Деревня Бытча: здесь начал свою творческую деятельность Янка Мавр

09.02.2014 - 09:08

Находится деревня Бытча в Борисовском районе, Минской области, бывшее ВКЛ, сегодня — Республика Беларусь.

Некоторые ученые утверждают, что название могло пойти от слова быть. Когда-то так называли место, где люди останавливались на ночлег, на отдых.

Человек на этой земле поселился очень давно. Люди, что здесь жили первые, может быть, были великанами. Были они большими-большими, как гора. Говорят, что сын последнего великана однажды шел по земле, увидел на земле нашего уже человека, который землю орал, взял его на ладонь, принес к отцу и спросил, что это за такой червяк землю точит. Отец же ему ответил, что это не червяк, это человек. Что их племя уже гибнет, а это такие люди после них на этой земле жить будут. 

От тех великанов сегодня и знака никакого нет. Но один знак есть про то, что тут очень-очень давно жили когда-то люди. Возле деревни осталось древнее городище, которое известно еще с конца 19 века. В 1882 году городище было внесено в список археологических памятников, но исследования никакие не проводились, никто раскопки не вел.

Городищу возле деревни будет около 1 тыс. лет, может, и 2 тыс. лет.

Место деревни очень древнее, возникло это поселение возле реки Березина. Березина — торговый путь с Балтийского моря до Черного моря. И торговцы, видно, как раз здесь и останавливались, чтоб отдохнуть и поторговать немного, что, конечно, способствовало развитию этого поселения.

Может, говорят, название деревни пошло не от слова быть, а от слова быч. Быч — когда-то так называли возвышенное место возле реки, где есть сенокос и болото.

Говорят, что деревня сначала называлась Быча, а потом туда вклинилась буква Т и стала называться Бытча.

Первое письменное упоминание про Бытчу — 23 июля 1582 года. В архивах найдена бумага, которая подписана  23 июля 1582 годом — жалоба на некого шляхтича Яна Кураша, который обворовал селян деревни, а еще и соседнюю деревню Студенка.

В 1582 году, когда в летописи попала эта деревня, у нас произошли очень важные события. Первое — в 1852 году было подписано перемирие между нами и Россией. С нашей стороны перемирие подписал канцлер Лев Сопега, а со стороны России — царь Федор Иванович. По этой договоренности, мы отдавали России их города, занимаемые на их территории, а они возвращали нам ниши. Также они нам возвращали Ливонию. В 1852 году закончилась Ливонская война.

А второе важное событие, которое произошло в 1852 году то, что Римский Папа  Григорий 13 вместо юлианского календаря ввел новый календарь — григорианский, тогда с другими европейскими государствами на этот григорианский календарь  перешли и мы, ВКЛ, сегодняшняя Беларусь. По григорианскому календарю мы живем и сегодня. Россия перешла на новый григорианский календарь только в 20 веке, в 1918 году.

В 1852 году Бытча, видно, была таким немалым поселением, потому что тут была указана приходская церковь. Бытча тогда входила в Борисовское староство, которым руководил пан Троцкий.

В 1970 году в Бытче было 48 домов, сельских хозяйств и принадлежала тогда Бытча нашим панам Огинским. Огинские, к сожалению, не добились для Бытчи статуса местечка, Магдебурского права, но Бытча и без того хорошо себя чувствовала. Бытча на то время имело выгодное географическое положение, потому что здесь речка Березина рядом, а это водный торговый путь. Через деревню также проходил и сухопутный путь, который сегодня стал лесной дорогой. Жители и сегодня зовут этот путь гостинцем.

С давних времен тут упоминается корчма, водяная мельница, которая упоминается еще в 1670 году. Упоминалась эта мельница в Бытче в 18 и 19 веках, она была уничтожена во времена Второй мировой войны.

Недалеко от мельницы, возле реки Бытчанка, был святой источник — стоял крест, люди  ходили к святому источнику за водой. Особенно много людей здесь собиралось в день святого Яна. Место, где была мельница, и где был святой источник, затопили и сделали искусственное озеро.

Самым главным зданием деревни, конечно, была церковь, которая известна еще с 16 века. В 17 веке здесь был униатский приход, а когда после раздела Речи Посполитой, нас присоединили к Российской империи, то в 1795 году униатскую церковь перевели в православье —церковь стала уже православной. Тогда церковь была деревянная, крытая гонтом, обнесена деревянным забором, рядом стояла колокольня, и приход тут был под конец 18 века 612 человек.

Во время войны  1812 года население сильно сократилось. Рядом с Березиной, через которую переправлялся Наполеон, был сильный бой. Французы разбирали дома и строили мосты через Березину. Историки пишут, что поля вокруг деревни были «засеяны» людьми. Невозможно было даже найти человека, который бы помог похоронить погибших людей. Во время войны 1812 года церковь в Бытче была разграблена, но осталась стоять целой. В 1839 году в ней сделали капитальный ремонт, униатский иконостас заменили на православный. В 1862 году начали строить новую  каменную церковь, строительство которой завершилось в 1868 году и церковь освятили. Работала она недолго, где-то около 1870-х годах объявили, что церковь строили недоброкачественно, с плохого материала, по стенам пошли трещины, что церковь может развалиться — церковь была закрыта. Местный святой на свои собственные деньги на церковном дворике построил деревянную небольшую церковь Святого Николая.

В 1888 году ту каменную церковь разобрали и на ее месте снова начали строить новую церковь, но на это раз уже с качественного материала. В 1891 году церковь была построена и освящена в честь Святой Троицы.

Когда в деревню пришли большевики, то в 1922 году, они все ценности с двух церквей позабирали в поддержку голодающих Поволжья. Позже эти церкви закрыли. В Свято-Николаевской церкви они вскрыли и разворовали  гробы священников и богатых прихожан. Во время Второй мировой войны эта церковь была уничтожена. Свято-Троицкая церковь, каменная, она выстояла всю Вторую мировую, во время Второй мировой церквушка работала. После войны с церкви сделали кладовую и приказали сорвать с нее купала. Из местных жителей никто не взялся этого делать, тогда сюда прислали какого-то своего человека, настоящего атеиста. Он зацепил тросом купол и сорвал его трактором. Через некоторое время этого человека убила молния, и люди говорят, что случилось это на обычной автобусной остановке, на которой вокруг стояло много людей, а погиб от молнии только он. Люди сказали, что это кара Божья.

Храм Божий долгое время использовали для хранения зерна, атеисты его совсем закинули, повыбивали окна, двери. И только в 1992 году  прислали в деревню священника, здание церкви начали восстанавливать. И в 2004 году, после долгого перерыва в Свято-Троицкой церкви прошла первая Божья литургия.

В 1863 году царская власть на месте бывшего кладбища построили Бытчанскую школу, которая называлась министерское училище. Это была первая Бытчанская школа. В этой школе работал учителем Федоров Иван Михайлович, который позже стал знаменитым писателем Янком Мавром. Тут поставили памятный камень в знак того, что на этом месте была школа, в которой работал Янка Мавр. 

Янка Мавр с Якубом Колосом приняли участие в нелегальном съезде писателей и за это ему запретили учительскую деятельность и выгнали из школы. Янка Мавр считается основателем белорусской детской литературы.

Янка Мавр довольно часто бывал в деревне Бытча, потому что тут он встретил свою любовь, его женой стала дочка священника бытчанской церкви. Школу в деревне позже назвали в честь имени Янки Мавра. В школе был создан литературный музей Янки Мавра. Сегодня бытчанская школа закрыта, здание школы продали каким-то бизнесменам. Куда исчез литературный музей Янки Мавра, куда исчезли все экспонаты, у кого не спрашивали в деревне, ничего про этот музей не знают.

В отличие от своих друзей писателей, Янка Мавр начал писать довольно поздно, когда ему была почти 40 лет  и начал писать он не философские трактаты, а детскую литературу.

У Янки Мавра было прекрасное чувство юмора. Когда его арестовали после нелегального съезда учителей, то всем следователям он рассказывал, что учителя собрались исключительно для того, чтобы выпить по рюмочке. А в лесу, чтобы дети не видели. Могут же учителя хоть когда-нибудь спрятаться от детей и выпить по рюмочке кофе?  Когда исполнилось 20 лет литературной деятельности Янки Мавра, то он себе приобрел портфель, на котором написал: Янке Мавру на память за его бескорыстную  двадцатилетнюю литературную деятельность.

Люди в материале: Юрий Жигамонт
Loading...


Серебряный ангел в ТЦ, ЖКХ в здании бывшего госпиталя, 100-летняя школа раввинов. Путешествуем по Клецку



Современный и уютный Клецк. В программе «Центральный регион» рассказываем, чем привлекает туристов город на реке Лань.

Большинство объектов гражданской архитектуры – это заводы, жилые дома, больницы, школы. Сосредоточены учреждения, как это часто бывает, в центре района. Так что пробираться к ним через высокую траву точно не придется. Достаточно найти на карте ЖКХ, и вы узнаете, как выглядел госпиталь ХХ века. Так уж получилось, что в здании из красного кирпича в стиле модерн сейчас находится жилищно-коммунальная организация. 

Александр Мысло, заместитель директора Клецкого ЖКХ:
После госпиталя здесь разместилась средняя школа. После нее – военкомат. До конца 90-ых он тут существовал. Потом, после расширения, Клецкое ЖКХ.

9 лет назад при замене теплосетей возле здания строители сделали довольно жуткую находку. Обнаружили останки человеческих костей.

Александр Мысло:
После идентификации стало ясно, что это останки не Первой, и не Второй мировой войны, а времен крымских татар. Останки были перезахоронены в месте, где произошла битва с крымскими татарами.

Но несмотря на весьма непозитивное прошлое здания, нынешние его обитатели к строению относятся более, чем трепетно. Рассказать могут про каждую деталь интерьера.

Вероника Сайко, корреспондент: 
Напоминает, конечно, больничные коридоры.

Александр Мысло:
Да, бывает, сидишь в кабинете и представляешь, где какое отделение находилось. 

Вероника Сайко: 
А не страшно тут работать, зная, что здесь люди страшными болезнями болели, умирали… Захоронения еще эти.

Александр Мысло:
Если бы была возможность заглянуть в то время, то было бы интересно. Но за работой это все уходит на второй план. 

Если бывший госпиталь был отреставрирован и получил второй шанс на жизнь, то местной иешиве повезло меньше. Еврейская школа раввинов появилась в Клецке в 1929 году. Ее основатель Аарон Котлер в начале Великой Отечественной войны уехал из Клецка в Америку. И там стал одним из самых известных духовных лидеров.

После Второй мировой в Клецке осталось всего несколько евреев. Для сравнения: в конце XIX века они составляли 70 процентов населения. Здание школы тоже переживало не лучшие времена. Сначала там расположился центр культуры, потом – магазин. Но в 2014 году строение снова использовали по назначению.

Марина Бобко, директор музея истории Клетчины:
После долгого молчания, через 70 лет, в здании прошел урок Торы. Его провел последователь основателя школы – Аарона Котлера. Сюда съехались представители еврейской общины со всего мира. Надеемся, что самое светлое будущее у этого здания. Планируется реконструкция с последующим размещением здесь музея.

Вероника Сайко: 
Если обойти здание – можно обнаружить такую вот пристройку. Когда-то это была жилая квартира. Она появилась здесь после войны, когда такие строения не нужно было регистрировать. Люди здесь жили до 2018 года. Потом здание перешло на баланс местного музея. Людям предложили переехать в более комфортабельное жилье. Здание законсервировано. Висят замки, которые защищают его от вандалов. Нет ни одной маленькой щелочки, чтобы заглянуть внутрь. Окна располагаются высоко – так что обычные путешественники так и не узнают, что же там внутри.

Современный Клецк все также с радостью принимает гостей самого разного вероисповедания, растет и развивается. Сейчас здесь живет 12 000 человек. Вечерами гуляют по набережной среди деревянных скульптур, фотографируются на пешеходной улице и любуются фонтанами. По воскресеньям посещают храмы, водят детей в парки, иногда обсуждают слухи. В общем, живут тихой и размеренной жизнью. 

Марина Карпович, заместитель начальника отдела ЖКХ, архитектуры и строительства Клецкого райисполкома:
В 2019 году в городе Клецке реконструировали парк, была установлена спортивная площадка, танцплощадка. Построен сухой фонтан.

Игорь Давыдок, заместитель председателя Клецкого Райисполкома:
В этом году уже построен 18-квартирный дом. На следующий год мы планируем представить 40-квартирный и 60-квартирный дома.

Клецк небольшой, и его без труда можно обойти пешком. Маленькие улочки скрывают много интересного. Например, здесь, на улице Советской, прямо в стене торгового центра спрятался серебряный ангел. Такой же установлен в литовском Аникщяе. Это город-побратим Клецка.

А на улице Победы на фасаде здания можно увидеть маленькую девочку, вырезающую из бумаги год основания местечка.

Всего в Клецком районе 30 памятников архитектуры, занесенных в государственный реестр. Все они разбросаны по разным уголкам района. На то, чтобы объехать 11 объектов, нам понадобился целый день – не успели посмотреть разве что военные памятники и захоронения. Так что на поездку в Клецк стоит рассчитывать гораздо больше времени, чем сутки. И не стесняйтесь общаться с местными жителями. Многие из них знают факты, которые не найдешь ни в одном путеводителе.