Архитектурные тайны Минска: от композиции «Счастливое детство» до «великой красной перспективы»

29.04.2017 - 22:24

Даже знакомые, исхоженные вдоль и поперек улицы хранят много тайн, секретов, не замеченных ранее деталей. Все, что нужно сделать – остановиться, осмотреться и поговорить с городом. Например, вблизи площади Якуба Колоса, на улице Веры Хоружей находится небольшой островок земли с нетронутым рельефом, который по праву можно назвать нашим минским Райским садом. Главным объектом здесь стала вот эта скульптурная композиция «Счастливое детство». Замечали ли вы ее ранее?

Плод творческой фантазии белорусского архитектора Николая Кондратьева появился здесь в начале 80-х годов. На первый взгляд, перед нами весьма простой и веселый сюжет детской игры. Однако стоит лишь немного пофантазировать, как смысл скульптуры окажется более глубоким и уже не таким тривиальным.

Игорь Корзун, городской лесничий:
Стандартная практика советских скульпторов зашифровывать в малые архитектурные формы, скульптурные композиции библейские сюжеты. Так и здесь. То, что мы видим, это не просто забава мальчика и девочки в летнюю пору у ручья. Я ее трактую как историю Адама и Евы, историю грехопадения. У девочки в левой руке круглый предмет – яблоко, которое Ева протягивает Адаму. И точно так же, как и в библейской истории, после того, как Адам попробовал яблоко, он понял, что голый. Они сразу обрели стыд, плоть. И именно об этом говорит автор, зашифровав это в такие формы.

Интересно и само место расположения этой скульптуры. Возвышенность, на которой раскинулся минский Райский сад, хранит память тех времен, когда здесь кругом разлилось огромное болото, а вместо высотных домов стояли маленькие частные одноэтажные постройки.

Игорь Корзун, городской лесничий:
История у этого места гораздо старше. То, что мы видим во всей ландшафтной композиции улицы Веры Хоружей, достаточно великолепный по своему озеленению, на мой взгляд, редкий в сегодняшней градостроительной практике. Мы видим, что эта скульптура стоит на некотором возвышении посреди улицы. На тот момент, когда это все строили, деревья здесь уже росли. И естественно, что никто не срыл этот участок. Это место достаточно редкое для нашего города, место с реликтовым рельефом, которое не тронул ковш эскалатора, скребок бульдозера. Можно предположить, что точно таким же оно было и 100, и 200, может, и тысячу лет назад. В нашем городе на сегодняшний момент таких мест не очень много.

Кстати, если продолжить прогулку по улице Веры Хоружей и внимательно посмотреть на противоположную сторону от минского Райского сада, то можно увидеть прекрасную задумку градостроителей по озеленению нашей столицы – уникальную каштановую аллею, которая впервые была обозначена на генеральном плане Минска еще в 1946 году. Она и сегодня украшает город. Правда, минчане редко обращают на нее свое внимание.

Игорь Корзун, городской лесничий:
Роскошная каштановая аллея, которая располагается вдоль улицы Веры Хоружей, начинается от площади Якуба Колоса и заканчивается на улице Червякова. Общая длина ее – больше 2 км. Попробуйте представить, насколько прекрасно под кронами этих деревьев будет через 2-3 недели.
Зодчие, когда восстанавливали наш город после войны, хотели сделать город-сад, настоящий райский сад. И в подтверждение этому создать не просто улицы, вдоль которых стоят дома, а создать парковые зоны вдоль этих улиц.

Столичные зодчие во все времена стремились украсить город огромным количеством деревьев. Потому еще в советские годы Минск приобрел статус самого зеленого города в Союзе. Поддерживает это звание наша столица и сегодня. Хотя порой с ее улиц исчезает привычная зелень. Но иногда такие потери могут показать город с нового ракурса.

Например, улица Карла Маркса еще 10 лет назад была похожа на бульвар, гуляя по которому мы наслаждались огромным количеством деревьев, которые буквально нависали над головами прохожих. Лишившись величественных деревьев, улица Карла Маркса открылась для нас с другой стороны, и теперь мы можем наслаждаться ее уникальным архитектурным ансамблем.

Игорь Корзун, городской лесничий:
Он не был построен в едином замысле, в едином порыве архитектурном, как проспект Ленина, который является великолепным ансамблем, сравнимым разве что с парижскими улицами. Он складывался десятилетиями и даже столетиями. Это все совершенно разные дома. Но то, как они вписались одно в другое, поражает своей гармоничности. И, наверное, после того, когда здесь убрали деревья, горожане, я вместе с ними, переживали и сетовали по поводу того, что еще одно зеленое великолепие исчезло с улиц города, в какой-то момент вышел на этот перекресток, посмотрел в перспективу и увидел, что эта улица не стала хуже.

Архитектурный наряд улицы Карла Маркса открылся взору. Потому не спешите. Когда окажетесь здесь, рассмотрите многочисленные детали зданий.

А мы продолжаем нашу экскурсию и предлагаем обратить внимание на знакомый многим минчанам мост через железную дорогу, расположенный на проспекте Независимости. Многие хотя бы раз проезжали здесь, но мало кто обращал внимание на внешний образ моста.

Игорь Корзун, городской лесничий:
Мы стоим около, может быть, не очень примечательного на первый взгляд объекта, который я называю «великой минской красной перспективой». Редко когда в городской архитектуре видны замыслы архитекторов, подчеркивающих пространство. Это один из немногих архитектурных объектов. Ни строительных, ни мостостроительных, ни градостроительных, а именно по-настоящему архитектурных проектов, когда вход на центральную городскую площадь делается более торжественным. И короткие 100 метров благодаря этой перспективе превращаются в долгий путь к торжеству.

А те, кто знаком с творчеством белорусского художника Язепа Дроздовича найдут сходство между столичным мостом и картиной мастера «Космополис». Именно эта работа стала шедевром научной фантастики в белорусском искусстве. Художник изобразил, как могла бы выглядеть жизнь на планете Сатурн. Через несколько десятилетий после написания этой картины Язепом Дроздовичем, на главном минском проспекте появился «космический» мост.

Неподалеку от этого места перед нами открывается еще одна интересная картина неизвестного нам проспекта.

Игорь Корзун, городской лесничий:
Если выйти на площадь Независимости с улицы Бобруйском, первое, что бросается в глаза, это контрастная красная доминанта Красного костела. Следующее, на что мы обращаем внимание, это шедевр Лангбарда – здание Дома Правительства. И весь комплекс зданий площади Независимости, вторящий этому шедевру. Это здания университета, Мингорисполкома, а также здание администрации метрополитена. Мы любуемся этим великолепием, но в какой-то момент монотонность серого и бежевого цветов разбивается вдалеке зеленым куполом Минской Софии, как я его называю. Это барабан помещения минского почтамта.

Небольшой кусок купола столичного почтамта и правда напоминает жемчужину византийской архитектуры, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Сколько еще тайн хранит в себе Минск для внимательных горожан? Самое время проверить и не спешить, прогуливаясь по его улицам, бульварам, паркам и проспектам.

Люди в материале: Игорь Корзун
Loading...


«Он воплощает в себе все важные человеческие качества – стремление к небу». Показываем самые знаковые объекты Минска



За долгие столетия существования Минск успел побывать и блистательной столицей, и обычной провинцией. Архитектура города – причудливое переплетение стилей и эпох. Улицы и площади украшают барочные католические соборы и православные храмы, средневековые дома с черепичными крышами перемешаны с современными зданиями. Одной из самых выразительных архитектурных доминант сегодняшнего Минска в центральной части города по праву считается Свято-Духов кафедральный собор.

Армен Сардаров, декан архитектурного факультета БНТУ:
Это еще и особое барокко, мы его называем виленским или белорусским барокко. Очень красивый стиль, он воплощает в себе все важные человеческие качества – стремление к небу.

Еще один архитектурный символ Минска – костел Девы Марии. Ажурный фасад здания, ниши, пилястры, вазы и две высокие башни, стремящиеся ввысь, – настоящее виленское барокко.  

Армен Сардаров:
Это как бы знак, символ силуэта города или маленького городка, когда над ним встают эти две башни. Сам стиль барокко удивительный, интересный, потому что он все-таки классический, он симметричен.

Здание бывшей Национальной библиотеки имени Ленина переносит нас в другую эпоху – в XX век. Витебская школа авангарда в лице Шагала, Малевича и Лисицкого зародила новое направление в архитектуре, где строгая геометрия переплетается с лаконичностью форм.

Армен Сардаров:
Это был переворот в искусстве. Один из прекрасных архитекторов, который тоже работал в Минске, – Георгий Лавров запроектировал здание вот этой национальной библиотеки. Оно и отличается тем, что, с одной стороны, оно такое строгое, а, с другой стороны, объемы перетекают из одного в другое. Здесь есть и криволинейные формы, открытые. Очень удивительно и оконное остекление, оно идет уже не точечно, отдельными окошками, а целыми полосами. Этот стиль называется конструктивизм.  

К слову, вся ранняя советская эпоха отмечена появлением зданий в стиле конструктивизма. Театр оперы и балета, Дом офицеров, главный корпус Академии наук построены по проекту Иосифа Лангбарда. Именно видение этого мастера определило современный облик всего центра Минска, который начал складываться в 30-ых годах прошлого столетия.  

С 1991 года Минск начал приобретать черты современного столичного города. Было возведено новое здание железнодорожного вокзала. В 2002 году началось строительство Национальной библиотеки. «Белорусский алмаз» – задумка Михаила Виноградова и Виктора Крамаренко. Последний стал автором еще одного знакового сооружения – Музея Великой Отечественной войны. Здесь сплелись воедино традиции старой архитектурной школы и динамика XXI века.  

Армен Сардаров:
Вернулись те самые революционные идеи начала XX века, и пластика стала совсем другой. Она стала динамичной, выразительной. Уже отказались от строгости и симметрии. И это был вызов времени. Но здесь был ряд еще очень важных конструктивных достижений таких, как навесные фасады, мы видим полностью легкие стеклянные поверхности, они отражают небо.

Современный Минск развивается по новому генплану, реализация которого рассчитана на перспективу до 2030 года. Городская застройка меняет свой облик не по дням, а по часам. Окраины обрастают жилыми кварталами.

Сегодня у многодетных семей есть возможность решить квартирный вопрос. Из 6,5 тысяч семей в Минске 3 тысячи уже строятся и получают социальное жилье. Этот год оказался весьма щедрым на льготы. Продано 392 готовых квартир. 32 семьи стали новоселами абсолютно бесплатно. В планах осчастливить 4 тысячи 79 нуждающихся и построить более 40 объектов.  

Елена Лукашевич, начальник управления жилищной политики Мингорисполкома:
Льготные кредиты предоставляются многодетным семьям под 1% на 40 лет, но с сегодняшнего времени действует программа по 240-му Указу, когда многодетным семьям компенсируются проценты по коммерческим кредитам, взятым на цели строительства жилья. Как правило, срок такого кредита составляет до 20 лет.  

По всей стране увеличивается доля арендного жилья, чтобы привлечь молодых специалистов в малые и средние города. И если раньше такой фонд формировался из отдельных квартир, то сегодня в столице строят целые арендные дома.

Сергей Шакель, начальник отдела жилищной политики администрации Фрунзенского района г. Минска:
Начали строиться и отдельные арендные дома в различных районах города Минска. В частности во Фрунзенском районе был построен арендный дом по Тимошенко, 38, который рассчитан на 250 арендных квартир. В настоящее время у нас планируется ввод в эксплуатацию еще одного арендного дома, находится на пересечении Одоевского и Кириенко. Предварительно там будет порядка 240 квартир для граждан, которые имеют право претендовать на арендное жилье.

Два арендных дома и семь многоэтажек, построенных долевым способом в составе жилого комплекса «Малая родина», возводятся на освобожденной территории воинской части, на Партизанском проспекте. Застройка по принципу «дворы без машин».

Семимильными шагами в столице начинается освоение микрорайона Чижовка-6 и 6а. Жилье там будет строиться для нуждающихся. Не отстает и Лошица. И если Лошица-7 – это пока просто перерытый участок земли, то Лошица-8 уже обрела красивые очертания.

Совсем скоро в центре Минска между современными многоэтажками появится квартал, где каждый сможет окунуться в эпоху конца XIX начала XX века. Раковское предместье, сохранившее до наших времен уникальные шедевры белорусского зодчества, на протяжении столетий было местом селения ремесленников и торговцев. А в 1927 году начал работу старейший в Минске хлебозавод. Сегодня здесь не услышишь запаха свежей выпечки, но, как уверяют градостроители, это лишь дело времени.

Олег Сергеев, архитектор проектов УП «Минскпроект»:
Там была и обойная фабрика, и мармеладная фабрика в свое время. Сейчас эта территория была запущена, было принято решение руководством страны создать там на ее основе культурно-развлекательный и образовательный центр. Поэтому на этом объекте ведется реконструкция порядка 15 зданий. Часть из них реконструируется, часть из них воссоздается.

В этом колоритном уголке города сохранят и архитектуру, и нетронутые временем дворики, но в то же время создадут многофункциональные современные объекты для комфортного отдыха и развлечений.

Олег Сергеев:
Будет там создан еще один центр притяжения культурной жизни для туристов по типу Троицкого, Верхнего города.

В XXI веке Минск – столица независимой Беларуси, крупнейший промышленный и культурный центр. В городе около 300 предприятий, несколько десятков вузов, более 150 учебных заведений. Жизнь большого города, как жизнь гигантского механизма, днем и ночью ведут работу муниципальные службы, строят дома и дороги, убирают снег и высаживают газоны. Преображаясь сама, столица меняет и каждого из двух миллионов своих жителей.