«Папа был весь обгоревший, в ожогах». Дочь Пташука рассказала, как снимали «В августе 44-го»

10.01.2020 - 12:58

Как снимали картину, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Игорь Авдеев, заведующий Музеем истории белорусского кино:
Это был, конечно, поступок студии. Все ресурсы были направлены на производство этой картины в ущерб, может быть, творческим студиям других авторов. Это стремление выпустить заметный, резонансный продукт.

Это картина, в которой очевидны приметы высокого стиля, это явные претензии на продукцию голливудского размаха и качества.

Михаил Пташук не побоялся ни критиков, ни завистников, ни конкурентов. Его картина «В августе 44-го» стала первым выстрелом после долгой тишины. Именно эта премьера считается точкой возврата к главной теме белорусского кинематографа – Великой Отечественной войне.

Игорь Волчек, мультипликатор, режиссёр, композитор:
Он был гениальным продюсером, на самом деле. У него были лучшие сценаристы, лучшие операторы, лучшие художники, лучшие актёры. Он понимал, что это такое, и фильмы получались, соответственно, такие зрелищные очень.

В 1998 году Минкульт делает Пташуку предложение, от которого тот просто не смог отказаться. Это была вторая попытка экранизации, пожалуй, самого известного романа о контрразвездке.

Война была лейтмотивом творчества Пташука. Поэтому он тут же взялся за дело. И даже поехал в Москву, чтобы вместе с Богомоловым поработать над сценарием. Но последний картину так и не принял.

Антонина Карпилова, музыковед, киновед, преподаватель:
Владимир Богомолов попросил убрать из титров своё имя. Он это обосновал. Я не хочу цитировать его слова. Но главная претензия была именно в том, что из фильма ушли вот эти документальные источники. Осталась фабула, где контрразведчики ловят диверсантов.

Изольда Кавелашвили, редактор, сценарист:
Книга сильнее. В начале всё это очень затянуто и всё это очень слабо, в финале он, всё-таки, так развернулся. Нет, это неплохой фильм, но произведение мне больше нравится.

Пташук на свой страх и риск берётся за работу над фильмом. Для команды начались сложные времена. Не было ни денег, ни понимания между участниками процесса. С самого начала коса нашла на камень. Казалось, конфликт двух гениев не даст реализовать всё задуманное. И, тем не менее, картина стала самым известным военным блокбастером последних десятилетий.

Для съёмок эпичных сцен привлекли сотни военнослужащих и техники. 24 единицы ЗИЛ-157 собрали со всего бывшего Советского Союза.

Сергей Соболев, начальник ПК «Автобаза» РУП «Национальная кино студия «Беларуьфильм»:
Это немецкий танк Т-3 из министерства обороны поставили на БМП-1. И на борисовском военном заводе изготовлена точная копия танка. И именно этот танк снимался в кинокартине «В августе 44-го».

Наталья Велевич, сотрудник натурной площадки РУП «Национальная кино студия «Беларуьфильм»:
Именно здесь проходили съёмки фильма «В августе 44-го» Михаила Пташука. Прошло очень много времени, поэтому они в таком виде, но тогда это было всё очень грандиозно и красиво.

Пташук не давал выдохнуть ни себе, ни остальным. Уже через год родные начали опасаться за его здоровье – настолько он отдавался работе.

Анжелика Пташук, режиссёр:
Папа был весь обгоревший, он был весь в ожогах. Но для него это была абсолютно нормальная ситуация. Когда Элем Климов подошёл к нему после какого-то фильма, посмотрев его премьеру, он сказал: «Ну, что Миша, было трудно?» А папа сказал: «А я люблю, когда трудно. Когда легко – плохие фильмы получаются».

Немудрено, что картина, которая далась её создателю с таким трудом, начинает собирать награды. В апреле 2001 года  Пташук прилетает в Москву из Лос-Анджелеса на триумфальную для него премию «Ника», где фильм «В августе 44-го» заявлен сразу в шести номинациях. Но на сцену режиссёр так и не поднимется.

Анжелика Пташук:
Это страшное воспоминание, очень тяжело об этом говорить. Он уехал в Москву вместе с мамой. Она позвонила мне утром и совершенно таким растерянным, очень спокойным, не то что спокойным, а каким-то голосом, в котором не было никакой лишней ноты. Сказала: «Папа погиб…»

Loading...


«Али», «Легенда № 17», «Вселенная Стивена Хокинга». Насколько хорошо актёры смогли сыграть реальных людей?



Во время вечерних посиделок с друзьями разговор может зайти о самых необычных вещах. Например, об обмене телами. Или о том, каково было бы прожить жизнь другим человеком. Конечно, если уж проживать чью-то жизнь, то большинство выберет своих кумиров или просто богатых и здоровых счастливчиков.

Что интересно, некоторым людям действительно удалось прожить чужую жизнь. Правда, лишь на экране. В фильмах, основанных на историях реальных личностей, актёры примеряют на себя образы действительно существовавших людей. Иногда попадание просто поражает, а иногда зрители остаются недовольны.

Мы вспомнили несколько ярких перевоплощений. А как вы считаете, удалось ли актёрам достоверно передать личность человека, которого они играли?

«Али»

Фильм 2001 года, в котором Уилл Смит сыграл роль всемирно известного боксёра Мохаммеда Али. Кинокартина получила смешанные отзывы. Люди, которым близок бокс, или которые по-настоящему увлечены Али, посчитали, что Смит не смог достоверно передать образ Мохаммеда. Однако большинству зрителей фильм пришёлся по вкусу.

Фото: кадр из фильма «Али» и instagram.com/muhammadali_goat

«Легенда № 17»

Фильм, о котором в 2013 году говорили, вероятно, все жители постсоветского пространства. Хотя тут не было чёткого следования биографии реального Валерия Харламова, зрители были в восторге. Это один из известнейших хоккеистов и настоящая легенда советского хоккея. А что касается Данилы Козловского, который сыграл спортсмена, то даже мама Харламова признала, что актёр очень похож на её сына.

Бубка, Роднина, Харламов. Как выглядят дети трёх легендарных советских спортсменов

Фото: кадр из фильма «Легенда № 17» и http://instagram.com/insta_hockey_gram

«Вселенная Стивена Хокинга»

Фильм 2014 года о гениальном физике был снят ещё при его жизни. Кинокартина получила преимущественно положительные отклики, однако и здесь не обошлось без критики. Некоторые ярые фанаты дела Хокинга были возмущены, что учёного попытались словно бы немного опустить до уровня заурядного человека. Впрочем, сам Стивен эту точку зрения не разделяет. Он лично встречался с актёром Эдди Редмэйном, чтобы дать ему совет относительно своей манеры речи, а после выхода фильма на экраны сказал, что ему понравилось.

Фото: кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга» и BBC / Rex Features

«Адмиралъ»

Кинокартина 2008 года, которая в том же году заняла второе место в кинопрокате России. Фильм рассказывает о жизни Александра Васильевича Колчака, значимой фигуры в истории России. Многие зрители ещё до просмотра фильма опасались, что авторы займут твёрдую позицию либо одной стороны, либо другой. Но, к счастью, с обеих сторон были показаны люди, которые верят в своё дело. Игра Константина Хабенского была удостоена всяческих похвал, поклонники смело заявили (на момент 2008 года), что это его лучшая роль.

Фото: кадр из фильма «Адмиралъ» и paris1814.com

«Принцесса Монако»

Фильм 2014 года о знаменитой актрисе и супруге князя Монако Грейс Келли. Кинокартина открыла 67-й Каннский кинофестиваль и была разгромлена. Когда ленту начали показывать в кинотеатрах, зрители согласились с мнением критиков. Главную роль исполнила Николь Кидман, и хотя это замечательная актриса, и зрители, и критики пришли к выводу, что она не смогла достоверно сыграть Грейс. Нет не только внешнего сходства, но и характеры оказались разными, ведь существенную часть фильма у Кидман на глазах слёзы, чего не было у реальной Келли. Подводя итог, можно сказать, что наследникам кинокартина тоже не понравилась, поскольку, по их словам, сильно искажает реальную историю.

Икона стиля Грейс Келли. Как княгиня Монако и популярная актриса создавала свои образы? 

Фото: кадр из фильма «Принцесса Монако» и instagram.com/gracekellyarchives

«Стрельцов»

Кинокартина 2020 года о знаменитом футболисте Эдуарде Стрельцове не смогла повторить успех фильма «Легенда № 17». В этот раз не только фанаты Стрельцова, но и обычные зрители раскритиковали ленту за недостоверность и слабую игру актёров. Хотя Александр Петров старался вжиться в образ Стрельцова, эта роль не вошла в число его лучших.

Фото: кадр из фильма «Стрельцов» и фото из открытых источников

«Социальная сеть»

Фильм 2010 года был тепло принят зрителями и критиками, хотя Джесси Айзенберг смотрелся не слишком убедительно в роли Марка Цукерберга. Актёр и основатель Facebook практически ровесники. Кроме того, любой, кто хотя бы минимально следит за Цукербергом, легко увидит ряд несоответствий. Однако сценарий и игра актёров, которые исполняли несколько менее известных реальных людей, сделали этот фильм весьма интересным. И в течение первых двух недель картина лидировала в национальном прокате.

Фото: кадр из фильма «Социальная сеть» и instagram.com/zuck

Кстати, ранее мы собрали фильмы, в которых главными героями являются исключительно привлекательные персонажи. Каким актёрам доверили играть красавиц и красавцев – смотрите здесь.