, эту базу консультантов расширять. У них есть определённые критерии, этот консультант, действительно, получает сертификат и он прозрачен для бизнеса в плане получения от него этой консультации. Есть какая проблема, которую надо решать, даже не проблема, а задача: оказание вот этих консультационных услуг для стартапов, для предприятий, которые вот только-только зарождаются. Они – рисковые, эти предприятия, потому что они пришли такие все разные, как я говорю, с разным уровнем подготовки.

Поэтому вот наша задача – взрастить эти стартапы, вот эти новые, создающиеся предприятия.

Поэтому мы отрабатывали такой вопрос и с бизнесом, и есть такое предложение: создать пакет базовых услуг, который начинающему бизнесу будет предоставляться на безвозмездной основе.  Это, прежде всего, правовые вопросы – не каждый начинающий бизнес может сразу взять себе квалифицированного юриста, ему надо ещё взрастить, раскочегариться в своём бизнесе.

Это – бухгалтерские услуги, те же кадровые услуги.

А как он потом будет за это рассчитываться?

Ирина Костевич:
Вот мы говорим: у него, действительно, нет капитала  для того, чтобы получать эти услуги, поэтому мы говорим – перечень базовых услуг, которые он будет получать безвозмездно от этих же центров поддержки предпринимательства. Но государство должно компенсировать центру за то, что он готов оказать эти базовые услуги и оказать на качественной основе. 

Полностью текст интервью и видео здесь

Люди в материале: нет
Loading...


«Мы смотрим на наличие команды и готовность работать». Как стать резидентом технопарка?



Новости Беларуси. 4 ноября Минскому городскому технопарку исполнилось 10 лет. Это общество с ограниченной ответственностью было создано для реализации государственной программы инновационного развития Беларуси. С 2011 года оно получило статус субъекта инновационной инфраструктуры в качестве научно-технологического парка. О том, что уже выполнено, и планах на будущее поговорим в студии программы «Большой город» на СТВ с Владимиром Давидовичем, директором Минского городского технопарка.

Юлия Алексеюк, ведущая:
Есть идеи, есть желание стать резидентом технопарка. Как это сделать? Какие дальнейшие шаги?

Владимир Давидович, директор Минского городского технопарка:
Идеи мало. Технопарк принимает в резиденты уже состоявшиеся предприятия, то есть уже должно быть юрлицо и понимание того, что все в этом мире не бесплатно. Нужно платить даже за минимальную аренду. Есть такая пословица: лекарство должно быть платным. Мы не воспитываем какие-то иждивенческие настроения. Наоборот, это здорово, когда сформировавшееся предприятие с потенциалом роста приходит к нам зацепиться за маленький кусочек площади. Это может быть даже в подвале. Затем, это интересно наблюдать, через год-два они возьмут побольше, потом еще побольше. Они пользуются теми сервисными продуктами, которые мы им предлагаем. Это финансирование через банковский кредит тех предприятий, которые уже доросли до этого. У нас программа с «Беларусбанком», называется «Бизнес-старт инновации». На достаточно мягких условиях даже сейчас можно взять кредит под проект, оборудование или технологическое обеспечение, постепенно возвращать. Некоторые пользуются этим по два-три раза. Всего из 40 с лишним резидентов порядка 20 этой возможностью воспользовались.

Кроме этого, мы стараемся создать достаточно плотный трафик из наших зарубежных партнеров. В основном сейчас это Российская Федерация, «Сколково» просматривает проекты наших резидентов, с кем-то знакомятся поближе, чтобы дать им возможность реализовать свои проекты в регионах Российской Федерации. То же самое мы делаем с Российской торгово-промышленной палатой. У них тоже есть структуры, которые взаимодействуют с такими инфраструктурами, образованиями, как мы, Минский технопарк и в России огромная сеть технопарков. Стараемся вывести наших резидентов и сами выйти на рынки других стран СНГ, например, Казахстана. С Киргизией у нас пока состоялось знакомство, но, думаю, что какие-то проекты совместные, конкурсы тоже будет реализовывать. И, как говорят, в странах дальней дуги недавно познакомились с представителями Малайзии, ОАЭ. Хотя некоторые наши резиденты в Эмиратах и так уже продают продукцию, которую производят. Стараемся сделать мир открытым не только для наших компаний-резидентов, но и вообще всех, кто к нам приходит и с нами знакомится. Это ключевой резерв для роста любого предприятия – делать свою продукцию адаптивной и нужной по всему мировому рынку.

Юлия Алексеюк:
Когда вы выбираете резидентов, кого поддержать, на что делаете упор?

Владимир Давидович:
На готовность начинать свою деятельность или вести уже начатую на определенных площадях буквально сразу. Если они готовы начинать завтра, значит, скорее всего, это наш клиент. Если мы видим, что там начинается обкладывание множеством условий, то надо еще подождать, пока команда созреет. Мы смотрим на наличие команды и готовность работать, не ждать каких-то райских кущ, которые откуда-то придут. Это краеугольный камень любого бизнеса. То есть ты готов быстро стартануть и развиваться. И еще, конечно же, ты имеешь навыки и возможности быстро продавать.

Юлия Алексеюк:
А если навыков не хватает, есть возможность их получить в стартап-школе?

Владимир Давидович:
Что из себя представляет эта школа? Для начинающих предпринимателей, кто еще только хочет попробовать себя в бизнесе, первые шаги, что нужно сделать – это азы с точки зрения учета своих затрат, ресурсов, возможностей. Дальше, так как большинство начинающих предпринимателей находятся в стадии активного поиска ресурсов, денег, то им надо научиться себя презентовать. Себя и свой проект. В первую очередь, себя. Потому что часты случаи, когда носитель проекта вдруг находит очень хорошего партнера, который его переформатирует под совершенно другой проект. Они становятся хорошей командой, развиваются дальше. Поэтому обязательная тематика – это ораторское искусство и навыки построения презентации и ее преподнесения. И какие-то интересные практики и опыт тех предпринимателей, которые прошли начальную стадию, сами ищут проекты, чтобы профинансировать или принять в них участие. Они тоже про себя рассказывают. Такой комби-курс для самых начинающих. Но все равно мы это рассматриваем, как только есть толчок к тому, чтобы тот, кто пришел в стартап-школу, дальше начал искать сам источники и знаний, и ресурсов. Если у нас эта активация состоялась, то, скорее всего, он к нам потом вернется в тот же конкурс со своим проектом или как участник команды. Возможно, мы его отберем, чтобы потом у нас разместить. В любом случае вся активность направлена на подготовку такой «рассады», которую потом высаживаем.

Чем занимается Минский городской технопарк и как организация отметила своё 10-летие? Узнайте здесь.