Особо популярна селекция яблонь и груш. Белорусские учёные вывели новые сорта плодовых и ягодных культур

27.08.2021 - 20:46

Новости Беларуси. В Институте плодоводства, что в агрогородке Самохваловичи Минского района, ученые вывели новые сорта плодовых и ягодных культур, сообщили в программе «Минщина» на СТВ. Например, разнообразием вкуса в 2021 году порадуют ранние и поздние сорта яблок. Среди них «Ранак» и «Крапач». А среди груш популярность набирают сорта «Просто Мария» и «Купала». Какие сочные новинки еще появятся вскоре на рынке, узнала Анна Куртасова.

Анна Куртасова, корреспондент:
В Самохваловичах выращивают уникальные сорта плодовых и ягодных культур. Яблоки, груши, вишня, черешня, сливы, персики, виноград. Здесь активно занимаются селекцией.

Коллекция Института плодоводства одна из самых крупных в Европе. В реестре около 5 000 сортов плодовых, орехоплодных культур и винограда. Но особо популярна селекция яблонь и груш.

Юлия Кондратенок, ведущий научный сотрудник отдела селекции плодовых культур Института плодоводства:
Мы занимаемся селекцией, то есть созданием новых сортов, а также сортоизучением, то есть изучением всего того, что создали в других научных учреждениях всех стран мира, чья продукция может произрастать у нас. И мы занимаемся селекцией таких известных культур, как яблоня, груша, черешня, вишня, слива, абрикос, алыча, персик, грецкий орех, виноград, последнее наше направление работы – фундук.

Вывести новый сорт – процесс длительный. На это уходит почти 20-25 лет. К каждой культуре особое внимание и высокие требования. Они должны быть максимально приспособленными к нашим погодным условиям, устойчивыми к заболеваниям. А еще урожайными и, конечно, полезными. Так, белорусские селекционеры и в 2021 году могут порадовать покупателя новыми сортами яблок. Ставка на более ранние.

Подробности смотрите в видеоматериале.

Loading...


Как в производстве продуктов используют 3D-принтер и из чего делают вегетарианское мороженое? Рассказал Гордей Гусаков



Новости Беларуси. Белорусы полностью обеспечивают себя мясом и молоком, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Мы четвертые среди мировых производителей сыра. Впереди лишь ЕС, США и Новая Зеландия. А по сливочному маслу, творогу и сухому молоку наша страна в пятерке лучших экспортеров. Но мало кто задумывается, что очередная новинка на прилавке – это заслуга не только производителя. К примеру, как изготавливают сырки для диабетиков и вегетарианское мороженое? Можно ли доверять этикеткам? И причем тут 3D-принтер? О рецептурах нового поколения мы спросили руководителей Института мясо-молочной промышленности.  

Илона Волынец, СТВ:  
Что может в ближайшее время появиться на наших прилавках?  

Развивается 3D-печать продуктов и вегетарианское питание

Гордей Гусаков, директор Института мясо-молочной промышленности:  
Бесспорно, в тренде находятся и функциональные продукты питания. Суть их в том, что мы должны обогащать наши продукты питания определенными компонентами. В связи с этим учеными нашего института развивается такое направление, как 3D-печать. Здесь представлены сухие смеси и эмульсии для 3D-печати.  

Илона Волынец:  
Получается, что из такой смеси мы получаем готовую продукцию.  

Гордей Гусаков:  
Да.  

Гордей Гусаков:  
Еще одним перспективным направлением является вегетарианское питание. Институтом разработано мороженое с заменением животного белка на растительный. Основные компоненты – гречиха и овес.  

Илона Волынец:  
Если не ошибаюсь, наша молочная продукция уходит на экспорт в 60 стран. Что мы еще можем поставлять? Чем еще можем удивлять, учитывая, что отрасль хорошо развита?  

Экспорт молочной продукции – 40 % в совокупном аграрном экспорте

Гордей Гусаков:  
Нужно подчеркнуть, что Беларусь занимает высокие позиции в мировых рейтингах по экспорту сыра, масла, сухой сыворотки. Экспорт именно молочной продукции формирует 40 % в совокупном аграрном экспорте, или 8 % в совокупном экспорте Беларуси.  

Наталья Фурик, заместитель директора Института мясо-молочной промышленности:  
Могут идти различные виды продуктов на экспорт. Например, даже сухой молочный продукт быстрорастворимый. Для вендинговых аппаратов закончили. Он тоже может идти на экспорт.  

Илона Волынец:  
Качество всегда было нашим брендом. Во все времена славились наши товары за рубежом. В этом и есть наша фишка, но можно же за счет недобросовестных конкурентов и проигрывать на рынке. Мы делаем качественную продукцию, но можем уступать в ценовой политике.  

«Сокращается доля отечественных товаров в розничной торговле»  

Гордей Гусаков:  
Совершенно верно. Мы как ученые определяем тенденцию последних лет, что у нас сокращается доля отечественных товаров в розничной торговле. У нас есть доктрина национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Там установлена цифра 85 %. Мы можем рассчитывать на импорт в районе 15 %, но на данный момент цифра 77 % отечественного производства, 23 % – импорт. Динамика, к сожалению, не очень позитивная. Мы уступаем на рынке дешевым продуктам и в чем-то менее качественным, чем белорусские.  

Илона Волынец:  
Вашему предприятию 35. Какие планы и задачи ставите перед собой дальше?  

Гордей Гусаков:  
На ближайшую пятилетку уже сформирован ряд государственных программ научных исследований.