Главный экспонат этого музея – картошка. Ученики дещенской школы рассказали факты о разных сортах

30.09.2021 - 13:42

Новости Беларуси. Пока хлеборобы справляют «Дожинки», программа «Центральный регион» на СТВ отправилась туда, где хлеб всему голова. Мечта бульбаша. Что роднит Ван Гога и узденцев и где же родина белорусской картошки? Узнаем, как появляются новые сорта картофеля, и поделимся лайфхаками для бульбашей.

В 2010 году в дещенской школе решили открыть первый в Беларуси музей картошки. Она здесь главный экспонат. Смотрит отовсюду, во всевозможных вариациях, но мы копнем глубже. В этом году у ребят появилась своя мини-лаборатория. В пользе любимых клубней школьники теперь могут убедиться опытным путем.

Владислав Иванов, ученик Дещенской средней школы:
Прежде всего вкус картофеля зависит от содержания белка, крахмала, аминокислот и витаминов. Кроме того, на вкусовое восприятие картофеля влияют некоторые органолептические показатели – такие, как цвет, запах, рассыпчатость. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили исследовать вкусовые качества различных сортов картофеля, а именно зависят ли вкусовые качества картофеля от его физико-химических показателей. Мы провели ряд опытов, и сейчас некоторые из них хотим продемонстрировать вам.

Анна Климашевич, ученица Дещенской средней школы:
В качестве объектов исследования были выбраны следующие сорта картофеля: «Бриз», «Родриго», «Скарб», «Королева Анна», «Першацвет».

Владислав Иванов:
Сейчас можно определить, зависят ли вкусовые качества картофеля от его физико-химических показателей, а именно от содержания бека, крахмала или же и того, и другого. В школьной лаборатории рациональнее использовать количественное обнаружение крахмала по методике Антонович, в основе которой лежит закон Архимеда. Плотность равна массе клубней, деленной на объем. По таблице в процентах рассчитать содержание крахмала. С каждым сортом картофеля мы проводили трехкратное измерение для большей точности опыта. Таким образом, сорт «Скарб» – это лидер по содержанию крахмала (16,4 %).

Белок в определенном соотношении с крахмалом улучшает вкус и развариваемость клубней. Для определения содержания белка мы использовали биуретовую реакцию. Отфильтруем отвар «Родриго». Далее отфильтрованный отвар нужно набрать. Объем – один миллилитр. Прибавить 10-процентный раствор NaOH. Далее прибавить несколько капель 10-процентного раствора медного купороса. Появление окраски свидетельствует о присутствии белка в картофеле. Если, например, крахмала больше, то он более развариваемый, если белка больше, то он будет более упругий. И каждый сорт подходит для какой-то кулинарной обработки.

Анна Климашевич:
Это очень занимательный процесс, мы узнаем, что содержится в картошке. Мы же ее едим, и интересно знать, что мы употребляем и чем это полезно для нашего организма.

Яна Шипко, корреспондент:
А сейчас – самый долгожданный момент – дегустация. Вообще, из картошки известны сотни блюд, но ребята приготовили для нас основные. Сейчас мы разберемся, какие сорта больше подходят для какого блюда.

Анна Климашевич:
Например, сорт «Королева Анна» больше подходит для отварного.

Яна Шипко:
Очень разваристый, эта картошка буквально тает во рту.

Анна Климашевич:
Потому что соотношение белка и крахмала здесь самое оптимальное, и даже если его очень долго варить, он не разварится.

Анна Климашевич:
Сорт «Скарб» подходит для приготовления нашего национального блюда – драников.

Яна Шипко:
Можно тоже пробовать?

Анна Климашевич:
Да. Драники получаются очень вкусными, потому что здесь самое большое количество содержания крахмала.

Яна Шипко:
Очень вкусно, прямо гениально. Я думаю, что на самом деле подходит этот сорт, потому что эти картофельные блинчики такие плотненькие, но при этом воздушные. В общем, все как надо.

Анна Климашевич:
Сорт «Бриз» подходит для всеми любимого картофеля фри.

Яна Шипко:
Сейчас оценим, не хуже ли это американского фаст-фуда. Очень вкусно, потому что она румяненькая, с корочкой, эффект «криспи», как говорят, при этом мягкая. Картошку можно есть бесконечно, мне кажется.

«Бренд он неслучайно». Почему Дещенку называют картофельной столицей Беларуси? Читайте здесь.

Loading...


На лопатах жарили яичницу, а трофейный экспонат построили по приказу Гитлера. Всё это показывают в музее паровозов в Барановичах



Анастасия Макеева, корреспондент:
Под стук колес мчим в Барановичи. Сегодня мы предложим семейный маршрут выходного дня, от которого все будут в восторге.

Чудо инженерной мысли. Добро пожаловать в уникальный музей железной дороги. В сосновом бору можно телепортироваться в другую эпоху. Сойти на перрон времен Российской империи и Советского Союза. 50 единиц техники выстроились как на парад.

Наталья Ольшевская, работник культурно-спортивного центра Барановичского отделения Белорусской железной дороги:
Это макет паровоза серии В, специально построенного для участка, которому исполняется 150 лет Москва-Брест-Литовск. 16 ноября 1871 года этот паровозик протянул первый грузопассажирский состав, чем ознаменовал возникновение города Барановичи. Стал эмблемой и гербом нашего города.

Экспозиция, как захватывающий маршрут, на котором не хочется делать остановки. Техника путейцев, которые ремонтировали железнодорожное полотно и держали руку на пульсе безопасности. Богатыри-военные, современные, легендарные локомотивы. Аллея ретро – эпицентр туристов. Паровозы XIX-XX веков – звезды фотосетов. Вагоны-теплушки – во время Великой Отечественной войны в них перевозили войска и беженцев. Маленькая жизнь на колесах.

Наталья Ольшевская:
Как называется?
– Буржуйка.
– Б
уржуйка, совершенно верно. Везло тому, кто растапливал и поддерживал огонь, потому что рядом с ним было тепло. Как только надо было загрузить большее количество народа или чего-то, что надо было перевезти, всегда в вагоне лежали свободные доски и тут же делали настилы. Освещалось керосиновыми фонарями. Утепляли обычно войлоком, а на пол бросали солому. Всегда был запас дров и угля, здесь даже можно было приготовить нехитрую еду.

Дальше по курсу – столыпинский вагон 1928 года. Когда во время реформы бросили клич осваивать Сибирь и Дальний Восток, семьям железнодорожников выделяли по такому вагончику. Жили в тесноте, да не в обиде, перевозили лошадей и коров.

Наталья Ольшевская:
Если вы когда-нибудь смотрели или читали произведение «Миколка-паровоз», семья жила в столыпинском вагоне. Как там было написано, в одной стороне стояла большая кровать деда, в другой была кухня, были вырезаны окна, стоял стол, и все.

Парим на лебедушке. Символичное название серия Л получила в честь главного конструктора Лебедянского. Хотя первоначально, в 1946-м, паровоз носил гордое имя «Победа», а на барельефе горела не звезда, а профили Сталина и Ленина. Универсальный, экономичный, скоростной Ц он играл важную роль в восстановлении страны. Новинка превзошла все ожидания, и в послевоенную десятилетку было выпущено 4 000 железных богатырей.

Наталья Ольшевская:
Кстати, лебединая песня, потому что после этой серии паровозы больше не выпускали, это была последняя серия Л. Конечно, страна переходила на теплотягу, хотя они работали еще до 1970-х. В качестве обогревающих еще работали и в 1990-е как котлы.

А эта фрау – эксклюзив 1942 года. Паровоз трофейный ТЭ-5248. Капризная дама, хоть и развивала скорость 80 километров в час, но только на хороших путях и качественном угле.

Наталья Ольшевская:
Адольф Гитлер сказал придумать хороший, чтобы мог ездить. Придумали. Облегченный он за счет чего? Обычно для того, чтобы построить паровоз, нужно примерно две тонны цветных металлов. Здесь 150 килограммов. По сути, он должен был эксплуатироваться всего пять лет, но ему продлили жизнь, и этот товарищ свой срок отработал полностью до 1999 года на станции «Лунинец». Он переставлен на наши колеса, его модернизировали, потому что колея более узкая на Западе.

Путешествие можно продолжить в кабине раритетов и почувствовать себя настоящим машинистом. Техно-интерьерчик впечатляет детей и взрослых.

Анастасия Макеева:
И кочегары мы, и плотники. Здесь находилась так называемая кухня, где хранили уголь. И задача помощника машиниста была в том, чтобы забросить корм как можно дальше и веерно так, чтобы пар распределился равномерно, а поезд летел как ласточка.

Наталья Ольшевская:
Каким образом шуфель и яйца были связаны?
– Сковорода.
Верно. Лопату разогревали, разбивали яйца, получалась яичница на лопате – железнодорожное блюдо.

И мы подготовили деликатес для туристов. Гвоздь программы – катание на дрезине. Карета подана. Полетели.

– Управление с помощью рычага.
– Как на качелях. Как впечатления?
– Маленькая скорость.
– Ну какой белорус не любит быстрой езды?
– А у меня невероятные ощущения.

Экскурсия по рельсам истории может длиться четыре часа. В сокровищнице техники уже побывали немцы, американцы, мексиканцы. Это бренд Беларуси. Здесь свой космос.

Я тут уже раз третий. Из Минска проезжаем мимо, заходим. Мощь! Вот этот состав для очистки снега очень мощный.

– Мне понравился вот этот паровоз.
– Самому хотелось бы прокатиться?
– Да.

Очень круто, очень здорово. Музей действительно стоящий.

Нет идеи в каком-то из раритетных вагонов сделать экспозицию, чтобы туристы могли зайти, посмотреть на экспонаты, примерить форму железнодорожника?
Такое будет. Я оставлю интригу. Мы планируем на следующий сезон всех поразить. Удивить и еще позвать к нам сюда.