Как снимали первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха». Рассказывает оператор

09.01.2020 - 17:09

В 1979 году в Минске развернётся работа над картиной, которую с лёгкой руки критиков назовут первым советским мистическим триллером, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Антонина Карпилова, музыковед, киновед, преподаватель:
В фильме «Дикая охота короля Стаха» Валерий Рубинчик отталкивался от гениального произведения Владимира Короткевича. Настолько мощными корнями его творчество уходит в белорусскую мифологию, в легенды и они просто просятся на экран.

Татьяна Логинова, как ни крути, была в центре внимания. Ещё бы – женщина-оператор! Но уже на съёмках «Венка сонетов» она безапелляционно заявила: для профессионализма пол совершенно неважен!

Татьяна Логинова, оператор:
Я занималась у отца в киностудии и он мне запретил поступать во ВГИК. Он сказал: «Ты не поступишь, выйдешь замуж и на этом твоё высшее образование закончится».

Судьба всё же свела Татьяну с кино. С ней начинают считаться, а Рубинчик без раздумий приглашает поработать над «Дикой охотой».

Картина далась ему нелегко. Режиссёру пришлось изрядно покорпеть над сценарием: уместить роман в фильм было нереально! По нескольку раз Рубинчик заставлял художников переделывать декорации. Ночами сидел над раскадровкой. А с поиском натуры и вовсе вышла целая история.

Татьяна Логинова:
Мы объездили всю Беларусь и в Беларуси ничего не нашли, потому что в Беларуси всё разрушено, всё в таком состоянии: ни одного замка, ни одного поместья, вообще, ничего. И мы поехали на Украину, по-моему, дней 10 мы колесили по всей Украине и нашли эти все объекты. Мы едем на машине, уже, казалось бы, ну всё понятно, видно из окна, что там как бы ничего нет хорошего, он говорит: «Нет-нет, давайте остановим машину и пройдём посмотрим».

Игорь Волчек, мультипликатор режиссёр, композитор:
В павильоне был построен замок и, более того, вот это подвальное помещение, которое было залито водой, это всё было сделано в павильоне. В тот же самом павильоне Нечаев снимал «Питера Пэна». Там парусник стоял – огромный парусный корабль.

Лучшие сцены сняли на белорусских полигонах. Однако как ни старались ни автор романа, ни режиссёр передать всё самое лучшее, присущее белорусскому народу, цензура с корнем вырвала все намеки на национальное. Короткевич фильмом остался недоволен.

И всё же потом оттаял и согласился с режиссёрской точкой зрения. Белорусскость всё же присутствовала, правда, была зарыта в другом – в изображениях и образах.

Антонина Карпилова:
Если почитать стенограммы худсоветов, авторам рекомендовалось что-то убрать, что-то сгладить, какие-то фразы убрать и так получалось иногда, что уходило, вообще, слово «белорусский». Валерию Рубинчику всё-таки, немного «подрезали крылья» и убрали некоторые смыслы.

В залах творилось невообразимое! На зрителя сцены охоты производили жуткое впечатление. Всё, благодаря возможным в тех реалиях эффектам: снимали нестандартно, через специальную оптику. Именно поэтому на экране как будто появляются чудовища.

Татьяна Логинова:
Это же в комплексе смонтировано: как бежит Белорецкий, как скачет конница, музыка  это как бы и действовало.

Игорь Волчек:
Там зал ахнул просто, как это было сделано, это было художественно, не просто был какой-то технический эффект, это было осмысленной задачей, которая была решена.

В Минске же премьера первого советского хоррора состоялась в Красном костёле весной 1980 года. Но перед этим в Доме кино прошёл закрытый показ. Ажиотаж вокруг картины был такой, что сами участники съёмок еле-еле пробились в зал.

Татьяна Логинова:
Подхожу к Дому кино и такая толпа народа стоит! Я не могу пройти и меня никто не пропускает, потому что все хотят попасть. Я вынуждена была кричать: «Пропустите меня, я оператор этой картины».

«Дикая охота короля Стаха» получила 6 наград на различных кинофестивалях, поставив очередной рекорд в белорусском кино.

Loading...


«Гюльчатай, открой личико». Семь цитат из любимых советских фильмов



Есть фильмы, которые можно пересматривать едва ли не бесконечно. Да, чтобы не выпасть из общества, надо читать современные книги, смотреть современные фильмы и хотя бы иногда слушать современную музыку.

Однако классику тоже надо знать, чтобы не попасть впросак. Некоторые старые фильмы могут показаться скучными и затянутыми, но есть и такие, что займут своё место в сердце практически любого зрителя. Подумав о таких кинокартинах, мы невольно вспомнили и цитаты из них. И вот семь изречений, которые пришли на ум первыми и вызвали улыбку.

«Даю честное благородное слово!»

Казалось бы, что в этих словах такого? Но те, кто смотрел «Иван Васильевич меняет профессию», прекрасно помнят комичность ситуации. Сначала Антон Семёныч даёт честное благородное слово Шурику, обещая никому ничего не рассказывать. Но стоило молодому человеку выйти за дверь, как Шпак нарушил своё слово.

Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Поскользнулся, упал. Очнулся, гипс…»

Сейчас это выражение используется в различных ситуациях, когда хочется объяснить внезапность, но не вдаваться в подробности случившегося. Фраза прозвучала в фильме «Бриллиантовая рука», когда Горбунков спрашивал, как ему разговаривать с другом-контрабандистом. Капитан корабля, на котором плыл главный герой, предложил ему сделать вид, что он ничего не видел и ничего не помнит.

Помните Светлану Светличную из фильма «Бриллиантовая рука»? Вот, как актриса выглядит сейчас

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

«– А где бабуля?
– Я за неё»

Этот диалог дважды звучит в кинокартине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в обоих случаях вопрос задают хулиганы, а отвечает им Шурик. Самое интересное в том, что правонарушители надеялись легко справиться с бабулей-божьим одуванчиком, а вместо неё оказался парень, вполне способный дать отпор. 

Шурик укачивал её в «Операции «Ы». Как сейчас выглядит девочка Лена

Фото: кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

«– Гюльчатай, открой личико!
– Отставить!
– Товарищ Сухов, я ж по-серьёзному, я жениться хочу. Только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, а потом томись всю жизнь!»

Волшебный диалог из фильма «Белое солнце пустыни». Фраза не теряет своей актуальности. Разумеется, как и во всём советском кино, здесь нет ни намёка на оскорбление достоинства какого-либо человека. К сожалению, ближе к концу Гюльчатай всё-таки открыла личико, но это уже была не она.

Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

«Не учи меня жить, лучше помоги материально»

Впервые выражение было произнесено в кинокартине «Москва слезам не верит». Одна из трёх главных героинь, которые приехали в Москву, пытается устроиться в жизни. Все готовы помочь ей советом, но и только. Поэтому, чтобы советчики отстали, Людмила и произнесла эти слова, которые стали крылатым выражением.

Появился тренд надевать носки с туфлями. И ещё шесть фактов о фильме «Москва слезам не верит»

Фото: кадр из фильма «Москва слезам не верит»

«Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!»

Цитата из фильма «Обыкновенное чудо». Пожалуй, тут даже не нужны комментарии. Но всё-таки стоит отметить, что не каждый день принцесса сама гоняется за медведем.

Фото: кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

«Штирлиц, а Вас я попрошу остаться»

Ещё одна фраза, которая не нуждается в представлении. Она прозвучала в 12-серийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Учитывая, что Штирлиц был советским разведчиком, эти слова прозвучали крайне опасно. Теперь же цитату используют в любой ситуации, так что она больше не несёт в себе пугающего контекста.

Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Кстати, ранее мы захотели побольше узнать о знаменитом персонаже Гайдая – Шурике. Как думаете, это один и тот же человек в трёх фильмах (здесь подробнее)?