Елизарьев: «Чтобы слово «Беларусь» не было формальным, должны быть обязательно спектакли, рождённые здесь, в нашем театре»

07.12.2019 - 20:39

Художественный руководитель Большого театра откровенно рассказал о себе и своей работе в программе «В людях».

Валентин Елизарьев, художественный руководитель Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
Готовлю новые спектакли, работаю с композиторами белорусскими. Поскольку процесс очень медленный – только, скажем, написание музыки и работа с композиторами – это год-два примерно – в таких темпах всё это движется. Сейчас композиторы не работают так, как Чайковский – 3-актную или 4-актную оперу за три недели. Сейчас всё гораздо медленнее. И поскольку нет какой-то целенаправленной работы с композиторами, поэтому сам её инициируешь.

Обязательно для того, чтобы наш театр имел индивидуальность и чтобы слово «Беларусь» не было формальным, должны быть обязательно спектакли, рождённые здесь, в нашем театре. В Беларуси должна звучать музыка белорусских композиторов, темы из белорусской истории, из белорусских литературных произведений, из белорусской поэзии.

Поэтому мы работаем над этим и в опере и в балете. Это всё не очень простое дело. И всегда, как известно, очень затратное. Поскольку такой театр – даже одеть декорации – это, скажем, один спектакль: декорация – это ткань, это несколько километров ткани – одеть спектакли. Один акт, второй, третий… Костюмы пошить… Поэтому раньше выходило где-то 4 спектакля в год, сейчас может быть и 5, и 6. Всё зависит от качества темы, эпохи, в которых находится спектакль. Скажем, есть очень костюмные эпохи, есть античность, где очень свободно – мало одежды, развевающиеся туники, полуоголённые тела. Поэтому каждый спектакль стоит разную сумму.


 

Люди в материале: Валентин Елизарьев
Loading...


Режиссёр музтеатра: «Мамы приводят девочек на классическую оперетту, чтобы посмотрели, как себя вести, как носить костюм»



Гости программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – режиссер-постановщик Белорусского государственного академического музыкального театра – Анна Моторная и заслуженная артистка Республики Беларусь – Маргарита Александрович.

Сейчас драматурги пишут оперетты?

Анна Моторная, режиссер-постановщик Белорусского государственного академического музыкального театра:
В некоторых странах считают, что оперетта потеряла свою актуальность, свое такое дежурное понятие. И сегодня очень часто оперетту, особенно за рубежом, ставят в совершенно новом контексте и, как и оперу, переосмысливают не только сюжеты, но и формы подхода к жанру. Сегодня у нас было большое количество гастролей за последние 10 лет, колоссальное количество обменных гастролей.

Где есть высококультурные зрители, как и в Беларуси?

Анна Моторная:
В Екатеринбурге, Петрозаводске, да и, в принципе, по всей России мы ездим. Билеты просто как пирожки разбирали. А Тула просто плачет.

Анна Моторная:
После каждого раза как только театр собирает вещи и уезжает, Тула выстраивается с белыми платками. Судьба «Мэри Поппинс» очень необычная, она поставлена для взрослых.

Анна Моторная:
Для моего восприятия все-таки «Мэри Поппинс» – это для семейного просмотра, для взрослых – это песни Дунаевского. Приходят мамы, папы и вместе поют. Такая магия какая-то, особенно когда я пускаю пузыри, я в восторге!

Вы как режиссер-постановщик были приглашены около десяти лет назад?

Анна Моторная:
10 лет назад я закончила консерваторию.

Сейчас много разных тенденций и режиссеру нужно всегда быть в курсе всего. Как вы видите настоящее и будущее музыкального театра? Куда нужно двигаться, чтобы быть на виду?

Анна Моторная:
Мне кажется, последние 20 лет все ищут, потому как рубеж веков никто не отменял и сто лет назад он был и сейчас он есть. Сегодня современное молодое поколение не понимает, для чего, вообще, нужна оперетта. Сегодня у нас публика разделилась по интересам, у нас есть какая-то часть людей, которые приходят на определенные спектакли – это дети 12+, это целая категория спектаклей, которые даже взрослые 40+ приводят с собой детей. Я очень часто это наблюдаю: мамы приводят девочек на классическую оперетту для того, чтобы дети посмотрели, как себя вести, как носить костюм. Мюзиклы, я думаю, обожают все – это сегодня самый модный вид театрального искусства. Сегодня мюзиклы тоже имеют очень большое количество тенденций, совершенно иногда противоположных и совершенно различных. Они диктуют определенную публику.