«Должного внимания к своему труду со стороны заказчиков я не встретил»: показываем письма художника Волкова правительству БССР
За главную работу всей своей жизни – «Освобождение Минска» – художник получает астрономический по тем временам гонорар – 100 тысяч ещё дореформенных рублей.
Правда, и этот гонорар Валентин Волков не считает достойным.
И дело здесь – не в высоких запросах мастера.
Работа над полотном выливается в колоссальные расходы на оплату мастерской, специального освещения и счетов за электричество.
Татьяна Иванова, заведующий отделом Белорусского архива-музея литературы и искусства:
Волков писал, что, подписывая договор, он не сильно вникал в технические и финансовые подробности. Однако, когда начались материальные трудности в работе, в жизни, он просил в письме предоставить ему больше денег, ссылаясь на то, что такая работа стоит намного дороже.
И в Москве за такую же картину заплатили 250 тысяч.
Из писем Валентина Волкова:
К сожалению, должного внимания к своему труду со стороны заказчиков я не встретил. И несмотря на то, что работал, не покладая рук, я был вынужден выслушивать от них постоянные упрёки в затягивании работы, причем упрёки несправедливые.

Показываем, как картину Волкова «Освобождение Минска» снимают с барабана после 25 лет в хранилище
2005 год. После четвертьвекового забвения гигантское полотно «Освобождение Минска» Валентина Волкова, наконец, снимают с барабана.
Главное опасение искусствоведов – состояние красочного слоя.
К великому удивлению, картина не просто в хорошем – в идеальном состоянии. И здесь впору вспомнить, где и у кого Волков учился живописи.
Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:
Картина должна сохраняться. И художник должен знать, как сделать так, чтобы его картина хранилась долго. Чтобы она не разрушалась, не трескалась.
Чтобы от неё не отваливалась краска.
То есть, это всё тоже – законы химии, физики.
Всему этому учили в Петербурге. Он, конечно, этому учил своих студентов. Наша задача, как музея – хранить вечно. Реставрационные технологии же тоже не стоят на месте. Способность законсервировать произведение – она тоже меняется. То есть, может быть, что-то было неизвестно 50 лет назад, а через 50 лет мы будем знать, как это делать навсегда.