«От простого – к сложному»: как будут развивать белорусскую систему образования. Большое совещание у Президента

01.02.2019 - 22:00

Новости Беларуси. Обновление школьных и вузовских программ, повышение престижа профессии учителя, новые учебники, ну и, конечно, современные цифровые технологии в обучении, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать ее просто необходимо – такова позиция Александра Лукашенко. О проблемах отечественной средней и высшей школы 1 февраля говорили на встрече у Президента.

Использовать опыт предыдущих поколений, брать все лучшее и соединять с современными наработками и техническими возможностями сегодняшнего дня. Казалось бы, формула успеха системы образования давно выведена. Остается только взять нужный темп, чтобы не отстать от прогресса.

Александр Лукашенко: «Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера»

Современная школа должна не только и не столько давать знания, а «учить учиться». Чтобы не натаскивать, а обучать, нужны понятные и интересные программы. Под новые учебные планы нужно подгонять и учебники. Часто «умные» книги просто не по зубам школярам.

Простых объяснений минимум, а вот научных терминов – не счесть. Буквально продираться сквозь тернии непонятных слов приходится и малышам. А ведь именно первые учебники должны открыть в ребенке желание учиться и думать. А если он сразу воспримет науку сложной и неинтересной, о каком желании познавать может идти речь?

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Я отношусь к учебнику как к иконе, даже в современной жизни, когда книжка не стала насущной для людей. Интернет и прочее. Одно другого, правда, не исключает, но для меня книга как была иконой, так и осталась. А учебник – на порядок выше, чем обычная книга, даже самая ценная книга.

И нам с этих позиций надо было прежде всего подойти к учебникам. И прежде всего – в общеобразовательных школах. То же касается и вузов. Но с вузом проще: студент должен сам уметь искать эти знания, начиная от учебников, и заканчивая интернетом, какими-то монографиями, научными работами и так далее. Но все равно учебник – это книга, на основании которой студент ориентируется в материале.

Разработка понятных, нескучных, красочных учебников с учетом прогресса ведется. За последние три года в портфелях школьников появилось почти полторы сотни новых учебных пособий. К 1 сентября это число увеличится еще на 73 издания.

Людмила Романовская, заместитель директора Национального института образования по методической работе:
Они яркие, в них очень интересные иллюстрации. Кроме этого, ученик может оживить лабораторный опыт, используя смартфон или планшет.

Так в Национальном институте образования презентуют новые учебники для 8 класса. Они только разместились в школьных портфелях. С учебником по искусству можно и вовсе совершить виртуальную экскурсию по Версалю. Это то, что уже можно попробовать в действии. Рассмаковать новые учебники школьники 9, 10 и 11 классов тоже смогут уже 1 сентября. В них, уверяют разработчики, нашли идеальную формулу – сочетание научности, доступности, занимательности и привлекательности в виде богатого иллюстрированного материала.

Людмила Романовская:
Одним из основных критериев для нас является доступность изложения материала. Вплоть до того, что, чтобы этот критерий был соблюден, мы требуем от авторов выдерживать строго нормативное, например, количество слов в предложении. В соответствии с возрастом – от восьми для начальной школы до 16 в старших классах. Не использовать больше максимально допустимого количества новых смысловых единиц в тексте. Предлагать ребятам минимально необходимый для освоения содержания в соответствии с программой материал.

Это раньше в школе учили «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». Сегодня программы перегружены. И речь не про вес портфеля на плечах, а про груз знаний. Чтобы чадо успевало в учебе, родители буквально с первого класса вынуждены вместе с ребенком делать домашние задания. Конечно, основные понятия и умения должны закладываться в классе. Но стоит ли всех без исключения нацеливать на решение «задач со звездочкой»?

Больше подробностей в видеоматериале корреспондента Юлии Бешановой.

Люди в материале: Александр Лукашенко
Loading...


Чего не хватает белорусским студентам? Мнение директора белорусского предприятия



Новости Беларуси. Гость программы «В людях» – Андрей Тимошкин, директор ОАО «Завод Минскагропроммаш».

Ольга Коршун, ведущая:
Молодые специалисты к вам приходят?

Андрей Тимошкин, директор ОАО «Завод Минскагропроммаш»:
Приходят и работают успешно, тоже обучаясь нашей специфике, работе.

Ольга Коршун:
Как оцениваете уровень студентов выпускников наших вузов?

Андрей Тимошкин:
Для меня это больная тема. У меня сын учится на четвертом курсе БНТУ. Уровень наших студентов очень хороший, молодые люди наши молодцы. Единственный момент – за плечами гаджетов они не успевают иметь точку приложения. Им очень мало дают практики. Это проблема особенно есть первые полгода. Идешь и показываешь. Знающий человек, умеющий проектировать, работает прекрасно за компьютером, но железяку не видел.

Ольга Коршун:
Вы не хотите какую-то программу придумать? Заключить какие-то отношения с вузами, чтобы к вам на практику приходили?

Андрей Тимошкин:
Никаких проблем. У меня даже школьники приходят на экскурсии, мы водим эти экскурсии. У нас есть подшефная школа № 213, школьники приходили неоднократно на экскурсию на наше предприятие. Мы показывали тот технологический процесс, который у нас есть. Детям было очень интересно. Я считаю, это им даст подспорье в будущей жизни, они понимают для чего, что и как. Чтобы забить гвоздь, надо взять гвоздь, молоток и стучать.

Ольга Коршун:
Так вы им должны дать гвоздь и молоток.

Андрей Тимошкин:
Правильно. Для этого должны прийти ко мне педагоги, которые их обучают. И они должны понять, что не только в лабораториях при вузах возможно обучение какому-то единому циклу, потому что сам цикл обучения узок. Конечно, надо дать азы, показать все, что дети могут именно в тех условиях. Но их надо и отправить на более длительную практику, месяца мало, чтобы они освоили сам процесс. Если инженер-сварщик не умеет варить, я директор – умею, я это освоил. Он должен научиться самому главному в этом, он должен понять, что такое аппарат, сопрягающиеся поверхности, как идет процесс, что для этого нужно. Тогда он достойно будет осуществлять и инженерные знания, и надзор за этим действом, и спокойно обучит специалиста, который будет это делать.

Ольга Коршун:
То есть не хватает только практики нашим студентам.

Андрей Тимошкин:
Только практики, а так умницы, очень хорошие люди, преподаватели. Сколько сталкиваюсь в жизни, бесконечно рад тому, что мы сохранили эту школу.

Ольга Коршун:
Что вы скажете насчет того, что не хватает на рынке рабочих специальностей? Вы с этим сталкиваетесь?

Андрей Тимошкин:
В этом есть небольшая, а может, уже и большая загвоздка. Молодые люди сегодня хотят сразу всего.

Ольга Коршун:
Мне кажется, хотят быть айтишниками, банкирами, предпринимателями.

Андрей Тимошкин:
Это не каждому дано, но даже водитель какого-то автомобиля или таксист думает, что сразу заработает на квартиру и желательно в центре Минска. Такое у них пока мышление, потому что точки приложения нет. Играя в игрушки, где все быстро или ферму кто-то строит, они разные у детей, я сам не играюсь, но сама суть: они немного оторваны. Когда мой сын пришел в первый класс, у него спросила: ты видел коров? Он говорит, что да, у бабушки. И это правда, в моей жизни такое было. Если он этого не видел, как он поймет, откуда берется хлеб? Да, он может стать хорошим врачом, но он должен посмотреть, как врач работает. Детей и в школах надо чаще водить на экскурсии. Не только на предприятия промышленности, вообще, в общем. Может, создавать какие-то центры для детей, где это будут показывать.