Почему молодёжь охотно переезжает в агрогородки? Рассказываем, как белорусам помогают решить жилищный вопрос

11.11.2019 - 11:42

В простонародье сельские новострои последнего десятилетия назвали «президентскими домиками». Однотипные коттеджи выбиваются из общей архитектуры села начала 2000-х. Словно свежими красками по знакомым картинам.

О жизни в белорусских деревнях рассказали в одной из серий документального цикла «Я шагаю по стране».

Многопрофильная госпрограмма возрождения села предусматривала улучшение жилищных условий. Так сказать стратегический маневр, ведь квартирный ответ все чаще разрешал глобальный вопрос «Оставаться ли в деревне?». Молодежь охотно возвращалась и переезжала в агрогородки.

«Банк нам выдал кредит на 16 лет под 3 %». Семья из Гродненской области показала свой частный дом

Подробнее в видеоматериале.

Люди в материале: нет
Loading...


Заглянуть в белорусскую хатку и посмотреть два уникальных памятника архитектуры. Почему ещё стоит побывать в Вилейке?



Анастасия Макеева, корреспондент:
Сегодня ныряем за приключениями в Вилейский район. Нас ожидает «море» в 27 км, отменный улов, прогулки по подвесным мостам и даже чудо-ель.

Надежда Авдей, директор Вилейского краеведческого музея:
Раней стрэлкі трэба было навесці, каб былі вельмі прыгожыя, таму прасавалі адзенне такім чынам.

Знакомство с городом начинаем с белорусской хатки. Краеведческий музей – клубок традиций, где каждый найдет свою нить с вилейчанами. В былые времена мужчины делали на Колядки соломенных пауков, а женщины ткали на кроснах дываны.

Надежда Авдей:
Гэта наіўнае мастацтва, якое ўпрыгожвала сцены беларускай хаты, ўзмаляваны дыван, які сёння месціцца тут.

Гэта беларускія хадункі. Яны падбіваліся пад быльку, туды ставілася дзіця і яно вучылася хадзіць. Зараз, калі прыходзяць да нас наведавальнікі: «Можна нам ўзяць? Дзеці такія неспакойныя, мы іх паставім і яны будуць хадзіць».

В каждом доме был бабий угол с печкой и красный с иконами. А самое главное здесь можно «вдохнуть» время. Сбить масло в полкилевке – ровно на полкило, которое хозяюшки везли продавать на кирмаши.

И сделать куклу-оберег без иголок, узлов и лица. Все у наших предков несло свой смысл и защищало от зла. Лялек клали в колыбельки, благословляли молодых и просили богатого урожая.

Надежда Авдей:
На тэрыторыі Беларусі была такая з'ява, як начніцы гэта міфічныя істоты, якія прыходзілі ў хату і будзілі дзіця. Для таго, каб дзіця спала добра, абярэгавая лялька рабілася для таго, каб аццягнуць усё нядобрае. Жанчына стварала яе з ніжняй спадніцы, гэта лічылася, як абярэг для дзіцяці.

Ворота города. Два памятника архитектуры – церковь-муравьевка и неоготический костел смотрят друг на друга. Центр Вилейки держит марку времени. Просто сделайте кофе-паузу у фонтанов и насладитесь колоритом, словно со старинной открытки.

Стук бричек уводит во времена Николая II. После его манифеста о свободе вероисповедания за строительство костела берется дворянин Александр Любанский. Но ему поставили условие, что путь к святыне лежит через предприятие. Так появился лесопильный завод, ныне стройдеталей. А 9 сентября 1913-го выросла доминанта города, которую называют седьмым чудом Минщины.

Наталья Лешкович, научный сотрудник по охране историко-культурного наследия Вилейского краеведческого музея:
По проекту было предусмотрено, что костел будет симметричным, будет иметь две башни. Но в связи с тем, что финансов не хватало, была построена только одна башня, но костел посчитали завершенным, и это явилось его уникальностью.

Ксендз Станислав Жук, опасаясь того, что во время советской власти иконы и все предметы, которые находились в костеле, могли быть повреждены или уничтожены, тайно вывез икону Божией Матери в Костеневичский костел. И в начале 90-х годов она была возвращена Вилейскому костелу.

Спасли жизнь и фреске «Несение креста» на фасаде. В советские времена она не раз оказывалась под слоями краски и жести. Но когда храм вернули верующим, вилейский художник Эдуард Матюшонок восстановил справедливость.

А мы движемся за летней прохладой в сторону набережной.

Надежда Авдей:
Это деревья, которые еще помнят императрицу Екатерину II.

Роскошный парк в Вилейке – островок релакса. Сказочная земля, Сквер матери в розах, патриотическая ветка, где можно почтить память героев. А еще море активностей. Одним словом, зеленое путешествие для всех, услада для глаз и души.

Надежда Авдей:
Игровая площадка, где дети играют, развлекаются. В центре небольшое кафе, где тоже можно посидеть, отдохнуть. И дальше это скейт-площадка, workout площадка, где можно потренироваться и попробовать себя в этом направлении.

Тенистые тропинки ведут в самое сердце города – реке Вилии. Смотровая площадка, как с полотен Шишкина. Деревянный балкончик собирает на фотосессии и дарит живописные кадры. Причем набережная хороша в любое время года.

Давным-давно здесь сплавляли лес и ходили суда. Красотой берегов в XIX веке восхищался граф Константин Тышкевич. Свои впечатления от экспедиции он оставил в книге.

Надежда Авдей:
Одна из интересных легенд, которая бытует здесь, в городском парке, говорит о том, что когда еще здесь жили Пацы, они приезжали сюда летом, любили пить возле окна чай и, выглядывая в окошко, смотрели, а на самом центре реки находился большой валун, его в народе называли «лысина Паца», потому что Пац был такой же лысый, как и этот валун. Вот он выглядывал в окно и смотрел, когда плоты проплывали, и говорил им «вилять». Выкрикивал «вилять», от этого Вилия и в последующем Вилейка.

Залюбоваться Вилией можно и на велодорожке.