В Театре оперы и балета в Минске нашли... мумифицированный труп немца

01.04.2011 - 13:30
Свой собственный Государственный театр оперы и балета в Белоруссии появился в 1933 году. Правда, первые концерты артисты дают на сцене Купаловского. Собственного помещения у труппы не было. Тем временем руководство страны уже планировало строительство не просто оперного театра, а нового здания-символа Минска.

Лобному месту, коим долгое время считался Троицкий базар, предстояло стать местом высокой культуры, где творчество не является разменной монетой. Иосифу Лангбарду не сразу поручили проектирование важнейшего объекта. Но когда полет его фантазии соизмерили с возможностями бюджета, из сметы буквально смели излишества, которые автор считал неотъемлемыми атрибутами храма искусств, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Захар Шибеко, историк, профессор:
Не ўдалося паставіць прамакутныя канструкцыі перад уваходам у тэатр, не ўдалося паставіць цэлыя групы скульптур, каскады лесвіц. Чаму так адыблося? Адны кажуць, што не хапіла сродкаў у бюджэце савецкай Беларусі. Ёсць версія, што грошы часткова раскралі.

В 1939 открытие Театра оперы и балета отмечали всем городом. Но недолго музыка играла — началась Великая Отечественная война.

В 1941 году в театр угодила бомба и повредила зрительный зал. Но это не помешало немцам превратить обугленную роскошь в конюшню и склад.

Захар Шибеко:
У тым ліку тут былі склады, дзе хавалі абрабаваныя каштоўныя рэчы — залатыя карункі зубоў, пярсцёнкі, браслеты, дарагая мэбля і гэтак далей.
Воперны тэатр любіў наведваць гаўляйтэр Кубэ са сваёй жонкай. Амаль за бясцэнак усё лепшае набываў сабе, а што заставалася, размяркоўвалася паміж ніжэйшым афіцэрскім штабам і адпраўлялася ў Германію.

Предметы интерьера театра были разграблены: в Германию вывезли зеркала, мебель, люстры, ковры, картины, уникальные вещи из театрального реквизита и декораций. Само здание собирались взорвать. Все помещения заминировали. Вокруг всё было обнесено колючей проволокой. Но даже спустя 65 лет после освобождения Белоруссии без опасных находок во время реконструкции не обошлось.

Валерий Поткин, генеральный директор строительной организации-подрядчика:
Нашли здесь гранату немецкого производства с деревянной ручкой. Она была с зарядом. А в конце этого коридора находилась комната, в которой два дня хранилось тело гауляйтера Кубе.

В 1967 году Театр оперы и балета впервые после войны пережил техническую революцию. Но вмешательство строителей не улучшило, а, наоборот, испортило облик здания. Вместо плоских появились шатровые крыши. Здание стало похоже на цирк-шапито. В подвалах обнаружили много интересного, чего не заметили сразу после войны. В том числе и мумифицированный труп.   

Валерий Поткин:
На нем были найдены пуговицы, которые подтверждали, что это немец, рядом находились каска, каблуки сапог.

До реконструкции здание Национального академического Большого театра оперы и находилось не просто в плачевном, а в аварийном состоянии. Многие стены вообще потеряли несущую способность. Еще немного и у многолетней эпопеи с текущей крышей, осыпающейся штукатуркой и изношенным оборудованием был бы трагический финал.

Воплощать нереализованные задумки Лангбарда начали только в XXI веке. Вердикт был суров: от старого здания оставить только каркас. Артисты пересели на чемоданы, а точнее, на коробки с костюмами и инвентарем. Полностью выселять из родных стен ни оперу, ни балет не стали. Театралы спасались перебежками из одного крыла в другое.

Во время войны театру удалось избежать взрыва, но мало кто знает, что взрывы в нем все-таки прогремели, причем прямо во время последней реконструкции. Строители, углубляясь в землю, под зданием наткнулись на материковые камни и, испортив несколько единиц оборудования, решили прибегнуть к помощи ученых. Те рассчитали силу взрыва, в результате строителям удалось расширить подземное пространство. Расчеты были настолько точными, что во время внутритеатральной шумихи не пострадало ни одного стеклышка.

За время реконструкции театр вырос вглубь и ввысь, не меняя внешних габаритов. За счет преобразования чердаков добавилось 3 этажа полезной площади, под зданием появилось пространство, равное высоте 6-этажного дома. Там расположились новые механизмы сцены.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

За происходящим в театре наблюдал весь город: в здании не осталось ни окон, ни дверей, а гигантские строительные краны были видны с любой точки центра Минска. На стройке одновременно находилось несколько сотен человек — от рабочих и прорабов до премьер-министра.

В оперном появляются основные признаки будущих преобразований — декор на стенах и мозаика на полах восстанавливаются по эскизам Лангбарда. Правда, если в оригинале расчет был только на паркет, то теперь в дело идут более дорогостоящие материалы — мрамор и гранит. Частый гость на стройке — Президент Александр Лукашенко. Реконструкция театра — под личным контролем главы государства, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Музы искусства в виде скульптур готовились к театральной жизни несколько месяцев. Вся божественная красота фасадов принадлежит молотку и зубилу Геннадия Буралкина, Александра Финского и Михаила Шкробота. Все с виду изящные скульптуры по 5 метров в высоту. А весят приблизительно по 5 тонн. Премьера архитектурного дэнс-мюзикла прошла с аншлагом в закулисье аллеи балета. Смены репертуара не предвидится.

Греческого бога Аполлона с почестями вознесли на козырек центрального входа. Размеры фигуры доставили неудобства монтажникам, установка растянулась на 3 часа. Подняться на неземной пьедестал мешал не только 7-тонный вес.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Конкурс был 15 Аполлонов на место. Встречать зрителей у парадного подъезда могли доверить Аполлону, управляющему тройкой лошадей, но выбрали скульптуру бога с двумя венками, которые славят оперу и балет.

Недолгое одиночество Аполлона скрасили прекрасные вестницы — летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Взлететь на высоту нескольких метров им помогла спецтехника. Перед выходом в свет, как положено дамам, — специфический макияж: немного пудры в виде воска и тонировки под старую бронзу. Создать образы из древнегреческой мифологии скульпторам помогли богини белорусского подиума.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Кстати, по одному из первоначальных проектов площадку перед Театром оперы и балета планировали украсить памятником Сталину.

Скульптуры на фасадах — это отнюдь не ноу-хау белорусского театра, а скорее приобщение к мировым традициям. Да и сам автор Оперного Лангбард в свое время мечтал обогатить здание бронзой.

Под занавес реконструкции строители держали экзамен перед правительственной комиссией, а сцену тестировали хор и оркестр. Первая репетиция на обновленной площадке прошла спустя 3 года после начала реконструкции.

Сцена сделала реверанс в сторону зрителей, не глубокий — 4%, но достаточный, чтобы публике стало лучше видно все действо. Кстати, зрительные ряды тоже приподнялись. Получился поистине театральный эффект — лицом к лицу.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Световое оборудование в обновленном театре без преувеличения — лучшее в мире. У основного прожектора, который создает объем фигуры на сцене, точность позиционирования — 1/10 градуса. Есть также комплект для спецэффектов с движущимся изображением и прожекторы, способные заливать светом всю сцену.

Эти прожекторы в Национальном академическом театре оперы и балета установлены впервые в мире. Всего их тут будет порядка 400 штук, причем  только на одной большой сцене.

На украшение зала понадобилось 13 км бархата. А кулисный «гардеробчик» потянул на 7 тонн и 10,5 км ткани.

Студия росписи мягких декораций (сотрудники по привычке называют эту комнату живописным цехом) после реконструкции перебралась на чердак. Раньше это помещение было пригодно для жизни разве что голубей. Теперь тут простор для полета фантазий художников.

Появилось и современное швейное оборудование. До этого декораторам приходилось строчить по старинке на технике 40-х годов.

В студии росписи — полы с подогревом и вентиляция, что существенно ускоряет работу декораторов, а также профессиональное освещение, которое включают только во время работы.

Волшебство над убранством сцены продолжается в студии росписи жестких декораций, или просто в столярном цеху. Например, был розовый пенопласт — стал литой бронзовый барельеф, была обычная промышленная фанера — стала эмблемой постановки, были урны — теперь элитные сценические вазы.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

На 7-м этаже — системы вентиляции, пожаротушения, а также личное внутреннее пространство элитной театральной люстры на сотню квадратных метров. Несмотря на средневековый шик, люстра — новодел, причем белорусского производства. В диаметре и в высоту — по 4 метра, целая тонна хрусталя светит полтысячей лампочек на 30 кВт. Учтены все пожелания автора проекта Лангбарда и современные требования времени.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Юрий Дапиро, главный инженер предприятия по производству светильников:
Исходя из того, что люстра должна прослужить, по крайней мере, до следующей реконструкции, более 50 лет, центральная часть люстры сделана из нержавеющих материалов.

Всего в обновленном театре — 1260 светильников, из них крупногабаритных — порядка двух сотен. Эскизы старинные, но технологии современные — чтобы на века.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

За время реконструкции творцы зачастую прибегали к помощи ученых и физиков. Впервые в Беларуси применили новую систему кондиционирования воздуха — не с потолка, а прямо под кресла: зимой — теплый, летом — прохладный. Увеличилась оркестровая яма, а значит, и возможности музыкантов. Набор инструментов существенно расширит репертуар. В зале по Лангбардовским чертежам полностью восстановлен декор — позолоченная лепнина, новый старинный занавес, расписной потолок.

На балконе — новые сиденья, удалось увеличить количество зрительных мест за счет бесполезных дверей, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске 

Анатолий Шабалин, главный архитектор реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета:
Задняя стена была вся в дверях — всего 6 штук. Но для эвакуации их столько не требовалось. Недостаток был еще и в том, что центральная часть зала занимались проходами. В основном, места располагались по боковым элементам, балконам. Теперь же, убрав эти проемы, в центральной зоне мы расположили зрительские места.

Чтобы реализовать задумку о суперсовременной механизированной сцене, строителям пришлось подкопать театр. Они углубились на 17 метров. И этот этап они назвали настоящей войной с почвой. Сотни килограммов грунта приходилось выносить вручную через парадный вход. Сегодня на месте отвоеванного у земли пространства — нижняя механизация сцены, ее сердце. Не смотря на вес — 1,5 тысяч тонн, металлические конструкции будут работать абсолютно бесшумно.

Валерий Поткин, генеральный директор строительной организации-подрядчика:
Здесь будет очень тихо, конструкции будут передвигаться с помощью гидравлики, которая почти не будет заметна.

Сверху донизу в пространство сцены мог бы поместиться 18-этажный дом. Опутывают механизмы 140 км проводов и кабелей, плавность конструкциям обеспечивают 20 тонн гидравлической жидкости. Плясать 21 площадка будет под дудку программиста, который заложит идею режиссера в компьютер. К сцене прилагаются несколько выкатываемых фур — балетная, со специальным покрытием для безупречных движений танцоров. Однако постоянно его нельзя использовать. Во время других выступлений балетную фуру будут закатывать в специальную кассету. Также в распоряжении артистов — два поворотных круга и кольцо. Они могут вращаться в любую сторону с разной скоростью. Еще одна фура — так называемая бегущая дорожка — для создания эффекта движения.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Валерий Поткин:
Как говорят наши партнеры из Германии, аналогов такого оборудования нет в Европе, тем более в СНГ.

Сейчас музыкальная площадка находится еще ниже уровня оркестровой ямы. При необходимости фура поднимается и увеличивает сцену на 4 метра.

Приблизительно четвертая часть театра находится в подвалах. Здесь установлены современные системы коммуникации. Сотрудники, которым не раз приходилось реанимировать старые технологии 40-х годов, не нарадуются на новое автоматизированное оборудование.

Спустя три года после начала реконструкции Национальный академический Большой театр оперы и балета открылся для первых посетителей. Бурные овации впервые достались не артистам, а тем, кто остался в тени славы — проектировщикам, скульпторам и строителям. И сегодня о памятнике архитектуры и храме искусств можно смело сказать — «В 70 лет жизнь только начинается!»

Открытие обновленного театра стало двойным праздником. Начало новой жизни здания совпало с весенним праздником — Международным женским днем. И первые поздравления с новой сцены — от Президента страны Александра Лукашенко. Первый концерт — и сразу аншлаг. Белорусские и российские звезды оперы и балета исполнили любимые классические произведения.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Президент поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановлении здания театра, а также творческие коллективы, которые достойно преодолели все трудности, связанные с реконструкцией.

На месте тихого уютного сквера по первоначальной задумке Лангбарда должны были проходить парады и демонстрации, а также массовые гуляния. Здесь даже планировали установить трибуну для выступлений. Но потом решили, что балетные па и оперные партии вряд ли смогут соседствовать с топотом сапог и громкими лозунгами.

Теперь опера и балет приветствуют посетителей еще на подступах к зданию — в аллеях театрального сквера. Скульпторы придумали, как воплотить в бронзе два неосязаемых вида искусства. Главный архитектор проекта реконструкции сквера Ирина Синельник стала жертвой собственного творчества — сломала ногу, когда спешила на утверждение плана реконструкции. В самом начале не так просто было убедить минчан в необходимости ландшафтных работ. Некоторые готовы были воевать за каждое дерево, а парк медленно превращался в лес.

Ирина Синельник, главный архитектор проекта реконструкции «Театрального сквера»:
Зрелище было достаточно плачевное. Сквер больше напоминал лес, где прекрасно себя чувствовало воронье, а прохожие, напротив, себя чувствовали неуютно. Потрескавшиеся тротуары, сырость, торшеры невыразительные. Унылое зрелище было.

В целях производственной необходимости перед началом проектирования архитекторам приходилось проводить рабочее время на скамейках сквера. После чего зодчие вынесли вердикт: использовать только дорогие материалы — гранит и полированный камень. Сделать фонтан, скульптуры и насытить сквер малыми архитектурными формами.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Театральный фонтан тоже наделили творческими способностями. Струи воды будут повторять архитектурный образ театра. А вечером светящаяся чаша соберет не меньше зрителей, чем премьерный спектакль.

Светодинамический фонтан у Театра оперы и балета попал в список столичных достопримечательностей еще до пробного включения, причем только за одни габариты — 70 метров в длину. От круглой 12-метровой чаши по ступеням вниз разливаются каскады воды. Создается впечатление озера, где отражается величественный театр. Главную аллею, ведущую к театру с улицы Янки Купалы, помимо фонтана, украшают парадные балюстрады, выполненные из нескольких пород натурального камня и шикарные фонари.

В честь окончания реконструкции, главный архитектор проекта Анатолий Шабалин даже написал песню о строителях, которую исполнил один из ярчайших голосов Оперного театра — народный артист Беларуси Николай Скориков.

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Фото. Театр оперы и балета в Минске

Реконструкция оперного — это уникальный случай в истории белорусских театров, когда храм искусства с 70-летним стажем обнуляет отсчет времени, при этом не расставаясь с багажом истории. В нем зазвучат голоса новой эпохи и оживут давно забытые имена, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Новости по теме
‡агрузка...

Александр Лукашенко: «Я абсолютно уверен – если не будет препятствий, нам российского рынка навсегда хватит»

Наводнение в центральной части Вьетнама унесло жизни 14 местных жителей

Страсбургский стрелок хотел отомстить за своих собратьев, убитых Сирии

Число погибших в результате крушения поезда в Турции возросло до 9

Австрия подозревает сборную России по биатлону в допинге

МИД: Беларусь и ЕС решили сложные вопросы в переговорах по упрощению визового режима

«Больший результат с меньшей травмой пациента»: первую гибридную операцию на сердце провели в Беларуси

Взрыв фейерверка в мексиканской церкви: погибли 8 человек