«Алый Минск» XIX – XX веков: Дом с мезузой, банк Российской Империи и женская гимназия Реймана

26.12.2013 - 11:49

Стихия огня в архитектуре. Краснокирпичные ансамбли – как яркие штрихи на холсте города. Брутальные и изящные, они влюбляют в себя с первого взгляда.

Мода на кирпичный стиль началась в эпоху модерна в конце XIX – начале XX века. Это был прекрасный вариант экономичной архитектуры, так как он не требовал облицовки фасадов. В Российской Империи появляются бордовые ленты промышленных, жилых, образовательных зданий. Минская губерния не отставала. В начале XX столетия красная кладка украшала центральные улочки города. Сегодня кирпичные дома в Минске кажутся осколками времени.

Темно-терракотовый цвет и эксклюзивный почерк мастера. Дом на Раковской, 20 – один из самых колоритных в кирпичной палитре города. Впечатляет продуманность каждой детали – настоящая ювелирная работа. Богатый карниз, ажурные балконы. Зеркала и замковые камни. У каждого окна индивидуальное обрамление. Профилированные кирпичные детали настолько плавны, словно вылеплены из пластилина. Архитекторы в то время умели искусно создавать пластику фасада.

В начале XX века здесь гостеприимно встречали приезжих, в здании размещалась гостиница. Судьба Раковской, 20 связана с увлекательной историей XIX – начала XX веков.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
Когда-то этот дом назывался Дом с мезузой, потому что при входе в здание с правой стороны оставался след от мезузы и этот элемент говорил о том, что в этом доме в XIX – начале XX века проживала еврейская семья.
Очень интересно, что здесь не только кирпичная архитектура создает облик здания, но и деревянные детали: ставни на окнах, деревянный портал при входе в здание. Кстати, один из редких примеров, когда сохранился резной портал, переживший все исторические этапы развития Минска

В Минске было немало кирпичных заводов в Тучинке, некоторые находились прямо в Раковском предместье. Это было очень удобно для мастеров – все детали вытачивали на производстве. Удивительно и то, что на фабриках умели делать разный по цвету кирпич. В Раковском предместье можно увидеть всевозможные оттенки красного.

Отвлечь взгляд от этого дома может лишь прямо прилегающее здание по улице Освобождения, 13. Оба дома издалека кажутся единым фасадом. Однако здесь – более темная, бархатная фактура, полосы кирпича-поребрика, и оригинальное решение пилястров.

В кирпичной архитектуре нет права на погрешность, ведь этот естественный материал не нуждается в макияже.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
Вообще, мы так любовно относимся и дотрагиваемся до стен того или иного исторического здания, которое не прошло реставрацию. Кирпичное здание, ты его читаешь, поднимая взгляд от фундамента до кровли. На мой взгляд, в них есть, знаете, как булочки, в них есть больше специй.

Жаль, иногда желание оштукатурить уникальную кладку берет верх над восстановлением фасадов памятников. Замковая, 27 и Раковская, 16 – примеры удачной реставрации кирпичной архитектуры и воссоздания исторического облика. Сохранение стиля и детальное преображение в большом городе на вес золота. Однако, согласитесь, ровный глянец уже не вызывает таких живых эмоций, как оригинальная кладка, где каждый кирпич и по размеру, и по цвету неповторим.

Бывшая женская гимназия Реймана и знаменитое кирпичное здание на Кирова, 5 – также прекрасные свидетельства реставрации. Образовательная функция диктовала и совершенно иной дресс-код, нежели в жилом Раковском. Широкие колонны из круглого кирпича, объемные капители, массивный замковый камень, листы аканта. Богатый фриз и вовсе напоминает архитектуру оборонного стиля. Декор фасадов более насыщенный и торжественный. Сегодня в красном доме располагается суд ЕврАзЭС, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
На примере этого здания мы видим такой строгий классический стиль, классические углы. Очень богатый пластикой входной портал. В этом и прелесть архитектуры того времени. Она как бы цитирует элементы того или иного стиля, классического, готического, но она выполнена из кирпича и помещена в современную жизнь XIX – начала XX века.

Ассиметричный фасад, скошенные окна, мощный карниз, плоский кирпич и минимум декора. Былое управление Либаво-Роменской железной дороги и здание на Кирова, 11 – памятник начала XX века, но на фоне классических коллег он был настоящим авангардом. Здание было одно из самых продвинутых в архитектуре того времени. Не почувствовать модернистские тенденции невозможно. Архитектор Краснопольский продемонстрировал минчанам новый взгляд на архитектуру.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
То, как архитектор решил угловую часть здания, это тоже такой своеобразный стиль автора, который очень корреспондируется со стилем в дизайне посуды, мебели. Он, конечно, был предвестником новой архитектуры Минска.

Внутренний дворик исторического музея вплоть до красной ограды – оригинальная архитектура начала XX века. Здесь селились служащие банка, размещались склады и хозяйственные постройки, ведь само здание музея – не иначе как бывший банк Российской Империи.

Казалось бы, краснокирпичный ансамбль – обычные жилые постройки. Прямоугольные здания довольно грубые, с массивным карнизом. Но багровые фасады притягивают как магнит своим совершенным декором. Посмотрите: посреди высоких окон немало словно замурованных проемов. Такие своеобразные ниши архитекторы создавали для тех помещений, где не было надобности в освещении. Однако все это придает домам особый ритм. Алые здания требуют пристального внимания. Только тогда они откроют вам свои тайны. Смотрите: даже печные трубы украшает кирпич-поребрик.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
Мы с вами находимся около хозяйственной постройки. Казалось бы, здание, которое не требует архитектурных изысков, но обратите внимание: маленькое окошко, подоконник, даже здесь видим небольшой профилек. Пилястр, разница между плоскостями в 1,5 см, но это дает определенную красоту и пластику фасадов.

От жилых построек – к промышленной архитектуре. Долговечность, экономичность и хорошее качество. Именно в заводских зданиях кирпичная кладка была особо востребована. Винокуренный завод Прушинских-Любанских в Лошицком парке – свидетель нескольких эпох и уникальный пример комплекса промышленной архитектуры конца XIX века.

В конце XVIII столетия на месте винокурни были деревянные заводы. Только после реконструкции в начале XX века промзона стала кирпичной. Но какой: основная часть и стены завода сотканы из красного кирпича, а все аксессуары (пилястры, оконные обрамления) – из желтого. Такое цветовое решение было характерно для белорусской промышленной архитектуры XX века. И хотя функциональность для заводов – приоритет, даже фабрики зодчие умудрялись превращать в произведения искусства.

Галина Левина, архитектор, лауреат государственной премии Республики Беларусь:
Поскольку это завод, оконные проемы очень большие, потому что необходимо было освещать большие пространства, в которых находились спиртоочистительные установки.
Был интересный элемент, он располагался над входом в здание, к сожалению, он утрачен, но есть след его. Это был металлический элемент, на котором была написана дата основания – 1896 год.

В следующей экскурсии по красному Минску мы заглянем в промышленной район Октябрьской и изучим кирпичную кладку святынь – Красного костела и церкви Александра Невского.

Новости по теме
‡агрузка...

«Честность и справедливость». Новую редакцию закона о госслужбе рассмотрели на совещании у Президента

«Я думаю, этот чемпионат будет очень успешным»: Минск принимает сильнейших фигуристов Европы

Дроны парализовали работу американского аэропорта

В 17 европейских странах зафиксировали широкое распространение гриппа

На Яве местные жители не могут очистить реку от пластиковых отходов

За строительство песчаных замков на одном из островов Филиппин может грозить тюремный срок

Злоумышленники ограбили банк в Париже и облили неизвестной жидкостью посетителей и персонал

В Витебске ограбили мужчину, который хотел купить телевизор. Комментарий СК