Будущее белорусской энергетики: как будет проходить электрификация страны после запуска БелАЭС

18.11.2018 - 21:13

Новости Беларуси. У Беларуси нет собственных достаточных объемов нефти и газа, которые бы могли обеспечить потребность страны в энергоресурсах. Мы вынуждены это констатировать, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Но констатация факта не означает, что невозможно свести импорт нефти и газа к минимуму. Стратегическое решение о строительстве Белорусской атомной электростанции стало символом новых возможностей на пути к энергетической независимости. Но дело даже не только в этом. Грядет эра чистой энергетики. В конце концов, мы пересядем на электробусы и электромобили, а предприятия перейдут на электричество. Так почему бы не начать делать это уже сейчас? Тем более что максимальное использование электричества в нашей экономике – залог ее стабильности и устойчивости к внешним шокам.

На неделе во Дворце Независимости обсуждали новые подходы к управлению белорусской энергетикой. Два основных поручения Президента правительству: стопроцентная энергетическая независимость и безопасность и план по расширению использования электроэнергии. Корреспондент Алена Сырова заглянула в будущее, где электричество заменит многое, к чему мы привыкли.

Энергетическая независимость – то, к чему стремятся все без исключения страны и то, к чему должна двигаться Беларусь. Об этом на неделе говорил Президент. Конечно, в 2018 году мы значительно сократили потребление покупного газа и сэкономили порядка 600 миллионов долларов. Впервые мы самостоятельно полностью обеспечили собственные потребности в электроэнергии, да еще и продали ее за рубеж вдвое больше, чем в 2017 году! И сейчас самое время задуматься, куда направить излишки энергии, которые, непременно появятся, когда заработает Белорусская АЭС.

Александр Лукашенко: «Нужно четкое не просто понимание, а план действий, исходя из баланса производства электроэнергии и потребления»

С потреблением у нас пока проблемы: белорусы расходуют электричества втрое меньше, чем в развитых странах. И не потому, что экономим, просто неохотно отказываемся от привычного газа – речь сейчас и о предприятиях, и о людях. Президент поручил правительству энергичнее заниматься вопросами электрификации страны.

Александр Лукашенко: Правительством должен быть разработан четкий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии в промышленности

Готовый проект рабочая группа правительства должна положить на стол главе государства уже в первом полугодии 2019 года. Из целого ряда предложений, основанных на детальных подсчетах и опыте иностранных коллег, предстоит выбрать то, что подходит нам и позволит сделать переход на «зеленую» энергию выгодным для белорусов.

Пока же белорусские предприятия платят вдвое больше, чем физические лица – это, конечно, отражается на себестоимости продукта. Об этом говорят и на Белорусском металлургическом заводе, где электроэнергия – основа производственного процесса. Металл здесь плавят с помощью электрической дуги – потребление электроэнергии просто колоссальное.

Дмитрий Борисовец, заместитель главного инженера по техническому развитию Белорусского металлургического завода:
Мы являемся основным потребителем электроэнергии в Гомельской области. Потребляем в сутки порядка 6 миллионов киловатт в час.

Уже в 2018 году выплавить в Жлобине планируют без малого 2,5 миллиона тонн стали. Однако программа реконструкции производства на ближайшее будущее предусматривает увеличение до 3 миллионов тонн. При таком развитии производства рост потребления энергии неизбежен. Но такие объемы пока единичны. Когда уровень потребления электроэнергии в белорусской промышленности станет сопоставимым с флагманами в этом деле – США, Германией, Японией – исключим ее избыток. Заинтересовывать предприятия планируют ценой на электричество, которая должна быть в разы привлекательнее цены на газ. Это же касается и быта белорусов.

Игорь Ляшенко: «Уходить от подогревания газом и переходить на использование электроэнергии»

Кроме того, в белорусских новостройках предлагают сразу устанавливать электроплиты и готовить коммуникации таким образом, чтобы отопление и подогрев воды осуществлялись за счет электричества. Это полностью европейская модель.

Алена Сырова, корреспондент:
Подобные зарядные станции для электротранспорта в белорусских дворах – случай скорее единичный. Да и самих электрокаров у нас пока значительно меньше, чем классических автомобилей.

Но в скором будущем – по крайней мере, такие планы озвучивали белорусские власти –  всё изменится. И уже при проектировании новых жилых кварталов планируют предусматривать инфраструктуру для любителей экологически чистого транспорта.

Возможно, тогда белорусы охотнее будут пересаживаться на электромобили. Тем более, что уже в 2019 году такие начнут производить под Минском.

Сколько будет стоить белорусский электромобиль?

Пока же на всю страну их меньше 200, в то время как по миру ездят 5 миллионов. Например, в США и Норвегии автовладельцев пересаживают за руль экотранспорта многочисленными льготами, баснословно поднимая налоги на дизельные и бензиновые модели.

Мы преуспели в производстве электробусов, сделав городской транспорт экологичным и экономичным. Кстати, он ездит не только по улицам городов, но и по территории огромнейшего тракторного завода – так развозят работников. К слову, на МТЗ трудятся над созданием электросельхозтехники. И первый шаг в этом направлении сделан: гибридная модель трактора сейчас проходит испытания в полевых условиях.

Николай Зезетко, главный конструктор научно-технического центра МТЗ:
Трактор сам по себе работает, но можно его использовать как передвижную электростанцию. С него можно получить до 180 киловатт электроэнергии 220 вольт. Это очень актуально – снег выпал, электропитания нет на ферме, а коров доить надо. Трактор подогнали, поставили и всё – вся дойка работает.

Он пока не заряжается от розетки и всё еще заправляется дизелем, но значительно меньше расходует топлива и позволяет экономить хотя бы на обслуживании. Резонный вопрос: если есть электрокары, электробусы, то почему же сельхозтехнику так сложно сделать такой же с приставкой «электро»?

Николай Зезетко:
Мы посчитали, что ежели нам сегодня использовать аккумуляторы самых последних разработок, то на трактор в 300 лошадиных сил необходим аккумулятор весом около 13 тонн. До тех пор, пока не будет накопителя энергии малых размеров, мы больше никуда не продвинемся.

Но сегодняшний электротрактор – это уже половина есть. То есть электропривод есть, осталось поставить аккумуляторы, которые бы вращали этот электродвигатель.

Электротрактор вряд ли сможет работать в полную силу и привычно долго без подзарядки. Но эта проблема решаема. У нас достаточно ЛЭП над полями, а электрозаправочными станциями обеспечим себя сами. Производство в 2017 году наладили в Витебске. В модельном ряду есть 10 видов подзарядных станций. Причем на них заправиться могут электромобили с европейским, американским и китайским разъемами. Сейчас на предприятии «колдуют» над устройством, которое облегчит заправку.

Александр Борисович, главный конструктор ОАО «Витязь»:
Компания готовится к тому, что в стране будут излишки электроэнергии, которые можно использовать с толком для нужд населения. Одной из целей является разработка электрозарядных станций для электромобилей, легковых пока электромобилей. Сейчас тенденция в Европе и мире идет к наращиванию парка электромобилей. Эта же тенденция будет преследоваться, надеемся, в нашей стране.

Помимо транспорта еще и IT – куда же здесь без электричества? Сельское хозяйство – перспективнейшее направление – обогрев и всевозможные установки. Да и комфортная жизнь белорусов так или иначе зависит от силы тока. Импульс от запуска БелАЭС, безусловно, даст возможность этой силе еще энергичнее пульсировать по сосудам единого энергетического организма страны, вдыхая жизнь в новые сферы.

Loading...


«Помогут нам сделать прорыв в будущее». Что нам даст свой мирный атом и кто будет работать на БелАЭС?



Новости Беларуси. Загрузка ядерного топлива в первый блок Белорусской атомной электростанции начнется уже 7 августа, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Так называемый процесс физического пуска.

Это один из ключевых этапов проекта по вводу энергоблока в эксплуатацию. Чуть позже реактор выведут на минимально контролируемый уровень, постепенно повышая мощность реакторной установки. Начало работы БелАЭС для нашей страны станет новым этапом в истории независимого государства.

Почему было принято решение о запуске такого амбициозного проекта, что нам даст свой мирный атом и кто будет работать на АЭС, расскажет Алёна Сырова.

У страны, небогатой своими энергоресурсами, но с развитым промышленным производством, основных путей обеспечивать комфортную работу, по сути, два. Либо покупать углеводороды и постоянно зависеть от тех, кто выставляет цены на них, либо перейти на альтернативные источники энергии.

Ядерная энергия, нефть, альтернативные источники. Как устроен топливно-энергетический комплекс Беларуси

В 2008 году мы для себя этот вопрос решили, поставив амбициозную цель – построить свою атомную электростанцию. И сегодня, когда до запуска АЭС в Островце всё меньше времени, даже не верится, что стройка если не века, то десятилетия точно, завершилась.

Но, конечно, решение о строительстве БелАЭС  было прежде всего политическим. Энергетическая безопасность и независимость страны – вот конечная цель. 

Виктор Каранкевич, министр энергетики Беларуси:
Ее запуск позволяет обеспечить ежегодное замещение потребления природного газа в объеме более 4 миллиардов метров кубических. Это позволит также уменьшить более чем на 7 миллионов тонн выброс парниковых газов в атмосферу.

Купил сначала для жены. Водитель рассказал, почему пересел на электромобиль

Кроме того, появление своей энергии даст возможность провести электрификацию страны, прежде всего в сфере транспорта. Электробусы уже заменяют привычные автобусы, автомобилисты всё чаще отдают предпочтение электрокарам. Новый импульс получит и белорусская наука.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
С ней связано развитие образования, технологий.

И не надо нам указывать и тыкать на вопросы безопасности. Мы – чернобыльская республика, многое пережили. И сами знаем цену последствий.

Только на реабилитацию загрязненных территорий потрачено 19 миллиардов долларов. Поэтому входной контроль при сооружении станции был, как в военное время. А преимущества, которые мы приобретем, помогут нам сделать прорыв в будущее: высокие технологии, дешевая электроэнергия, электромобили. Или суперсовременное производство аминокислот нашей биотехнологической корпорации, которое мы строим совместно с Китаем в Минской области.

Александр Лукашенко: «В этот критически важный для страны момент вы должны точно осознать: права на ошибку у вас, белорусы, нет»

БелАЭС мы строили при помощи российских специалистов. Именно они и будут на первых порах работать на станции, осуществят физический пуск, главная задача которого – подтвердить надежность и безопасность работы энергоблока.

Но в перспективе, как показывает мировой опыт, где-то через 15 лет работать на нашей АЭС будут местные атомщики. По предварительным подсчетам, более 2 тысяч человек. 

Андрей Буров, старший преподаватель кафедры «Тепловые электрические станции» энергетического факультета БНТУ: 
Энтузиасты, которые хотят узнать об АЭС, люди идут целенаправленно. Им нравится атомная энергетика, они хотят работать, они понимают, что это особенная энергетика. Потому что, в первую очередь, здесь речь идет о безопасности, и во вторую о коммерческой выгоде. В отличие от обычных тепловых станций, где все-таки коммерческая выгода производство электроэнергии.

Сегодня специалистов готовят в нескольких белорусских вузах. Один из них – БНТУ, здесь в 2020 году открыли новую специальность «Проектирование и эксплуатация атомных электростанций». Что интересно, атомная энергетика интересует и юношей, и девушек. 

Андрей Буров:
Последний выпуск был, дай бог памяти, 4 или 5 девушек, 4, по-моему, у нас. Одна пошла работать в «Госатомнадзор», остальные поехали на атомную электростанцию. На 310 мест приблизительно около 400 заявлений подано на факультет. Из них 20 человек пойдут учиться по специальности «Проектирование и эксплуатация атомных электростанций».

«Ты выходишь замуж за военного. А что за этим стоит?» Как живёт семья, в которой папа – пограничник, а мама работает на АЭС

Сегодня мировая атомная энергетика включает в себя более 400 атомных реакторов, которые функционируют на территории 31 страны мира. Совсем скоро к ним присоединится Беларусь, а значит, будет составлять конкуренцию. Ведь понятно, что излишки энергии мы будем продавать. И не исключено, что покупателями могут стать и те страны, которые сегодня выражают недовольство.

Екатерина Речиц, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
В первую очередь мы строили атомную электростанцию не для того, чтобы кому-то ее передавать, эту энергию. Мы строили атомную станцию для того, чтобы свой внутренний потенциал раскрыть. Но экспортные возможности, конечно, никто не отрицает. То, что сейчас идет «торгование» этими возможностями, это другой вопрос, это дело времени. Для государств, которые увидят в Беларуси поставщика более дешевой электроэнергии, конечно, это окажется решающим.

Белорусскую АЭС строили около 10 лет,  неоднократно проводили стресс-тесты.

Безопасность – превыше всего, и это не просто слова (наша страна, как никто, знает цену ошибкам). Потому к запуску АЭС Беларусь подходит со всей серьёзностью, понимая, что мирный атом – это не только  дополнительные возможности, но и ответственность.