Историк Андрей Линевич о личности Ленина и о том, как развивать туризм на советском культурном наследии

09.11.2014 - 23:57

Новости Беларуси. Программа «Неделя» вместе с историком Андреем Линевичем в красный день календаря прогулялась к некоторым памятникам Ленину в Минске, чтобы поговорить о том, сколько их всего на территории Беларуси, чем они примечательны и что олицетворяет образ вождя октябрьской революции сегодня.

Андрей, ну вот сегодня что ли оранжевая революция начинается: жди сноса памятников Ленину. Почему Ленину? Ведь он считается одним из самых величайших революционеров планеты.

Андрей Линевич, историк, научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь:

Я думаю, что здесь не обойтись без исторических парадоксов. Хотя мы знаем, и слово «революция» присутствует практически в каждых крупных мировых событиях. Но, тем не менее, с Лениным скорее связывают те события 17-го года, которые затронули практически вот конкретную историю страны. Российской империи, а затем и только новосозданные, независимые республики. Ленин во многом воспринимается как символ эпохи, эпохи 17-го года, эпохи последующей, то есть всей советской власти. Поэтому не исключено, что именно у нас, в странах бывших союзных республик, отношение к Ленину немножко иное, чем в мировой истории.

То есть очень глубокий символизм есть в Ленине, да? Он олицетворяет очень много?

Андрей Линевич:

Да, действительно. Но надо не забывать, что любое событие имеет двойную сторону. К примеру, события 17-го года положили начало окончанию Первой мировой войны. События 17-го года позволили многим сегодня независимым республикам обрести самостоятельность. И это результат 17-го года. Когда мы даем оценку тех или иных вещей, нельзя принимать тут или иную субъективную сторону, надо смотреть на историю боле широко и анализировать все факты.

Беларусь часто называют одной из стран, где сосредоточено больше всего памятников Ленину. Если не ошибаюсь, там счет идет на полтысячи. Пятьсот, да?

Андрей Линевич:
Практически любой населенный пункт, любой райцентр, даже небольшие деревни имели свой либо памятник, либо бюст Ленину.

А насколько это верно? Ведь Ленин никогда не был в Беларуси?

Андрей Линевич:

Да, есть такой факт. Ленин никогда не был на территории Беларуси, лишь возможно проездом. Тем не менее, этот символ эпохи был где-то воспринят руководством, местными идеологами, поэтому каждый населенный пункт у нас имеет памятник до сих пор. То есть в Беларуси не было таких массовых сносов памятников Ленину. Более того, следует отметить, что многие из них включены в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как наиболее охраняемые государством объекты и памятники истории.

Памятник, который мы видим на Площади Независимости, в нем есть какие-нибудь особенности? Может быть, он самый большой на постсоветском пространстве?

Андрей Линевич:

Возможно. В свое время он был самым высоким и во всем Советском Союзе. Следует отметить, что этот памятник не только несет в себе символизм эпохи, как самой личности Ленина, но на памятнике отражена также часть истории. К примеру, если мы присмотримся на постамент, на котором возвышается Владимир Ильич, мы увидим некоторые вехи из истории. Это революционные события 17-го года, а также мы видим индустриализацию и коллективизацию, то есть, как некоторые считают, экономический подъем страны.

Говорят, что в Беларуси установлен первый памятник Ленину и последний памятник Ленину. Это так?

Андрей Линевич:

Да, действительно. Имеются такие факты. Что первый памятник был установлен в Краснополье в 1922 году. Но деревянный. Кстати, право первого памятника оспаривают Поставы. Фактически это был последний памятник в советском государстве, так как после событий 91-го года, 90-х такое государство исчезло. Поэтому Беларусь имеет такую отличительную черту, последнего памятника Владимиру Ильичу Ленину. Кстати, на одной из станций минского метро находится не совсем обычный памятник Ленину.

Чем он необычен?

Андрей Линевич:
Тем, что имеет неклассический вид. Обратите внимание, данный памятник не совсем обычен и выполнен не по стандартным канонам. Мы привыкли видеть памятник Ленину либо в полный рост, либо же бюст. А здесь мы видим просто голову, окруженную либо языками революционного пламени, либо красного флага.

Я точно знаю, что в народе этот памятник прозвали «Ленин с ушами». Кстати, обратите внимание, нос у него потерт. Наверное, при Советском Союзе за это дали бы по рукам, но сегодня люди наверняка трутся о его нос, на счастье. Есть такая примета. В этом есть какой-то символизм?

Андрей Линевич:

На мой взгляд, здесь можно уже судить об этом памятнике ни как о символе эпохи, а в первую очередь как о туристическом объекте. И можно его рассматривать, как вполне полновесный памятник туризма.

Андрей, а ведь в советское время образ, он практически присутствовал с юношества в жизни советского человека. С юности, с ранней. Помните, «звезда октябренка»? Молодой Владимир Ульянов, еще не Ленин, ну вот как этот памятник, пионер. Там на значке уже образ Ленина зрелый, соответственно комсомол тоже, да? Ну понятно, что в жизни советского юношества Ленин присутствовал так очень жирно, объемно. Сегодня, какие кумиры у белоруской молодежи? Вряд ли это Ленин, наверное.

Андрей Линевич:
Да, действительно. Следует отметить, что, где-то даже, к сожалению, сегодня не берут в кумиры какие-то исторические личности. В первую очередь, кумирами для современной молодежи становятся киногерои, герои кинолент, реже, наверное, литературы. А также герои, вплоть до компьютерных игр.

Обратите внимание, эту фигуру молодого Ульянова-Ленина значительно уже потрепало время. Краска кое-где отслаивается.

Андрей Линевич:
Да, действительно. Возможно, с ней уходит и эпоха. Самый старый памятник Ленину в городе Минске находится на территории третьей клинической больницы.

Ну кстати, с ним же связана интересная история.

Андрей Линевич:
Действительно. Дело в том, что в самом начале Великой Отечественной памятник спрятал один из сотрудников больницы. И затем он был найден после окончания войны и установлен на том же месте. Что интересно, этот памятник датируется 1936 годом и в отличие от того памятника, который находится на площади Независимости, это оригинал.

Ну да, который мы все знаем, большой Ленин на площади Независимости, это копия. А это действительно оригинал. Самый старейший памятник Ленину в городе Минске.

Андрей Линевич:
Да.

Кстати, обратите внимание, он находится во дворике городской больницы. Покрашен в серебристый цвет. А серебро...

Андрей Линевич:

это символ здоровья! Исцеляющий!

Да, исцеляющий металл!  

Андрей Линевич:

Поэтому в этом тоже можно видеть некий символизм.

Серебряный Ленин здесь. Но есть в Минске, если можно так выразиться, золотой Ленин. Вот я бы, конечно, этот памятник Ленину на кондитерской фабрике, назвал бы немножко гламурным. Он покрашен в золотой цвет. Но покрашен он в золотой цвет, наверное, лет двадцать. Скажите, а вот мы, с исторического наследия, советского наследия, можем получить какую-то пользу, какую-то прибыль? Скажем так, в туристической сфере, где-то еще?

Андрей Линевич:

Я думаю, что такой вариант возможен. Дело в том, что в Беларуси, действительно, огромное количество объектов и памятников, связанных с исторической советской эпохой. Для нас может быть примером та же Прибалтика. В Литве создан парк Грутас, где  памятники Ленину, бюсты Ленину не были разбросаны по всей стране, а собраны в одном месте, где может любой турист, иностранец, ознакомиться с этим объектом. Или пример Риги, где создан музей Ленина, где мы также видим советскую атрибутику, которая сегодня используется именно как туристический объект.

С другой стороны, я знаю, что в тех же странах Прибалтики советская символика, она что ли, можно сказать, под запретом кое-где. И не секрет, что есть даже марши ветеранов СС. Советская символика приравнивается в этом смысле к фашистской. Как быть в такой ситуации?

Андрей Линевич:

В такой ситуации говорить довольно сложно. Тут уже затрагиваются политические коллизии. А мы должны иметь ввиду, что к любому историческому факту, к любому историческому событию нельзя подходить односторонне или однобоко. К примеру, та же фигура Владимира Ильича Ленина для многих является положительным образом, для кого-то – отрицательным. Поэтому к любому событию мы должны подходить более широким взглядом и оценивать его с разных позиций.

Вообще, идея, конечно, интересная, когда на основании какого-то исторического наследия, пускай, на основе памятников Ленина, государство могло бы заработать какую-то копеечку.

Андрей Линевич:

И тем более, судя по памятнику, даже золотую.

Было бы неплохо.

Люди в материале: Андрей Линевич
Loading...


Закулисный процесс модернизации. Рассказываем важные особенности реконструкции площади Победы в Минске



Новости Беларуси. Сейчас династия Леля занята на одном из самых знаковых объектов страны – они восстанавливают трехметровое изображение ордена «Победы» на нашей знаменитой одноименной площади, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

Юлия Огнева, СТВ:
Иногда мне жаль, что не я – счастливый продолжатель семейного подряда. Это такая прямо мечта – династия. Но, как знать, может быть, она начнется с меня. Как вряд ли знал наверняка реставратор Николай Леля-старший, что его дело продолжат сын и племянник.

Памятник с ритуальной площадкой и Вечным огнем был построен в 1954-м. Первый раз площадь и монумент обновляли через 30 лет после открытия, второй – вот сейчас. Завершат реконструкцию к 9 мая 2020 года – к 75-летию Великой Победы.

Ну а пока работы идут полным ходом. И вот на этом самом полном ходу в реставрационный процесс внедрилась съемочная группа СТВ. Нашему оператору Дмитрию Травину позволили взобраться прямо к трехметровому ордену Победы, ну а специально для Анастасии Дехтяр сняли с сигнализации витрину в музее Великой Отечественной войны, где хранится реплика награды. И это далеко не все опорные точки сюжета. 

На прямолинейном проспекте Независимости мирного Минска – легендарный круг, площадь и возвышающийся обелиск как символ, напоминание, что на историческом пути Победа – догма, через которую нельзя напрямки. В объезд и обязательно с осознанием, что это не памятный след прошлого, а каменный остров, возведенный 65 лет назад из слез, горя, крови и невероятного примера ярой борьбы за справедливость и собственную свободу. Площадь Победы – без пафоса – сердце столицы. Пришло время поддержать его здоровье .

За ширмой, на которой написано «реконструкция», скрыт процесс глобальной модернизации. Сам монумент окутан строительными лесами.

Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Сюда уж точно не ступала нога ни одной съемочной группы. Нам удалось пройти наверх, на ту самую 40-метровую высоту, где сияет звезда ордена «Победа».

Ну а пока – предыстория. Восстал из пепла разрушенный послевоенный Минск. Камни собраны, время облачать память в новые и вечные архитектурные формы. 50-й год.

Кстати, вот так круглая площадь выглядела тогда. Объявлен конкурс на создание памятника воинам и партизанам. Состязались более 70 авторов! Победили минские архитекторы Георгий Заборский и Владимир Король.

«Как – остается только догадываться»: малоизвестные факты о создании монумента Победы в Минске

Их проект сперва предполагал 48-метровую стелу. Но сроки поджимали, хотелось успеть к первому юбилею – 10-летию освобождения Минска, потому монумент получился ниже на 10 метров. Здесь каждый штрих – символ.

На четырех постаментах замерли в бронзовых горельефах эпизоды, на которых в миниатюре оплавленная войной Беларусь. 51 бессмертно забронзовелый образ: командиры, солдаты, партизаны, мирные люди – дети и женщины. Опоясывают обелиск четыре венка – по количеству фронтов, освобождавших Беларусь.

Монументальный ансамбль за шесть с половиной десятилетий переживал три реконструкции. В 1984-м, когда в Минске открывали метро, круглая площадь стала овальной, тогда же появился и подземный мемориальный зал. Реставрировали памятник и в 2004-м. В этот раз памятник переживает самый масштабный апгрейд за всю историю.

Гранитный ствол стелы рассматриваем вблизи: сколы, трещины, расхождение швов. Находясь у подножья, вряд ли рассмотришь такие раны.

Валерий Дудко художник-скульптор, реставратор ОАО «Белреставрации»:
Вода камень точит. И мы видим, какие процессы прошли в этот исторический период. Видим, как разошлись швы, как вода повредила блоки. Некоторые раздробились на кусочки, но основные монолиты целы. С профессиональной точки зрения реставратор выступает как хирург. Все необходимые моменты соблюдем, выдержим. Подберем необходимые материалы.

Когда создавался памятник, гранит привозили из Днепропетровска и Житомира. Сейчас планируют подобрать латки из белорусского микашевичского камня.

Вертикальный подъем по лесам, и мы на пике. Дотронуться до звезды – шанс явно не для каждого. Хотя если бы близнец ордена «Победы» появился, скажем, в мемориальном зале, на одну популярную достопримечательность в Минске стало бы больше. Звезда не потухла, а просто временно ушла с мирного небосклона. Под шатром реставраторы устроили настоящий косметический салон.

Трехметрвое изображение ордена «Победы». Венец монумента выполнен из бронзы и ломоносовской смальты. Операция-реставрация звезды происходит на месте. Мозаика очищается и обрабатывается, подбираются изношенные элементы. Буквально через неделю у бригады наступит золотое время.

Николай Леля, бригадир, художник-реставратор ОАО «Белреставрация»:
Сложность в том, что это очень большая высота, ответственность, что значимость объекта – сохранение историко-культурного наследия. У нас идет большая война с ветром. Когда будет наноситься золото, ветра не должно быть.

Для Николая Николаевича это уже вторая реконструкция звезды. Уникальное ремесло позолотчика бригадир перенял у своего отца – известного реставратора Николая Кузьмича Леля. В семейном архиве сохранились кадры тридцатилетней давности: мастера впервые прикасаются к архитектурной реликвии.

На том же месте, но уже в другой компании. Эксклюзивное мастерство стало действительно семейной ценностью. Профессиональные секреты передаются от поколения к поколению. Теперь наверху трудится настоящий семейный подряд. Сын Николая Николаевича и племянник – тоже реставраторы-позолотчики.

Для придания драгоценного лоска звезде в этот раз уйдет 44 грамма золота. Дорогого стоит во всех смыслах и настоящий орден Победы. Хоть на производство высшей военной награды СССР ушло всего 2 грамма золота, зато материальная ценность роскоши в другом.

Татьяна Политыко, заместитель начальника научно-просветительского отдела музея Великой Отечественной войны:
На каждый орден выделялось 80 мелких-мелких бриллиантов, хотя использовались только 74. Тогда это называлось «с учетом порчи». Награждений было 20. Но одно недействительно на сегодняшний день, потому что последний орден в 1978 году был вручен Брежневу. Когда пришел к власти Горбачев, этот орден был аннулирован.

Единственный белорус-кавалер ордена Победы – генерал Алексей Антонов. Родился знаменитый военачальник в Гродно. Сейчас его именем названы в родном городе улица и школа.

Алла Северинова, руководитель Музея Великой Отечественной войны СШ № 11 имени генерала армии А. И. Антонова:
За годы Великой Отечественной войны он разработал более 20 операций. Был единственным генералом армии, который был награжден орденом Победы.

Дар стратега Антонова раскрылся и во время подготовки к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Багартион» стала верхом полководческого искусства нашего земляка. С формулировкой: «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов» в июне 1945-го орден Победы и засиял на торжественном кителе Антонова.

Ради того, чтобы взглянуть на орден вблизи, нас специально впустили в Музей Великой Отечественной раньше посетителей и сняли с витрины сигнализацию.

Анастасия Дехтяр:
Производство оригинала оценивалось в 250 тысяч долларов. Но это лишь, как модно сейчас гворить, реплика. Настоящего ордена Победы в Беларуси нет. Хотя нет, есть – в сердце Минска.

Оригиналы ордена советских военачальников после смерти обладателей возвращались государству. Сейчас они в запасниках музеев Московского Кремля и Вооруженных Сил, и лишь копии наград выставлены на обозрение. Еще бы: на черном рынке реликвия оценивается в 10 миллионов долларов (редкость и драгоценность играют свою роль). Такая слава и криминальная история бросили тень и на звезду минской площади Победы. По слухам, во время реконструкции в 2004-м злоумышленники ночью забрались по строительным лесам и похитили два максибриллианта. Вот только вряд ли от этого они смогли обогатится…

Имитация бриллиантов – всего таких около 200 – единственные элементы звезды, которые обновляют в мастерских. Алмазы были сделаны по спецзаказу на стеклозаводе «Неман». Годы им нипочем, а вот время оставляет налет.

Николай Белаец на стройплощадке буквально на разрыв. То, что он руководит здесь всеми процессами, выдает стопка чертежей и документов под мышкой. За 20 лет, что в профессии, это, пожалуй, самый сложный объект: историческая ценность связана с динамикой современности, да и моральная ответственность высока.

Николай Белаец, начальник участка СУ-19:
Все вскрывается и принимается решение. Сложность в том, что делать нужно очень быстро. Площадь Победы  символ для всей Беларуси, и надо сделать хорошо, чтобы осталось на долгие-долгие годы.

Капитальная реконструкция площади – за этим скрывается работа, которую вряд ли смогут оценить обыватели, ведь облик исторический центр не поменяет. Разве что в заснеженную зиму электроподогрев гранитной площадки растопит осадки и продлит срок эксплуатации покрытия. Новое освещение, чугунная чаша для вечного огня, в нижнем зале появится панно с мультимедийными экранами. Такой ненавязчивый микс прошлого и настоящего. А как иначе? Именно так память живет.