Идентификация пользователей и другие поправки в закон о СМИ. Интервью с первым заместителем министра информации

02.12.2018 - 20:12

Новости Беларуси. 1 декабря вступили в силу поправки в закон «О средствах массовой информации». Пожалуй, самая обсуждаемая норма – идентификация пользователей интернет-ресурсов и форумов. На неделе был определен порядок прохождения этой самой идентификации, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Как будет происходить процесс идентификации комментаторов, и как изменят требования к главредам СМИ? Объясняет Павел Лёгкий

Процедура бесхитростная: хочешь написать комментарий, будь добр зарегистрируйся на сайте, оставь номер телефона, на который придет SMS с кодом подтверждения, который нужно ввести в обозначенное поле. Казалось бы: нет ничего более правильного и простого. Ответственность наряду с правами. Читая комментарии, которые до 1 декабря оставляли пользователи под новостями о введении идентификации, можно еще раз убедиться в правильности принятого решения.

Подробнее об этой и других поправках в закон о СМИ мы решили поговорить с первым заместителем министра информации Павлом Лёгким.

«Министерство будет стремиться к тому, чтобы не разбрасываться предупреждениями, а все же работать с людьми в профилактическом плане»

Юлия Огнева, СТВ:
Павел Николаевич, добрый вечер. Тема для разговора у нас серьезная: со вчерашнего дня вступили в силу поправки в закон о СМИ. И, наверное, самое главное, что вызвало такую бурю эмоций – это идентификация пользователей. Скажите, действительно ли это буря, или это нам как работникам средств массовой информации так кажется?

Павел Лёгкий, первый заместитель министра информации Беларуси:
Я думаю, что это в первую очередь коснулось, конечно, профессионального сообщества. Потому что общество – это большой слоеный пирог. Понятно, в нем есть множество социальных групп. Я не думаю, что подавляющее большинство белорусского общества озабочено этой тематикой. Тем не менее, достаточно значительная часть, значительная социальная группа отреагировала на это.

Юлия Огнева:
А как все-таки эта норма будет работать на практике?

Павел Лёгкий:
Я думаю, что тут каких-то великих революций, конечно, не произойдет. Потому что большинство наших интернет-ресурсов так или иначе используют идентификацию.

Для тех, кто выбрал SMS-идентификацию, все достаточно понятно и просто. В том случае, если выяснится, что человек использовал иную симку, или этого человека на самом деле не существует, в случае возникновения конфликтной ситуации мы как министерство отошлем требование владельцу интернет-ресурса, в котором будет содержаться настойчивое предложение прекратить пользовательское соглашение с данным клиентом. Собственно говоря и все.

Для тех, кто выберет иные формы идентификации (допустим, через социальные сети либо посредством электронной почты) немножко иная ситуация. Здесь, конечно, в первую очередь рассматривается ответственность самого владельца интернет-ресурса. К нему могут быть применены те нормы, которые изложены в законе о СМИ.

Но в любом случае министерство будет стремиться к тому, чтобы не разбрасываться налево-направо предупреждениями, а все же работать с людьми в профилактическом плане.

Павел Лёгкий: мы такую задачу перед собой не ставим – мониторить форумы на предмет нарушения законодательства

Юлия Огнева:
Правильно ли я понимаю: то есть никто специально не будет выискивать этих нарушителей? Будет работать, скажем так, заявительный принцип.

Павел Лёгкий:
Мы, во всяком случае, такую задачу перед собой не ставим – мониторить форумы на предмет нарушения законодательства. Но поверьте: сейчас сложилась такая ситуация в информационном пространстве, что нам вполне достаточно тех сигналов, которые поступают в том числе от наших граждан. Прежде всего, от наших граждан.

Юлия Огнева:
Давайте, наверное, уже отойдем от этого нововведения к другим. Телевидение. Безусловно, волнует вопрос национального телевизионного контента.

Павел Лёгкий:
Мы исходим из того, что нам надо активнее вкладываться в развитие собственного национального не только телеконтента. Собственно говоря, нашего информационного пространства, нашего контента. Безусловно, в первую очередь телевидения.

30 % – это норма, которая должна заработать для тех, кто уже работает на белорусском медиарынке. Но тот, кто захочет с завтрашнего дня прийти на наш рынок и работать здесь, как принято говорить, с изменением формы и содержания (то есть зарабатывать на рекламе, допустим, или создавать свое собственное СМИ), должен понимать, что уже практически с момента запуска он должен обеспечить эту норму.

Что такое «сетевой ресурс» и какие выгоды дает добровольная регистрация интернет-порталов

Юлия Огнева:
Еще одно нововведение – добровольная регистрация интернет-порталов. Скажите, зачем?

Павел Лёгкий:
Сетевых ресурсов, если быть точнее. Терминологически правильнее так.

Юлия Огнева:
Это уже после регистрации будет называться «сетевой ресурс»?

Павел Лёгкий:
Конечно. «На правах средства массовой информации» – что это дает? Собственно говоря, те, кто регистрируется как сетевое СМИ – это 40 базовых величин и пакет документов тот же, который существует для обычных печатных СМИ. Здесь все одинаково: и сроки рассмотрения, и пакет документов, и стоимость вхождения на рынок.

Эти СМИ, когда они станут средствами массовой информации, будут точно такими же СМИ, как печатные, электронные и так далее. То есть их журналисты смогут посещать мероприятия, получать аккредитацию. Те мероприятия, куда они не попадали раньше. Получать аккредитацию, допустим, для того, чтобы присутствовать на каких-то событиях в госорганах, на массовых мероприятиях к ним не будет возникать вопросов.

Юлия Огнева:
Уже есть первые зарегистрированные?

Павел Лёгкий:
Есть.

Юлия Огнева:
Много ли?

Павел Лёгкий:
Первые обращения есть. Я лучше назову этот ресурс тогда, когда он получит регистрацию. Но есть, конечно.

Было очень много звонков. Каждый день шли десятки звонков от интернет-ресурсов, которые пытались выяснить все нюансы.

Какие нововведения ждать от Мининформа в ближайшее время?

Юлия Огнева:
О нововведениях: чего нам еще ждать в ближайшее время?

Павел Лёгкий:
Хотите инсайд?

Юлия Огнева:
Да.

Павел Лёгкий:
Смотрите: у нас есть такой чудесный сектор, как OTT-сервисы, IPTV, спутниковое вещание (я имею в виду телевизионное в первую очередь, конечно, спутниковое вещание) – здесь нам надо поработать. Я имею в виду, прежде всего, выстраивание неких правил игры на этом рынке. Есть у нас сектор радиовещания. Здесь тоже есть определенные проблемы, здесь нам надо защищать национальный в первую очередь интерес.

Есть большие вопросы к функционированию рынка рекламы в информационной среде. Он должен быть прозрачным, справедливым. Это измерения, которые у нас ведутся. Это еще целый ряд вопросов, которые связаны с тем, чтобы здесь выстроить не просто цивилизованный, прозрачный и справедливый рынок, но и международнопризнаваемый рынок рекламы в информационном пространстве.

Люди в материале: Павел Легкий, Юлия Огнева
Loading...


Игорь Тур: мы столкнулись с тем, что когда рассказываем про беглых, они уже никому не интересны



Новости Беларуси. Почему работу журналистов сейчас рассматривают под мощной лупой? Как ориентироваться в информационном потоке и что нужно знать о работе журналиста? Об этом эксперты развернули жаркую дискуссию в ток-шоу «По существу».  

Кирилл Казаков, генеральный директор СТВ:  
Игорь, добавь субъективно. Потому что два апологета государственной журналистики на двух каналах – Тур и Азаренок, вечное сравнение. Как ты видишь свою позицию?  

Игорь Тур, политический обозреватель ЗАО «Второй национальный телеканал»:  
Я согласен с тем, что у нас идет война информационная, идет достаточно давно, гораздо больше года. Я говорю про информационную войну, потому что являюсь солдатом этой войны. Даже если исходить из временных отрезков – полтора-два года – очевидно, что война меняется. Возможно, некоторые орудия войны, которые прекрасно работали в августе-сентябре 2020 года, сейчас работают не так хорошо, а, возможно, даже во вред тем, кто эти орудия использует.  

Кирилл Казаков:  
Судя по рейтингам, Гришина рубрика стабильна.  

Игорь Тур:  
Я, скорее, даже не о Грише, а о себе в первую очередь. Когда-то мы столкнулись с тем, что когда мы рассказываем про беглых, они уже настолько никому не интересны, что их появление на телеканале ОНТ им больше дает рекламу, чем негатива.  

Григорий Азаренок, политический обозреватель ЗАО «Столичное телевидение»:  
Да, они потом бегут к своим кураторам: «Нас мочат!»  

Игорь Тур:  
Соответственно, мы приняли решение от этого избавиться, потому что он уже работает с очень низким КПД. Важно, чтобы в любой войне мы свои орудия пересматривали где-то и использовали максимально эффективно. Как они на все это реагируют – в этом с каждым месяцем становится все меньше смысла, потому что какая разница, как на все это реагируют беглые, если они в гораздо меньше степени влияют на те процессы, на которые влияли сильно год назад.  

Николай Щекин, политолог, кандидат философских наук:  
Надо отметить одну простую вещь. Если раньше били по хвостам, то все вы сделали очень важное дело. Вы уже играете на опережение. Вы правы в чем? Даже беглые – им ответить нечем, вы заполнили эту нишу, пусть агрессивно.  

Григорий Азаренок:  
Позвольте, напомню. Когда-то там в начале весны – в конце зимы рисовали комиксы: выключи телевизор, не читай Муковозчика, не смотри Тура, залезь под одеяло и читай NEXTA. И потом они констатировали, что это провалилось, что все равно они обсуждают то, что мы сказали, что мы написали, что сказал, самое главное, наш Президент, потому что он главный человек, формирующий нашу линию.  

Николай Щекин:  
Игорь прав, со временем наша методика будет меняться, она будет становиться где-то филигранной. Но нет гарантий, что опять что-то не произойдет.  

Читайте также:  

Григорий Азаренок: нет никакой журналистики, не существует журналистской этики, есть солдаты информационной войны  

Вадим Гигин: предприняты действия по прекращению работы бывших СМИ, которые перестали выполнять свою функцию  

«Мы не хотим разглашать эту информацию». Андрей Кривошеев раскрыл подробности скандала с «КП»