«Экспертная среда». Региональные драйверы роста обсудили на заседании проекта

05.02.2020 - 18:07

Новости Беларуси. 11 центров притяжения. О региональных драйверах роста говорили за круглым столом во время очередного заседания участники проекта «Экспертная среда», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

В каждом регионе со слабой экономикой определены так называемые центры, которые обладают потенциалом и должны стать локомотивом не только для собственного роста, но и развития прилегающих территорий. Таких в стране определили 11. Это города и районы с численностью населения 80 тысяч человек и более. Как правило, там расположены крупные предприятия, такие как «Белшина» или «Красный пищевик» в Бобруйске. В соседних городах есть проблемы с занятостью, но создавать там крупные производства смысла нет. Зато эти производства, расширяясь, могли бы запустить там небольшие филиалы, рассчитанные на 40-50 сотрудников.

Михаил Русый, председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси:
Следующая пятилетка уже должна быть базисом для того, чтобы получить тот темп прироста валового продукта, который необходим для того, чтобы экономика работала хотя бы 103-104 % с темпом роста. Отсюда и заработные платы, объем производства, экспортный потенциал.

Как правило, если создаются предприятия, как минимум 50 % продукции должно быть ориентировано на внешние рынки. Тогда такое предприятие имеет право на жизнь, и казна будет пополняться деньгами. Отсюда будут и социальные проекты вырастать.

«Экспертная среда» – площадка для обсуждения стратегических направлений развития страны. Это совместный проект Белорусского института стратегических исследований и Белорусского телеграфного агентства. За круглым столом каждую неделю собираются эксперты, чтобы обсудить самые актуальные темы и проблемы.

Люди в материале: Михаил Русый
Loading...


Даже откроют свой торговый дом. Смотрите, как бывший директор колледжа обучает односельчан бизнесу



Музей под открытым небом. Не иначе! А ведь казалось бы еще пару лет назад – рядовая деревня Комарово. Сегодня – сельский оазис для воплощения креативных идей в реальную жизнь.  

Вот и местные жители, а их 650, теперь не спешат покидать родные края. Благодаря комаровскому бизнес-инкубатору у сельчан есть возможность стать бизнесменом: запустить свой проект и начать зарабатывать. Для старта требуется идея и желание.  

Эдуард Войтехович, директор бизнес-инкубатора «Комарово»:  
Наша идея – заняться все-таки созданием материально-технической базы, чтобы максимальное количество предприятий разместить у нас на месте. Для того, чтобы использовать их как бизнес-модели. На месте мы можем многое скорректировать, подсказывать, привлекать ресурсы. А когда мы имеем конкретный пример, как это делать, люди, которые приезжают с других регионов, видят свое будущее, и с ними уже гораздо легче работать.  

Как заякорить односельчан на малой родине? Свою собственную «эврику» Эдуард Войтехович, который и сам живет в Комарово почти 35 лет, вывел опытным путем.

Педагог-бизнесмен долго работал директором в местном колледже, но в 2015 году учреждение закрыли. Тогда предприимчивый Эдуард решил – время действовать и запустил бизнес-инкубатор. В планах –расширение образовательных горизонтов и бывший колледж, который, возможно, скоро снова поменяет вывеску на «открыто».   

Эдуард Войтехович:  
Любой регион, любая местность – основу составляют люди. Особенно молодые, профессиональные. Некоторые говорят: не хватает ресурсов, финансов, но это все вторично. Будем иметь людей заинтересованных, соответственно, будут развиваться территории и будем иметь площадку, куда вкладывать деньги.  

Из бизнес альма-матер выпустилось уже 65 человек. Пройдя обучение у преподавателей из разных стран, почти все смогли запустить свои проекты. Так что успешным бизнесменом можно быть и на селе. К слову, к концу лета в Комарово появится своеобразный торговый дом, где все ученики инкубатора смогут реализовывать свою продукцию.   

Эдуард Войтехович:  
Это здание чем уникально? Оно казалось бы ничем, но здесь находятся очень хорошие витражи, которые мы сделали примерно в 1989-90 годах. Это уникальная технология изготовления витража в бетоне, потому что каждый кусок стекла имеет толщину не менее 5 см.  

И хруст белорусской булки! Самая знаменитая комаровская достопримечательность местная пекарня. Она была открыта в здании, где в начале XIX века жили работники графа Старжинского. К слову, новые производства в бизнес-инкубаторе стараются открывать именно в отреставрированных зданиях.  

Таким образом спасают исторические достопримечательности от разрушения. Но каким бы старинным здание не казалось внешне, внутри только современное оборудование. 

Вероника Сайко, корреспондент:
Тот самый хлеб из комаровской пекарни можно купить в местном магазине. Но за свежей чиабаттой и ватрушками стоит приезжать пораньше – продукцию быстро раскупают. Не только местные жители, но и туристы, а еще дачники со всей округи.  

К слову, магазин в Комарово тоже проект бизнес-инкубатора. Здесь же и кафе. Так что теперь гастрономические изыски могут отведать не только местные, но и туристы. Кстати, вскоре на недельку до второго можно будет уехать в Комарово. Здесь появится хостел. Вот-вот он распахнет свои двери для постояльцев.  

Эдуард Войтехович:  
Это здание, этот сарай, который функционально был приспособлен к этому дому. Здесь жили работники графа, а здесь держали частично свое хозяйство, скотину. Здание пока в таком не очень хорошем состоянии, но будем мы его восстанавливать, реставрировать. Потом мы будем тут размещать прачечную.   

Вероника Сайко:  
От панского поместья до кузницы бизнес-идей. У деревни Комарово интересное прошлое и наверняка большое будущее. Все благодаря тому, что здесь разместился бизнес-инкубатор. Он не только помогает начинающим предпринимателям запустить свои проекты, но и занимается благоустройством населенного пункта.   

Местный парк тоже проект Эдуарда Войтеховича. Только уже некоммерческий.

Команда бизнес-инкубатора расчистила здесь дорожки, установила скамейки, фонари, беседки и даже деревянные скульптуры. В планах  восстановить королевский колодец Наполеона Хоминского. Он был выкопан по приказу самого Стефана Батория в XVI веке, когда князь собирался в поход на Полоцк. В общем, скоро на карте Комарово появится еще один туробъект.

Эдуард Войтехович:  
Это старинный парк, он занесен в каталоги Беларуси, он считается охраняемым парком.  

Вот так геолокация «сельская местность» ломает бизнес-стереотипы. А теорема успеха, выведенная здесь, это доказывает. Ведь Комарово уже бренд, ему всего два года, но идей в закромах... Хотя, пожалуй, это коммерческая тайна. А вот то, что бизнес-инкубатор, в первую очередь, проект социальный, не секрет. И главная его цель  преобразить деревню и создать еще больше рабочих мест.