Рачков: речь идёт о нашем более плотном взаимодействии с Российской Федерацией в сфере решения вопросов обороны

12.02.2021 - 05:00

Новости Беларуси. Итоги первого дня Всебелорусского народного собрания подвели в ток-шоу на СТВ. Разговор с участниками Всебелорусского народного собрания, политологами и экспертами по существу. Гости – люди из разных регионов.

Кирилл Казаков, генеральный директор СТВ:
Когда я слушал министра иностранных дел, как-то встрепенулся, потому что резко Владимир Владимирович поднял вопрос о статусе нашего нейтрального государства. С точки зрения международной политики что изменится для Беларуси, если мы действительно в Конституции пропишем, условно говоря, наше стремление в ОДКБ?

Сергей Рачков, председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности:
Конечно же, это была отсылка и к Конституции 1994 года, положение сохранилось, когда вносились изменения в Конституцию. Сегодня мы активно работаем в ОДКБ, развиваем этот военно-политический блок. Конечно же, министр иностранных дел делал определенный намек, он использовал и такое выражение: «В целом может измениться региональная ситуация». И здесь речь идет о нашем более плотном взаимодействии с Российской Федерацией в сфере решения вопросов обороны.

Кирилл Казаков:
Вот цитата о Конституции. Я хотел бы спросить: это заявление министра уже является аксиомой, или оно тоже будет обсуждаться в течение года?

Сергей Рачков:
Министр иностранных дел является делегатом собрания, имеет право высказаться. Он представлял точку зрения как Министерства иностранных дел по отдельным вопросам, так и высказывал собственное мнение по некоторым темам. И подчеркивал, что некоторые суждения, возможно, очень полемичные. Речь Александра Григорьевича Лукашенко – я даже не могу сказать, что это был доклад, это была пламенная речь.

Кирилл Казаков:
Президент сказал, что это рабочее совещание, но он же говорил в сравнении с той программой, с которой шли лидеры так называемой оппозиции. Юрий, скажите: это было бы шоу, если бы, например, та сторона, с которой вы начинали предвыборную гонку, пришла к власти?

Юрий Воскресенский, политолог:
Не было бы страны. Мы это, к сожалению, слишком поздно поняли. Во-первых, Президент правильно сказал, что первым, кто бы сел – это уже не Президент сказал, а я говорю – первый, кто бы сел или не вышел бы из СИЗО, был бы Бабарико, потому что никакая Тихановская никаких выборов не проводила бы. Это абсолютно точно. А если бы супруги Тихановские стали рулить страной, то у нас даже бы не южная соседка, как Вадим говорит, повторилась, а еще более южная, «горячая», которая граничит с Ираном.

Кирилл Казаков:
Еще одну цитату Президента на экран.

Алена Сырова, ведущая:
Президент сказал: «Я пришел, чтобы побеждать, а не свергать». По-моему, очень красноречиво.

Сергей Рачков:
Тем не менее я считаю, что, конечно, будут вноситься уточнения во внешнеполитический курс нашего государства. Вы знаете, как остро в последние месяцы обсуждалась тема многовекторности, и сегодня министр остановился, высказал свое мнение по этому поводу. Он пошел даже дальше – предложил, чтобы Министерство иностранных дел разработало, цитирую, «новую концепцию внешней политики». На мой взгляд, у нас уже устоявшаяся концепция, многие направления апробированы. Сегодня очень четко глава государства об этом говорил: о сотрудничестве с Российской Федерацией, с Китайской Народной Республикой, с «Дальней дугой», с Африкой, с Латинской Америкой. Поэтому, конечно, необходимо делать уточнения.

Дмитрий Пиневич, министр здравоохранения Беларуси:
Мы смотрим как минимум до 2020 года. Как максимум – смотрим гораздо дальше.

Сергей Рачков:
Вместе с тем доклад был стратегическим. Как раз ту функцию, которую Президент и предлагает передать Всебелорусскому народному собранию: чтобы стратегию нашей страны вырабатывало именно это собрание, придать ему конституционные полномочия.

Читайте также:

«ДОСААФ не зря был придуман ещё в 1930-х. Это очень мощная структура, куда молодёжь набирают, с ними занимаются»

Ректор Академии управления при Президенте: «Мы упустили патриотическую составляющую воспитания в 90-е»

Директор сельхозпредприятия: «Не хватает молодежи, чтобы сохранить деревню и поддержать сельское хозяйство»

Loading...


«Отходим от примитивного копирования». ВНС: чего нет в Европе, но есть в Беларуси?



Новости Беларуси. На усиление государства и сплочение нации направлены предложения по изменению Конституции, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Важный шаг на пути развития народовластия в нашей стране – это предстоящий референдум. Среди предлагаемых нововведений – конституционный статус ВНС.

Октябрь 1996-го и I Всебелорусское народное собрание. 5 тысяч делегатов в минском Дворце спорта (Дворец Республики еще не был построен) и напряженный разговор с народом о будущем. Именно это собрание отвело страну от политической пропасти и определило курс развития государства. Инфляция, дефицит госбюджета и реальный шанс погрязнуть в долгах. Тогда на руинах кризиса была принята первая в истории Беларуси программа социально-экономического развития на пятилетку. А главное – люди поддержали предложенные Президентом изменения и дополнения в Конституцию.

С тех пор каждые пять лет белорусы собирали народное вече, с каждым разом негласно придавая ему все больше значения, доверяя решение самых острых проблем. ВНС стало синонимом своевременного обновления социально-экономической стратегии. Акценты расставляли соразмерно потребностям: когда-то ударно работали на экспорт, когда-то упорно латали пробелы в здравоохранении, образовании, жилищных вопросах. И каждый раз решения, принятые вовремя и сообща, определяли судьбу Беларуси. Но, пожалуй, самый важный и неоспоримый факт – ВНС как минимум дважды становилось антикризисным инструментом в руках белорусского народа.

Вадим Гигин, председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»:
Всебелорусское народное собрание за те 25 лет, которое существует, доказало свою эффективность. В 1996 году и 2020-м сыграло очень важную роль в разрешении острых политических кризисов. Поэтому на основании анализа опыта стало ясно, что нужно придавать конституционный статус, то есть более четко прописывать функции, полномочия, порядок формирования данного органа. Это, кстати, идея не новая, она звучала еще с конца 90-х годов. Важный фактор, чтобы вписать Всебелорусское народное собрание в политическую систему. Это залог стабильности, залог обеспечения преемственности политического курса и, как мы увидели, очень серьезный фактор разрешения возможных политических кризисов. Даже если такой кризис будет возникать раз в 20 лет, то, что мы обладаем органом, способным его урегулировать, это очень важно.

И еще одна тенденция. Всебелорусское народное собрание – это наша самобытная черта, наша белорусская модель народовластия. Мы отходим от примитивного копирования западных моделей, когда западную модель демократии мы принимаем за образец, идеал. Нет. У нас есть собственные традиции, и мы должны их развивать и закреплять в своем законодательстве.

На пороге грядущего референдума Всебелорусское собрание, как тонко подчеркнул Александр Лукашенко, просто просится в Конституцию. Высший представительный орган – такого статуса сама жизнь требует от когда-то народного вече. А это определенный состав, полномочия и функции. Работая над проектом новой Конституции, эксперты долго спорили, но, кажется, в целом пришли к пониманию того, каким может быть обновленная форма народовластия.

Смещение Президента, утверждение программных документов. Игорь Сергеенко рассказал, чем будет заниматься ВНС. Подробности здесь.

Все предлагаемые изменения до мелочей станут известны совсем скоро, когда проект новой Конституции вынесут на общественное обсуждение. Но, по словам экспертов, становится ясно – ВНС призвано стать стабилизирующей силой в отношениях между властью и обществом, но никак не подменять собой правительство и парламент.

Предлагается избирать 1200 делегатов, которые будут работать, не отрываясь от основной трудовой деятельности. А новый представительный орган предлагается наделить правом отменять те решения, которые противоречат интересам страны и ее жителей. Что весьма логично во времена всемирного политического тренда лезть в чужие дела.

Лукашенко: все будет зависеть от того, какой Президент придет на смену. Поэтому мы и подстраховываемся ВНС. Подробности здесь.

Если предложения экспертов белорусы примут и захотят закрепить в Основном законе, то у каждого из делегатов ВНС вместе с возможностью влиять на ситуацию в стране появится и больше ответственности. Эта идея кажется очень справедливой. Белорусы участвуют в судьбе Беларуси, принимая решения и отвечая за них будущим целой страны. Это путь взросления нашего общества от народного вече к новому статусу народовластия.