Сколько в Беларуси существует народных примет? Рассказал эксперт

26.08.2021 - 15:44

Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.

Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Насколько в нашей белорусской культуре важны приметы и суеверия?

Алена Родовская, ведущая ток-шоу:
И какие самые такие интересные, о которых можно рассказать?

Алексей Друпов, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Ну, тут, як бы так сказаць. Усе гэтыя забабоны – прымаўкі, прыкметы – яны былі неад’емнай часткай народнай філасофіі. Тое, чым народ спасцігаў навакольны сусвет. То бок у пэўны час ён заўважыў пэўныя заканамернасці, якія дзесьці паўтараліся, якія перайшлі ва ўзровень гэтых прымхаў.

Алена Родовская:
То есть все началось с язычества?

Алексей Друпов:
Так, усё пачалося са старажытнасці. Мы з большага земляробы, жылі на зямлі, былі залежны ад таго, што нам дае зямля. Былі адпаведныя вераванні больш аграрныя. З гэтага ўсё і пачыналася. І вот гэтая папярэдняя вера месцамі і была глебай для вось гэтых прымхаў. Месцамі глебай для прымхаў было тое, што мы зараз называем санітарыяй. Умоўна кажучы, вельмі такі просты забабон – дзяжу – гэта калі рабілі цеста на хлеб, нельга мыць гарачай вадой. Пажадана ўвогуле не мыць, а гарачай тым больш. Запарыш дзяжу – усё паламаецца. Не будзе працаваць. А ўсё лагічна. У дзяжы жыва свая культура дражджэй. Мы першы раз дрожджы злавілі, закваску зрабілі, амаль усю закваску забралі, крыху цеста там пакідаем – дрожджы жывуць далей. Калі ты зальеш гарачую ваду, ты забьеш мікраарганізмы дражджэй, адпаведна, дзяжа далей працаваць не будзе. То бок шмат пад якімі прымхамі гэтымі былі і цалкам рацыянальныя рэчы.

Алена Родовская:
Какие самые известные белорусские национальные приметы? Которые сохранились до наших дней?

Екатерина Забенько, ведущая ток-шоу:
Вообще сколько их существует, кто-то подсчитывал?

Алексей Друпов:
Гэты цяжка падлічыць. Сержпутоўскі выдаваў кнігу «Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў» выключна па палешукам. Там больш за 2 000 прымхаў і забабонаў ён сабраў, ён іх усе пранумараваў. Зараз складана сказаць, колькі, але больш за 2 000 іх было. Кніжка там амаль на 300 старонак. І гэта толькі па адным рэгіёне, адзін даследчык.

Зачем из-за свадебного каравая разбирали печь? Рассказываем про старые ритуалы белорусов (здесь подробности).

Loading...


Фитогобелены из растений и пояса, тканные на кроснах. Как белорусские мастерицы возрождают старинные ремёсла



Новости Беларуси. В Крупицком центре культуры готовятся к новому творческому учебному году. Здесь работают 15 кружков по таким направлениям, как музыка, танцы, декоративно-прикладное искусство, сообщили в программе «Минщина» на СТВ. Здесь мастера возрождают старинные народные ремесла. Например, очень популярно ткачество на кроснах, а также изготовление фитогобеленов.

Корреспондент Анна Куртасова познакомилась с профессиональными мастерами и узнала секреты народного ремесла.

Это Крупицкий центр культуры. Здесь мастера возрождают старинные народные ремесла. Например, очень популярно ткачество на кроснах. Необычные шедевры создают в специальной хатке. Все в стиле прошлых столетий.

Ирина Дернаковская ткачеством занимается 8 лет. Хобби переросло в профессию. Признается, больше всего нравится плести белорусские пояса.

Ирина Дернаковская, руководитель кружка Крупицкого центра культуры имени В.Н. Грома:
Гэта мяне настолькi ўразiла. Я пачала ткаць, у мяне атрымалася ткаць, i гэтыя паясы ўжо колькi гадоў вядуць мяне па жыццi.

Для мастера плести – будто песню петь. Ирина Дернаковская представляла нашу страну на международных фестивалях ткачей в Индии, Словакии, Германии, Эстонии. За плечами колоссальный опыт и множество рукотворных произведений.

Анна Куртасова, корреспондент:
В коллекции у Ирины Зигмундовны более 100 поясов. Каждый – шедевр. Все разной длины – от 3 до 5 метров. Цвет – на любой вкус. Но особое место узорам – это главный элемент традиционного пояса.

В работе главное – соблюдать технологию и, конечно, традиции. Чтобы ткать правильно, надо не только понимать, как формируется узор, но и вовремя переставлять элементы. Ирина Зигмундовна использует только натуральные материалы – лен и шерсть. Каждый пояс со своим орнаментом и значением. Все зависит от события, к которому его плели.

В Крупице популярно не только ткачество. Здесь мастера также создают фитогобелены. Эту традицию народного творчества возрождает Анастасия Шпак. Каждый гобелен будто дизайнерский декор. Эти произведения создают по принципам циновки. В любой композиции используют натуральные растения.

Подробнее смотрите в видеоматериале.