Альтернатива транспорту: как белорусы приобщились к Европейской неделе мобильности

16.09.2019 - 21:09

Новости Беларуси. 16 сентября стартовала Европейская неделя мобильности, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  В международной кампании участвует почти 50 стран. Призыв нынешнего года – «Иди за нами». 

Анастасия Дехтяр прогулялась с теми, для кого эконеделя не срок, а философия жизни.

С бизнесменом Андреем Гусаровым беседуем на ходу. Вот уже несколько недель как менеджер стал ЗОЖ-адептом и отказался от поездок на авто. Теперь передвигается исключительно на своих двух. Его шагомер фиксирует в день примерно по 15 километров. Да и пример заразителен.

Андрей Гусаров, владелец агентства интернет-маркетинга:
У меня минус 14 килограмм уже, и я думаю, что будет еще минус 6 до конца года. Несколько моих знакомых и клиентов, узнав, что я начал ходить, решили перестать ездить на короткие дистанции. Я их таким образом мотивировал, это правда. Это 4 человека, которые перестали передвигаться из разряда в магазин там 500 метров, километр – еду на машине.

«Иди с нами!» – девиз года Европейской недели мобильности. Нынешняя акция посвящена безопасным пешим и велосипедным прогулкам с акцентом на активное развитие пешеходного движения в городской среде.

Белорусская столица для прогулок неплохо адаптирована. В каждом районе города проложены экотропы, где можно насладиться променадом под пение птиц, в центре целые улицы только для пешеходов, а ратуша – отправная точка популярных пеших экскурсий.

Велокомпьютер, фонари, крепление для детского кресла… Велосипед Евгения настоящий корабль, который вот уже 8 лет бороздит просторы Минска. На работу, встречу и по делам айтишник предпочитает ездить на двухколесном, причем, невзирая на сезон. Философия его транспортного выбора – полезно, быстро и экологично. Кстати, скорость на байке развивает как среднедопустимую по городу на автомобиле – 60 километров в час. Что же касается инфраструктуры, в последние годы радует, а раньше выезд не обходился без отбойного молотка на багажнике – так приходилось сражаться с высокими бордюрами.

Евгений Лызо, программист:
Я думал всегда: сейчас надену жилетку, куплю инструмент и все бордюры поспиливаю по пути. Потому настроился, продумал план – сделали бордюрчики.

Личное авто Евгений поставил на прикол, всю эту неделю обещает быть в экотренде. В едином порыве – сделать хоть на 7 осенних дней планету чище объединились 48 стран мира, присоединились 76 белорусских городов.

Международная кампания нацелена на озеленение городских транспортных систем, изменение транспортного поведения людей, а также более разумное использование общественных пространств. 

Оксана Ючкович, консультант Министерства природы и охраны окружающей среды Беларуси:
Основная цель акции – привлечь внимание всех: и общественности, и органов, принимающих решение к воздействию автотранспорта на окружающую среду, на здоровье населения.

Степан Дубницкий, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и окружающей среды:
У нас в год свыше 135 тысяч тонн выбросов загрязняющих веществ от транспорта в атмосферу. В среднем проведение такой акции позволяет снизить выбросы в воздух в размере около 100 тонн.

Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Красный день календаря – ближайшее воскресение – станет воистину зеленым. Во всем мире неравнодушных к экологическим проблемам людей призывают провести день без авто. В Минске же в это уик-энд водительское удостоверение и техпаспорт станут бесплатным проездным на общественный транспорт. Вот такой бонус за физический тонус.

Loading...


Ищем свой автобус в приложении и «гасим» талон. Новая система оплаты проезда появилась в Минске. Есть и первые «зайцы»



Каждый день в мире появляется около 500 мобильных приложений. Не выходя из дома можно оплатить коммуналку, купить продукты, одежду, а в Минске с недавних пор и билеты на автобус, причем в неограниченном количестве.

Приложение «Tix» разработали белорусские айтишники. После скачивания нужно зарегистрироваться и привязать платежную карту. С этого момента про валидаторы, компостеры и наличный расчет можно забыть.

Евгений Шилов, корреспондент:
В разделе «Билеты» 3 опции: проездной на месяц, на 10 дней и одноразовый талон, пока только он и доступен.

Просто купить билет недостаточно, чтобы подтвердить поездку, заходим в раздел «Карта», ищем свой автобус и «гасим» талон. Если же нужный транспорт не отображается в приложении, всегда можно отсканировать QR-код.

В Минске новую систему оплаты внедрили на первом и сотом маршруте. Если тесты пройдут успешно, сервис охватит весь наземный транспорт столицы.

Андрей Коршаков, генеральный директор компании-разработчика:
Кроме того, как купить и заплатить за себя, вы можете еще оплатить проезд за своих близких и друзей. В ближайшее время мы позволим еще обмениваться билетами друг с другом. В дальнейшем мы еще сделаем функцию родительского контроля, которая позволит смотреть, как ребенок, который должен там на такой-то остановке зайти, проезжает столько-то остановок, выходит и попадает в школу.

Со слов разработчиков, первые результаты совпали с ожиданиями – электронными билетами пользуется каждый пятый пассажир.

Елена Романова, заместитель генерального директора ГП «Минсктранс»:
Это те люди, которые не хотят стоять в очереди, не хотят считать сдачу. Здесь единожды скачав приложение, можно потом без очередей оплачивать проезд, покупать билеты в неограниченном количестве. Хотели бы и проездные документы перевести в сферу мобильных интернет-платежей, поэтому, безусловно, это в перспективе. Будем надеяться, что заработает.

Между тем, после запуска приложения появились и первые «зайцы». Хитрецы покупали билеты, но подтверждали поездку, только завидев сотрудников в синих жилетках. Впрочем, разработчики продумали и этот сценарий.

Евгений Шилов:
Помимо версии для пассажиров, есть приложение и для контролеров. Когда подъезжает автобус, они могут заблокировать систему оплаты, а значит свести на нет все шансы на бесплатный проезд.

Все операции в приложении отслеживают в режиме нон-стоп. Специалисты всегда знают, где и сколько пассажиров оплачивают проезд. В будущем такая статистика поможет отслеживать нагрузку на маршрутах и принимать решение о введении дополнительного транспорта.