«8 чувств, или рождение человека»: премьера спектакля семейного инклюзив-театра «і»

02.04.2019 - 15:43

Аутизм – следствие неврологического расстройства. Для аутистов характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, а также им свойственны нестандартные способы обработки информации от органов чувств.

Найти применение особенным возможностям таких людей попробовал семейный инклюзив-театр «і». Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» художественный руководитель семейного инклюзив-театра «і» Ирина Пушкарева, и специалист группы по корпоративной социальной ответственности компании Velcom Екатерина Севостьянчук.

Как возникла идея создания такого театра?

Ирина Пушкарева, художественный руководитель семейного инклюзив-театра «і»:
Для родителей таких детей очень важно, чтобы прийти и ребёнка отдать в те руки, где его не испортят, ничего не нарушат. И к нам пошли родители с детьми с разными поведенческими особенностями. Сначала это не были дети с аутизмом. Например, учится ребёнок в школе – не может выйти к доске и рассказать стихотворение. То есть, не может говорить, или не может смотреть на себя в зеркало, или девочке кажется, что она толстая. Вот такие моменты, и мы их решали. Несмотря на то, что никто из нас не закончил медицинский, мы профессионалы своего дела. Обучали по своим методикам.

Потом уже по «сарафанному радио» родители стали приводить детей с особенностями развития достаточно тяжелыми. Появилась мама – руководитель организации «Дети. Аутизм. Родители», которая сказала: «Давайте я приведу своего сына, и мы сделаем совместно театр для таких детей – инклюзивный театр». А потом появился наш партнёр – компания Velcom, которая поддержала, и благодаря которой мы смогли сделать свою первую постановку «Флейта-чарадзейка».

«Приходите семьями и зажгите синим»: акция с использованием картины Ван Гога проходит в Минске

Екатерина, как долго Вы сотрудничаете с театром?

Екатерина Севостьянчук, специалист группы по корпоративной социальной ответственности компании Velcom:
Компания Velcom выступает партнёром театра уже три года. И с тех пор мы активно следим за судьбой театра, за его развитием. Радуемся всем успехам актёров. И для нас это ценный опыт.

Сотрудничество начиналось в 2016 году, когда компания Velcom присоединилась к отмечанию Всемирной акции Light It Up Blue, то есть это акция, которая приурочена ко Дню распространения информации о проблеме с аутизмом. Именно при подготовке к этой акции мы познакомились с Ириной Киселевой, которая поделилась с нами своими идеями, мыслями о создании такого инклюзивного театра, в котором смогли бы заниматься дети с аутизмом наравне с остальными детками.

И новая постановка, которая планируется – это, на наш взгляд, новый уровень, новая повестка для других людей. Партнёрство между нидерландским и белорусским театрами – это новый уровень темы инклюзии.

Ирина Пушкарева:
Сегодня, 2 апреля у нас премьера замечательного спектакля «8 чувств, или рождение человека». Почему смело говорю – замечательного, потому что его создавали дети. Вместе с нами, но по большей части – дети. Кастусь Жибуль придумал саму тему, фабулу спектакля про 8 чувств. Каждое чувство имеет свой цвет. А дальше дети писали новеллы, сценарий, музыку. И вы это услышите, потому что сценарий не правили даже. Правда, в этом был свой курьёз. Дети считали, что раз они написали, то учить это им не надо. Одно дело – написать, а другое дело – со сцены сказать.

Компания Velcom оказывает подобную поддержку в данной сфере, кроме театра?

Екатерина Севостьянчук:
Мы уже оказали поддержку двум форумам, которые посвящены инклюзивному образованию и терапии. А также оказали помощь в создании документального фильма о театре «Кто последний?», премьера которого прошла осенью. И также мы поддерживаем сейчас гастроли этого фильма по Республике Беларусь и организуем участие этого же фильма в международных фестивалях документального кино.

Ирина Пушкарева:
Я ещё хотела сказать, что у нас есть новый повод для гордости. Мы совсем недавно взяли Гран-при на Международном фестивале «Скрыжаванне». И это, на самом деле, здорово, потому что это и повод гордиться нашим обществом. Инклюзивный театр без всяких предубеждений, без поблажек и снисхождения пошёл на конкурс. И к нам отнеслись, как к равным.  



«Бегает по всем кабинетам, гримёркам, иногда выходит на сцену». Пёс Дунай завёлся в театре белорусской драматургии



Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – заслуженный деятель искусств РБ, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии – Александр Гарцуев.

Александр Гарцуев, заслуженный деятель искусств РБ, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии:
Развивается театр, я не буду это называть антрепризой, это театр проектный. Это молодые люди, как правило. Есть такое пространство театральное «Ок16». Понятно, что оно модное, молодёжное. Но я, как специалист, говорю, что это площадка для свободного поиска, для любопытных, совершенно неожиданных тенденций. Репертуарный театр, всё-таки, отягощён тем, что надо играть каждый день, надо делать план.

В Минске есть такая тенденция – в каждый театр (это я заметил) ходит своя публика. Есть люди – ходят в театр киноактёра – они все знают: кто, где играет. К нам приходят в РТБД – наверное, белорусскоязычная публика. В Купаловский театр приходят солидные люди. Но я рад, что в последнее время у нас в Минске театральная жизнь стала достаточно разнообразной. На все вкусы.

Если бы у Вашего театра был символ, а Лисёнок Лесик уже занят, то кто бы это был?

Александр Гарцуев:
Я думаю, что это была бы собачка, пёсик. Его бы звали Дунай. Есть у нас такая сказка про собак. Очень добрая, хорошая сказка о бездомных собаках. Дети очень любят эту тему. И главный герой – пёс. Его зовут Дунай. Интересная история произошла: актёр молодой, которого я пригласил к нам в театр. Он сейчас работает. Есть такое понятие «ввод». Вот он ввёлся в этот день, сыграл этого Дуная.

Естественно, потратился, приехал домой счастливый. И видит – возле подъезда сидит щенок. И он понимает. Называет его Дунай. И ему уже года 3-4, он у нас в театре знает всё, он с ним приезжает на машине. Дунай бегает по всем кабинетам, гримёркам. Всех знает, иногда выходит на сцену. Очень послушный, добрый, счастливый пёс Дунай. Вот у нас он уже живой есть такой.