Когда в управляющей компании «Великого камня» появится немецкая корпорация и как парк повлияет на экологию? Интервью с Николаем Снопковым

15.04.2018 - 20:02

Новости Беларуси. Эксклюзив – слово волшебное для любого журналиста. Каждый из нас дорого отдаст, чтобы первым сообщить новость, раньше других взять интервью у спикера, отвечающего за развитие того или иного направления, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

На неделе хороший повод обратиться к vip-персоне дал китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» – пару дней назад там зарегистрировано два новых резидента. О жемчужине экономического пояса Шелкового пути в эксклюзивном интервью заместителя главы Администрации Президента Николая Снопкова.

Николай Геннадьевич, с момента установления дипломатических отношений Беларуси и Китая – с 1992 года – прошло чуть больше 25 лет. Для истории это срок совсем небольшой, но за это время двум странам удалось выйти на особый уровень – доверительного, всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Мы вместе строим индустриальный парк «Великий камень», на территории которого мы сейчас находимся. Скажите, можно ли в нескольких словах обозначить нынешний этап развития парка?

Николай Снопков, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь:
Прежде всего то, что касается «чуть более 25 лет». Человеческая жизнь сама по себе короткая. Важно то, что мы оставим здесь после себя. Мне кажется, парк – это один, подчеркну, один из элементов всестороннего стратегического сотрудничества с Китаем, который мы оставим будущим поколениям.

Сегодняшнее его развитие, наверное, можно назвать «почти началом бурного развития». 354 гектара, первая зона освоения – это чуть меньше 20 % от того, что реально будет использовано резидентами. Президент дал четкий импульс, четкое поручение вместе с товарищем Си о том, что здесь должны быть предприятия, которые будут формировать экономику будущего.

Больше трех десятков резидентов, но строиться пока начали далеко не все. Скажите, не беспокоит вас эта ситуация: на бумаге резидент есть, а на самом деле строительство еще не началось?

Николай Снопков:
Беспокоит. Поэтому на совете акционеров, который состоялся в марте, мы для себя определили четкий алгоритм действий. То есть у них есть определенный временной регламент, когда они просто должны начать строиться, и тогда, когда они должны уже запустить производство на полную мощность. Если это выполняться будет, они резидентами останутся. Если нет, значит, они просто не будут занимать землю. Потому что на данный момент спрос высокий. По нашей информации – мы сделали такой соцопрос, срез – все собираются строить. И я думаю, что уже в этом году (по крайней мере, мы ставим задачу) 10 резидентов должны построиться, а 25 – начать строительство.

Экологические организации и некоторые активисты говорят о том, что практически в непосредственной близости к Минску будет построено достаточно много промышленных предприятий, которые могут повлиять на состояние окружающей среды. Скажите, действительно ли так страшен волк, как его малюют?

Николай Снопков:
Прекрасный вопрос. Дело в том, что согласно идеологии, которую вложил Президент нашей страны в этот парк, это не только комфортное место для организации производства. Мы это стараемся реализовать как комфортное современное экологически чистое место жизни.

Поэтому в конце прошлого года парк с учетом той инфраструктуры, которая у него есть, и тех подходов, которые реализуются в рамках проектирования и строительства, получил европейский сертификат менеджмента экологического качества. Он будет каждые полгода перепроверяться и подтверждаться. На данный момент это по большому счету единственное место на постсоветском пространстве, где есть такой сертификат. Поэтому экология – базовый вопрос. Нам не нужно производство, которое будет загрязнять природу нашей красивой Беларуси.

Еще в конце 2017 года было анонсировано, что в состав управляющей компании должна войти немецкая корпорация «Дуйсбургер». Фактически получается, что управляющая компания уже будет китайско-белорусско-немецкой. Скажите, когда ожидается подписание документа, и означает ли это подписание новый этап в развитии парка?

Николай Снопков:
Документы ожидают подписания, и будет проведена транзакция по покупке акций, я думаю, в середине мая. Совет директоров состоялся, эта сделка была одобрена еще раз. Является ли она для Беларуси и парка важной? Я считаю, что она является эпохальной. Напомню еще раз о том, что сказал товарищ Си Цзиньпин о том, что это – жемчужина Пояса и пути. Нам нужно, как бы ни было сложно в условиях конкуренции, реализовать этот тезис.

Здесь ситуация и логика простая. Точка первая – это Урумчи, Синьцзян-Уйгурский автономный регион Китая, который позиционируется как логистический хаб на Шелковом пути. Конечная точка – Дуйспорт. Две трети контейнерных поездов из Китая останавливаются в Дуйспорте. Между ними парк. Логично, что и китайцы, и немцы участвуют в проекте. Это говорит о том, что они будут просто заинтересованы грузы перенаправлять через парк.

Когда только начиналось строительство парка «Великий камень», в бытность вашу министром экономики, в кулуарах вами была произнесена фраза о том, что если мы построим этот парк, реализуем этот проект, это будет главным итогом вашей трудовой деятельности. Вы до сих пор так считаете?

Николай Снопков:
Я даже не ожидал, что у меня может быть в жизни такой итог трудовой деятельности. На самом деле начиналось всё не со строительства, а со сложных, нудных, долгих переговоров. Тысячи страниц текста, переведенного с белорусского на китайский, с китайского – на русский и наоборот, потому что официальные документы должны были в том числе и на белорусском делать. И команда Министерства экономики, конечно, сработала здорово. Опять же, благодаря Президенту – я не могу не сказать об этом. Потому что Президент сказал, что мы создадим площадку, куда придут компании работать. Но площадку создать за бюджет сложно. Поэтому такая бизнес-модель, которая получилась на примере Сучжоуского парка, оказалась оптимальной и, как видите, себя оправдывает.

Дай Бог, чтобы всё получилось так, как хотим. Мы видим уже, что это получится, даже, наверное, еще в нашей жизни. Конечно, это главное.

Люди в материале: Николай Снопков, Юлия Огнева


Бурёнка в кимоно с орнаментом на упаковке: какую продукцию представит Беларусь на выставке в китайском Чэнду



Новости Беларуси. Глобальный маркетинг. В китайском Чэнду готовится к открытию белорусский национальный павильон. Почти 1500 кв. м. для презентации нашей продукции и поиска партнеров, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Это буквально масштабный проект и первая подобная белорусско-китайская платформа. Ее открытие состоится через несколько месяцев. Таким образом планируют развивать сотрудничество в аграрной и пищевой отраслях, в сфере инвестиций, культуры, образования, туризма. В целом возможности для взаимодействия не ограничены.

Подробности у корреспондента Александра Добрияна.

Почти 1500 кв. м. Белорусский национальный павильон в Чэнду – глобальная презентационная площадка для продвижения отечественных товаров на китайский рынок. Выглядеть будет соответственно масштабу задумки: архитектуру стилизовали под Мирский замок. Узнаваемый бренд – именно с него китайский бизнес решил начинать знакомство своего потребителя со всем белорусским. 

Чжан И, директор белорусского национального павильона в Чэнду (Китай):
Белорусский национальный павильон появляется в Китае впервые. Он будет находиться в зоне свободной торговли «Тимбандян» города Чэнду, в железнодорожном порту. Это огромный логистический центр. На данный момент там уже действуют павильоны других стран.

Сейчас мы работаем с белорусскими предприятиями, министерствами, определяем, кто будет работать на нашей площадке.

Открытие павильона состоится в ноябре. Одна из планируемых фишек – прибытие к сроку «мясного поезда» из Беларуси. 40 контейнеров, свыше тысячи тонн говядины. И это лишь одна поставка. Аппетиты китайского рынка рисуют большие перспективы. Но всему свое время: пока поставлять ту же говядину на крупнейший рынок планеты могут только два белорусских производителя.

Жанна Заморская, начальник управления мясо-молочной компании:
Конъюнктура рынка по уровню цен в настоящее время очень интересная для мясоперерабатывающих предприятий. Ну и объем рынка КНР тоже для нас очень интересен. Мы ждем ветеринарные службы, готовы показывать свои производства, чтобы потом поставлять свою продукцию. Это мясо говядины. И сегодня на встрече мы также предложили тушеное мясо в консервах. Услышали, что данной компании также интересна и эта позиция. Поэтому все теперь зависит от ветеринарных служб Китайской Народной Республики.

Пока производители мясной продукции только раскачиваются, белорусские «молочные поезда» стали регулярным рейсом с конечной станцией в Китае.

Александр Добриян, корреспондент:
Рекламный буклет на китайском языке – норма сегодняшнего дня для большинства белорусских производителей молока. Только из Гомеля ежемесячно в Поднебесную отправляют до 500 тонн молочных продуктов. Интересно, что китайский потребитель узнает наше молоко по кириллице и по буренке в кимоно, стилизованном под белорусскую вышиванку. Заказчик не пожелал видеть на упаковке ни одного иероглифа.

Белорусская вышиванка – как знак качества. Маркетинговый ход, который работает.

Марина Аскерко, начальник отдела продаж молочного предприятия:
На данный момент мы видим только плюсы ввиду того, что хороший спрос, большие объемы. На сегодняшний день мы поставили продукции в Китай на 1 миллион 700 тысяч долларов. Это в семь раз больше, чем за такой же период прошлого года.

Одна из задач белорусского павильона в Чэнду – выработка товарных предложений специально под рынок Китая. Цель – найти белорусские продукты на китайский вкус и санитарные нормы. Согласно планам за три года товарооборот площадки должен достичь 60 миллионов долларов.