Как снимали первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха». Рассказывает оператор

09.01.2020 - 17:09

В 1979 году в Минске развернётся работа над картиной, которую с лёгкой руки критиков назовут первым советским мистическим триллером, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Антонина Карпилова, музыковед, киновед, преподаватель:
В фильме «Дикая охота короля Стаха» Валерий Рубинчик отталкивался от гениального произведения Владимира Короткевича. Настолько мощными корнями его творчество уходит в белорусскую мифологию, в легенды и они просто просятся на экран.

Татьяна Логинова, как ни крути, была в центре внимания. Ещё бы – женщина-оператор! Но уже на съёмках «Венка сонетов» она безапелляционно заявила: для профессионализма пол совершенно неважен!

Татьяна Логинова, оператор:
Я занималась у отца в киностудии и он мне запретил поступать во ВГИК. Он сказал: «Ты не поступишь, выйдешь замуж и на этом твоё высшее образование закончится».

Судьба всё же свела Татьяну с кино. С ней начинают считаться, а Рубинчик без раздумий приглашает поработать над «Дикой охотой».

Картина далась ему нелегко. Режиссёру пришлось изрядно покорпеть над сценарием: уместить роман в фильм было нереально! По нескольку раз Рубинчик заставлял художников переделывать декорации. Ночами сидел над раскадровкой. А с поиском натуры и вовсе вышла целая история.

Татьяна Логинова:
Мы объездили всю Беларусь и в Беларуси ничего не нашли, потому что в Беларуси всё разрушено, всё в таком состоянии: ни одного замка, ни одного поместья, вообще, ничего. И мы поехали на Украину, по-моему, дней 10 мы колесили по всей Украине и нашли эти все объекты. Мы едем на машине, уже, казалось бы, ну всё понятно, видно из окна, что там как бы ничего нет хорошего, он говорит: «Нет-нет, давайте остановим машину и пройдём посмотрим».

Игорь Волчек, мультипликатор режиссёр, композитор:
В павильоне был построен замок и, более того, вот это подвальное помещение, которое было залито водой, это всё было сделано в павильоне. В тот же самом павильоне Нечаев снимал «Питера Пэна». Там парусник стоял – огромный парусный корабль.

Лучшие сцены сняли на белорусских полигонах. Однако как ни старались ни автор романа, ни режиссёр передать всё самое лучшее, присущее белорусскому народу, цензура с корнем вырвала все намеки на национальное. Короткевич фильмом остался недоволен.

И всё же потом оттаял и согласился с режиссёрской точкой зрения. Белорусскость всё же присутствовала, правда, была зарыта в другом – в изображениях и образах.

Антонина Карпилова:
Если почитать стенограммы худсоветов, авторам рекомендовалось что-то убрать, что-то сгладить, какие-то фразы убрать и так получалось иногда, что уходило, вообще, слово «белорусский». Валерию Рубинчику всё-таки, немного «подрезали крылья» и убрали некоторые смыслы.

В залах творилось невообразимое! На зрителя сцены охоты производили жуткое впечатление. Всё, благодаря возможным в тех реалиях эффектам: снимали нестандартно, через специальную оптику. Именно поэтому на экране как будто появляются чудовища.

Татьяна Логинова:
Это же в комплексе смонтировано: как бежит Белорецкий, как скачет конница, музыка  это как бы и действовало.

Игорь Волчек:
Там зал ахнул просто, как это было сделано, это было художественно, не просто был какой-то технический эффект, это было осмысленной задачей, которая была решена.

В Минске же премьера первого советского хоррора состоялась в Красном костёле весной 1980 года. Но перед этим в Доме кино прошёл закрытый показ. Ажиотаж вокруг картины был такой, что сами участники съёмок еле-еле пробились в зал.

Татьяна Логинова:
Подхожу к Дому кино и такая толпа народа стоит! Я не могу пройти и меня никто не пропускает, потому что все хотят попасть. Я вынуждена была кричать: «Пропустите меня, я оператор этой картины».

«Дикая охота короля Стаха» получила 6 наград на различных кинофестивалях, поставив очередной рекорд в белорусском кино.

Loading...


Журавль в небе – это мечта. На кого могла быть похожа героиня сериала Ася Солнцева?



Всё начинается с мечты. Мама Натальи Щегловой мечтала о свободе, и потому в 1988 году вместе с 15-летней дочерью уехала в США. Она считала, что в этой стране больше возможностей. Было трудно. Наташа после уроков в школе бегала подрабатывать на ипподром, а в будущем видела себя врачом. Но память о своей первой встрече с небом не отпускала. Ей тогда было 5 лет. Они с мамой летели из родного Магадана в Москву. Полет долгий. Ребенок от скуки болтался по салону и оказался в кабине пилота. Там в полном детском восторге девчушка прожила несколько часов, и у неё родилась своя мечта – о небе. О своих детских впечатлениях Наташа часто рассказывала взрослому коллеге по работе на ипподроме. И однажды он сказал: «Я купил  тебе сертификат на учебный полет с инструктором. Попробуй!» Она попробовала и воспылала новой старой идеей – летать. Мечта для неё стала реальностью. Окончив летный университет, Наталья начала свою заоблачную карьеру. Теперь она уже опытный пилот в компании American Airlines, летный стаж – 30 лет, живет в Далласе.  

«Надо быть одержимым своей идеей. Даже когда тебе говорят «это невозможно», надо продолжать верить и двигаться вперед». В этих словах Натальи Щегловой, по правде говоря, ничего нового. Так может каждый сказать, кто уже добился желаемой цели. И не только в Америке. Но для любой девчонки, мечтающей о месте в жизни, которое везде традиционно занимают мужики, они имеют особый смысл. Что значит – «невозможно»?! Женщина может быть профи в любом деле. Если о небе, то это доказала ещё в 1909 году французская актриса Раймонда де Ларош, совершив 300-метровый полет. Её считают первой в мире женщиной, поднявшейся в небо на летательном аппарате, который мы называем самолетом. Она бросила театральную сцену ради штурвала. Летчица поставила несколько мировых рекордов в молодой еще тогда авиации. Тем и прославилась. Была ли у неё мечта? Наверное. Ведь мужики-то уже летали, было на кого смотреть и завидовать.  

Может быть, в нашей истории не совсем уместно вспоминать войну. Тогда ведь не очень-то смотрели, в юбке ты или в брюках – бери шинель, становись в строй. Но всё-таки. Кто из вас знает, тот вспомнит, что были такие женщины-летчицы, которых немцы окрестили «ночными ведьмами». Еще до войны в Советском Союзе в летные училища набирали девушек, мечтающих стать пилотами. И вот когда грянул 41-й, летчица Марина Раскова предложила сформировать женское авиационное подразделение. Набралось аж три полка. А ведь ни одна из этих сотен девчонок не пришла в авиацию по чьей-нибудь чужой воле. Все они любили высоту. Как до них влюбилась в эту бескрайнюю синеву Раймонда де Ларош. Как уже после них небо заворожило маленькую девочку Наташу из Магадана. И уже тысячи других по всему миру. Или героиню сериала «Журавль в небе» Асю Солнцеву…         

Неслучайно ведь небо – это существительное среднего рода. Оно для всех: и для мужчин, и для женщин. Собственно, как и всё в этом мире. Правда, всегда найдется человек, который скажет: «Этим женщинам делать нечего. Сидели бы дома, борщи варили». Но время уже не то. И не только в какой-нибудь свободной от гендерных предрассудков стране слабый пол может держать штурвал самолета. Кстати, в авиакомпаниях США всего-то 5% пилотов – женщины. Самая продвинутая – австралийская компания QantasLink (12%), на втором – англичане FlyBy (10%), на третьем люксембургский перевозчик LuxAir (менее 10%).  Россиянки тоже не лыком шиты, управляют и боингами, и аэробусами, и суперджетами. Но крепко отстают – в «Аэрофлоте», например, чуть более 2%. В российской авиации пилотов в юбках более шестидесяти человек. Не все из них пока руководят экипажами. Но это пока. Десять лет назад первым капитаном воздушного судна была назначена Ольга Грачева. Она сегодня самая знаменитая женщина-пилот в России. А в 2014 году должность командира экипажа авиалайнера получила Мария Уваровская. Интересно: по образованию она архитектор, после работы ещё юной бегала в аэроклуб учиться летать на маленьких самолётиках. Значит, – была у девушки мечта, и «долеталась» до больших. Сейчас Мария одна из известных в стране пилотов.    

Так чью биографию повторила героиня сериала «Журавль в небе» Ася Солнцева?  Да каждой женщины, которая могла бы сидеть дома и варить борщ, но такой тихой жизни предпочла высокое голубое небо.  

Главное – не отказываться от мечты.  

Ваш В.Д.