«Форма воды»: самое важное о главном фильме года

19.01.2018 - 11:53

Переосмысленная «Красавица и чудовище» − лучший фильм Гильермо дель Торо.

Гильермо дель Торо лучше любого другого современного режиссера знает, как нужно создавать интеллектуальные и зрелые фильмы-фантазии. Иногда он допускает просчеты – несмотря на всю внешнюю красоту, его предыдущую картину «Багровый пик» никак нельзя было назвать удачной – но у него никогда не было недостатка в артистизме и в стремлении к новому.

Фото: imdb.com

В сказочной любовной истории «Форма воды» дель Торо не просто искупает ошибки «Багрового пика», а триумфально возвращается с лучшим фильмом во всей своей карьере. Это очаровательное и небанальное переосмысление «Красавицы и чудовища» − романтизированная, совершенно возвышенная и ослепительная фантасмагория.

Фильм начинается с демонстрации сна, который смотрелся бы странно в других руках, но прекрасно и органично чувствует себя под присмотром дель Торо. Камера скользит по завораживающе зеленому водному миру, проплывает мимо стульев, ламп и столов и показывает залитую водой маленькую квартиру. Потом из под воды показывается женщина, мирно дремлющая на диване в гостиной.

Фото: imdb.com

Когда вода исчезает, мы слышим тихий голос рассказчика: «Если бы я рассказал вам о ней, принцессе без голоса, каким бы был мой рассказ?» Умиротворение, таинственный подводный мир, оригинальное представление «спящей красавицы»:

существует ли лучший способ начать сказку и заинтересовать зрителя?

Принцесса в этой сказке – Элайза (чудесная Салли Хокинс, сочетающая в себе силу и уязвимость). Это немая женщина, которая живет тихой, упорядоченной и довольно ограниченной жизнью в начале 60-ых в Балтиморе. У нее нет семьи, но зато есть два верных друга – пожилой сосед Джилс (Ричард Дженкинс) и темнокожая коллега Зельда (Октавия Спенсер), с которой Элайза работает уборщицей в секретном правительственном исследовательском центре.

Фото: imdb.com

События происходят во время Холодной войны. Вашингтон одержим идеей опередить Советский Союз в космической гонке, люди по всей Америке строят бомбоубежища, а каждый встречный может оказаться вражеским шпионом. Страной правят предрассудки и стереотипы – все те, кто обладает странными особенностями, другим цветом кожи, нетрадиционными сексуальными предпочтениями, да и просто отличается от большинства обречены быть изгоями. И именно то, как эти темы сотканы вместе и переплетаются с фантастическим сюжетом – самое удивительное, что есть в фильме.

Фото: imdb.com

Элайза и Зельда узнают, что в лабораторию доставляют некий секретный объект. Его охраняют с особой тщательностью, для его исследования в центр съезжаются лучшие специалисты, а руководит процессом безжалостный профессионал Стрикленд (зловещий Майкл Шеннон), наблюдающий за происходящим с холодностью следящего за мишенью снайпера. Таинственным объектом оказывается пойманное в Амазонке существо – синекожая человекоподобная амфибия, которого туземцы считали богом.

Правительство относится к чудовищу враждебно, и лишь два человека проявляют к нему гуманность. Первый – доктор Роберт Хофштеттлер, на самом деле оказывающийся советским шпионом Дмитрием родом из Минска (Майкл Стулбарг в этой роли демонстрирует впечатляющее русское произношение), который просто хочет изучить удивительное существо. Второй – Элайза. Немая уборщица приносит монстру еду, ставит для него пластинки Гленна Миллера, учит его языку жестов. Только в молчаливом водном существе она чувствует истинную родственную душу.

Фото: imdb.com

Сюжет обостряется, когда Дмитрий получает от КГБ задание убить существо до того, как американцы успеют слишком много о нем узнать. Фильм приобретает элементы шпионского триллера,

как будто чудовища/странной истории любви/социальной драмы было недостаточно, чтобы привлечь внимание зрителя.

Из всей этой богатой завязки дель Торо и автор сценария Ванесса Тейлор отшлифовали изысканный изумруд. Персонажам фильма и истории веришь, а Элайза и ее удивительный водный приятель не только любят, но и без слов понимают друг друга лучше, чем говорящие персонажи картины.

Фото: imdb.com

В сказочном мире «Формы воды»

общению и непониманию уделено особенно много внимания.

Многословный Стрикленд тщетно пытается добиться от окружающих понимания его целей, выступающий в этой истории рассказчиком Джайлс пытается убедить старого приятеля, что он еще может быть полезен, Зельда никак не может найти общий язык с мужем, Дмитрий чувствует себя изгоем не только в чужой стране, но и среди своих, зато безмолвная Элайза настолько выразительна, что ее жесты можно понять и без сопровождающих субтитров.

Дель Торо не был бы дель Торо, если бы в его сказке не нашлось места насилию и эротизму. Но все кровавые моменты введены в сюжет лишь для того, чтобы продвигать историю, а эротические сцены вовсе не непристойны.

Фото: imdb.com

Если что-то и можно поставить фильму в упрек, то лишь то, что «Форма воды» получилась самой человечной картиной дель Торо. Режиссер, который во всем своем творчестве прославлял монстров и убеждал зрителей в том, что нет чудовища страшнее человека, проявил на этот раз небывалое великодушие. Все его герои отщепенцы, которые видят в удивительном монстре что-то свое. И хотя действие происходит в 60-ые, в фильме слишком явственно просматриваются проблемы дня сегодняшнего. Да и само чудовище не полноценный персонаж фильма, а скорее инструмент для раскрытия героев. Это едва ли не первая картина дель Торо, в которой монстр не вызывает особой симпатии – да, он есть, он вполне себе интересен, но вот сопереживать человеку-амфибии не хочется совершенно.

Фото: imdb.com

В «Форме воды» нет явных социальных посылов, но, в какой-то степени, это самый радикальный фильм года и наградного сезона. Дель Торо дает зрителю совершенно уникальную главную героиню – немую, не слишком привлекательную женщину средних лет, доказывает, что в сказке есть место насилию и сексу и делает русского персонажа в американском фильме едва ли не самым положительным героем. А самое радикальное в картине – полное отсутствие какого бы то ни было высокомерия по отношению к себе, своим героям и зрителям. Дель Торо просто рассказывает историю, а каждый сам решает как к ней относиться. 

Автор: Наталья Мироновская

Loading...


53 года назад этот фильм завоевал сердца миллионов. Пять интересных фактов о «Кавказской пленнице»



1 апреля не только всемирный праздник День смеха, но ещё и день премьеры советского фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». С тех пор прошло 53 года, однако кинокартина всё ещё пользуется огромной популярностью как среди старших поколений, так и среди младших. 

«Минутчку! М-мин-нут-точку! Будьте добры, п-помедленнее! Я з-записую», – эта цитата Шурика успешно используется среди людей всех возрастов. 

В честь очередной годовщины фильма мы решили вспомнить интересные факты, связанные со съёмками культового фильма. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Фамилия Саахова 

Сначала персонажа Владимира Этуша должны были звать «Охохов», но в Минкульте был человек с такой же фамилией. Тогда её заменили на «Саахов», но в «Мосфильме» работал Сааков. Когда вновь возникла заминка, глава Минкультуры СССР Екатерина Фурцева не выдержала и сказала: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!» После этого фамилия была утверждена. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Трюки Натальи Варлей 

До съёмок в «Кавказской пленнице» Варлей регулярно выступала в цирке, поэтому она не испытывала смущения, находясь перед другими в купальнике, без проблем водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна на тонкой верёвке со съёмочного крана. Одним из самых сложных трюков можно считать прыжок в реку. И поскольку снято это было не за один дубль, актриса замёрзла. Кадры, где персонаж Варлей дрожит вместе с Шуриков, были практически реальными. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Ослица Люся 

К Наталье Варлей животное сразу прониклось симпатией. Александру Демьяненко пришлось кормить млекопитающее сахаром. Кстати, много лет спустя Люся сыграла в фильме «9 рота». 

Эксперименты 

Режиссёр Леонид Гайдай поощрял импровизацию и с удовольствием включал в фильм удачные идеи актёров. Например, изначально сцены, где персонаж Никулина чешет пятку, не было. Также спонтанно появилась фраза Вицина «Чей туфля?» Сцену с уколом Бывалому придумал Никулин, он же принёс огромный шприц, и он же дёргал его, когда игла вонзалась в подушку. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Едва не запретили 

Как и со многими другими в будущем успешными советскими кинокартинами с «Кавказской пленницей» возникла сложность. К счастью, взглянуть на свежую ленту пожелал Леонид Брежнев. Генсеку фильм очень понравился, и после этого кинокартина вышла на экраны, став одной из самых успешных в истории советского проката. 

Кстати, ещё один фильм, который спас Брежнев – «Москва слезам не верит».

Интересные факты об этой кинокартине можно узнать здесь