Деревня Дарево: в реке Щара до сих пор не найдены колокола, которые местные жители спрятали еще во времена Второй мировой войны

08.02.2014 - 13:28

Деревня Дарево. Находится в Ляховичским районе, Брестской  области, бывшее ВКЛ, сегодня — Республика Беларусь.

Видно, название деревни происходит от  слова дарить. Может, когда-то, кто-то, кому-то эту деревню подарил, а тот не стал придумывать никакое новое название, а так и назвал Дарево.

История этой деревни очень-очень давняя. Представьте, что это деревня известна еще с 15 века.

В 1440 году в деревне был построен костел. Христианские храмы обычно строили на панских капищах, потому что такие места считались местом силы и, возможно, что в деревне и было такое место силы. Первое документальное сообщение о костеле было связано с именем Новогрудского наместника  Петра Монтигирдовича.

Шляхтичи Монтигирдовичи в 14-15 веках в ВКЛ были государственными деятелями и крупными землевладельцами, на свои деньги на наших землях они строили святые храмы. В 15 веке в деревне уже был панский двор и на протяжении 15 века деревня была собственностью шляхетских белорусских родов.  

В 1540 году в деревне был построен новый костел, старый, может, сгорел во время какой-нибудь войны, тогда же, в 1540 году, была основан даревский католический приход Виленского бискупства. 

В 1661 году деревня уже указана как местечко — местечко Дарево Новогрудского воеводства.

В 16 веке возле местечка было много имений почти с таким же названием. Тут были имения с названиями Дорово, Доров. Собственниками этих имений были шляхтичи  Даровские, Гостонские, Пузыны, Богдановичи.

В 1654  году началась очень страшная 13-летняя война. На ВКЛ напало Московское  государство, во время этой войны местечко Дарево целиком было уничтожено, все было сожжено. И местечко тогда сгорело, и окружающие имения. И сведения про местечко начали вновь появляться только под самый конец 17 века.

В 1680 году в деревне была уже указана  униатская деревянная церковь  Святого Николая. В Дареве был основан униатский базилианский монастырь, а при монастыре была еще и униатская Свято-Троицкая церковь. Когда мы после раздела Речи Посполитой попали в Российскую империю, то на униатство начался тиск, и в 1827 году униатский базилианский даревский монастырь был закрыт.

Когда даревский монастырь закрыли, то Свято-Троицкую церковь при монастыре позже передали православным.

В 1860 годах вместо старой униатской церкви построили новую каменную православную церковь, но во время Первой мировой войны, когда были сильные бои, церковь была уничтожена.

Новая Свято-Троицкая православная церковь была построена на том бывшем фундаменте  в 2012 году.

В Дареве сегодня существуют две православные церкви — Свято-Троицкая и Свято-Николаевская. Последняя была построена на деревенском кладбище  священником Лопатинским еще в 1922 году. Она вся деревянная, а кирпичом ее обложили недавно. Свято-Николаевская церковь считается историко-культурной ценностью и оберегается государством.

Во времена ВКЛ в деревне был униатский монастырь и две униатских церкви, был и костел. Униатов хоронили на униатском кладбище, где сегодня находится православная Свято-Николаевская церковь, сегодня это уже православное кладбище, а католиков хоронили на католическом кладбище. Тут сохранились старинное католическое кладбище, на котором хоронили как простых прихожан, так и шляхту. На этом кладбище  похоронены представители нашего знаменитого шляхетского белорусского рода Бохвицев. Флориан Бохвиц  первый, приехал на Ляховщину и приобрел тут себе двор в 1838 году. Флориан Бохвиц родился в местечке Мир, его отец Ромуальд Бохвиц был протестантом, а мать была католичкой, она и воспитала сына таким искренним католиком.

Флориан Бохвиц был женат на младшей сестре матери Адама Мицкевича, Павлине Маевской, которую и похоронили с Флорианом Бохвицем на католическом кладбище возле костела. На памятнике философа была выбита надпись: пусть твой пример показывает нам дорогу правды.

Уже в 21 веке, не так давно, надмогильный памятник философа  Флориана Бохвица был разбит, а могила была уничтожена. На том месте сделали новое захоронение, хотя старинное кладбище давно закрыто для похорон и через дорогу есть новое католическое кладбище. Это старинное  кладбище считается историко-культурной ценностью и оберегается государством.

Это при жизни человеку много чего надо, а когда он умирает, что человеку надо? 4 доски да земли 2м — все. Пару еще надмогильных памятников знаменитого рода Бохвицев пока осталось.

Бохвицы были искренними католиками и жили тут недалеко в своем имении, а  сюда ездили, в деревню, в костел. И вот тот костел был уничтожен во время Первой мировой войны, остались фотографии костела. На том месте, где когда-то стоял костел, поставили ангела, потому что считалось и считается, что на месте, где когда-то был храм, то там поют сегодня ангелы.

Когда началась Первая мировая, местные жители колокола сняли и спрятали в реке Щара, затопили их, а во время войны именно здесь проходила линия фронта и тут было все-все зарыто снарядами. Тогда ж и была уничтожена церковь, костел, вообще вся деревня.

После войны, когда люди начали возвращаться сюда, отстраиваться,  начали искать колокола с костела в реке, то найти тут не могли. Так, эти колокола с костела и по сегодняшний день лежат в  Щаре.

После Первой мировой местные католики вместе с ксендзом  Казимиром Ваньковичем начали отстраивать свою святыню над Щарой. Но денег не было на строительство, тогда Казимир Ванькович вместе с местными мужчинами копал глину  возле деревни и с этой глины делали кирпич для строительства костела, но глина трескалась, строительство шло очень медленно.

В 1931 году в деревню прибыл новый ксендз  Станислав Шаплевич. Он увидел, что вокруг деревни  очень много немецких блиндажей и ДОТов, и он с местными мужчинами начал с этих блиндажей высекать блоки, с этих блоков они начали строить костел в деревне. Строительство шло 7 лет. Через 7 лет, в 1938 году, сюда приехал бискуп Казимир Букраба и осветил костел под титулом в небо взятие Наисвятейшей Панны Марии.

Во время Второй мировой войны в 1944 году, костел был сильно поврежден, когда его начали после войны восстанавливать, ремонтировать, там нашли неразорвавшийся один снаряд. Когда люди костел отремонтировали, отстроили его заново, то в 1949 году костел у людей отобрали и сделали в нем склад. Когда прошли эти страшные года и храмы начали возвращать людям, то местные католики начали требовать, чтоб им отдали здание костела, который они сами строили. В 1986 году костел кто-то подпалил и он сгорел.  Но люди собрали деньги и на свои собственные деньги отстроили свою святыню, и костел сегодня  действует как когда-то. Перед костелом люди поставили памятник своему ксендзу, строителю храма Станиславу Шаплевичу.

Судьба Станислава Шаплевича была непростой, очень непростой. Когда в 1939 году началась Вторая мировая война и в деревню вошли большевики, то они хотели арестовать ксендза, а люди спрятали его. А когда в 1941 году, во время Второй мировой вошли уже немцы, они тоже хотели арестовать ксендза и вновь ему удалось спрятаться  в людских домах. Когда завершилась Вторая мировая война, ксендз начал обновлять приход, но его вновь большевики хотели арестовать и опять ему пришлось прятаться у местных людей. И только в 1948 году большевикам удалось арестовать ксендза Станисалава Шаплевича. Местные жители еще вспоминают, как его били посреди улицы, один энкаведист  кричал на него: «сдавай оружие. Где твое оружие?», ксендз ему сказал, что мое оружие — это крест святой, ксендза осудили на 25 лет сталинских лагерей и только после смерти Сталина, когда ни в чем не повинных людей начали выпускать с советских лагерей, тогда вышел и ксендз Станисалав Шаплевич. Он приехал в Дарево, но там костел был закрыт, приход ему восстановить не позволили, он поехал в соседнюю деревню и там в своем доме сделал тайный костел, куда люди приходили на праздники, также приходили крестить своих детей, умер ксендз в 1975 году, похоронили его в деревне на местном кладбище.

Еще 1907 году в деревянном костеле, ксендзом служил Фабиан Обрантович. Он дружил с Янкой Купалой, это именно он был одним с инициаторов проведения в Минске в 1917 году съезда белорусского католического духовенства.

Флориан Бохвиц, который был похоронен в деревне когда-то говорил, что совесть человеческая это и есть голос Бога. И так, как птица, которая слушается своих инстинктов, летит на юг со своей стаей, так и человек, когда не слушается своей совести, то начинает падать духом.

Флориан Бохвиц говорил, что только совесть и правда есть наш надежный парус на жизненном пути.

Новости по теме
‡агрузка...

«Честность и справедливость». Новую редакцию закона о госслужбе рассмотрели на совещании у Президента

«Я думаю, этот чемпионат будет очень успешным»: Минск принимает сильнейших фигуристов Европы

Дроны парализовали работу американского аэропорта

В 17 европейских странах зафиксировали широкое распространение гриппа

На Яве местные жители не могут очистить реку от пластиковых отходов

За строительство песчаных замков на одном из островов Филиппин может грозить тюремный срок

Злоумышленники ограбили банк в Париже и облили неизвестной жидкостью посетителей и персонал

В Витебске ограбили мужчину, который хотел купить телевизор. Комментарий СК