Реагенты на дороге: чем посыпать, чтобы угодить всем? Репортаж СТВ

03.12.2017 - 23:01

Новости Беларуси. Минусовые температуры на неделе обеспечили в Беларуси снегу чуть более продолжительную жизнь, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Он успел полежать на земле пару суток, тем самым обеспечив коммунальным и дорожным службам дополнительный объем работ. Сезон, когда на несколько месяцев начнется полномасштабная борьба со снегом, наледью и сосульками не за горами. Экологи тоже стремятся внести в ее свою лепту и предупреждают: соль убивает все живое вокруг.

Денис Полковский, маляр:
Вот к чему приводит наша соль на дорогах.

Дескать вот, смотрите – зимняя химия беспощадна. Для маляра Дениса Полковского ржавое пятно на кузове машины скорее профессиональный батл. С болгаркой в руках и еще с парой-тройкой специальных инструментов выходит на поле боя не первый год. Противник не самый слабый.

Денис Полковский:
Происходят микросколы, микротрещины лакокрасочного покрытия. Какого бы замечательного качество оно не было, все равно это будет. И если учили химию в школе, то соль с металлом дает окисление. Следовательно, дальше идет процесс ржавления.

Реагенты на дороге – тема с перчинкой для обсуждений среди многих белорусов. Этой зимой столичные дорожники запаслись более 80 тысячами тонн зимнего «коктейля» для обработки. В масштабах страны цифра почти в 5,5 раз больше.

Итак, на дорожное полотно высыпают чистую соль или ее смесь с песком, в зависимости от погоды. Когда на столбике термометра до -15 – только натрий хлор, при сильных морозах работает ассорти. Аргументы в ход пускают эксперты из народа:

Олег Лукашенко, заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства Горремавтодора Мингорисполкома:
Я не вижу активного действия противоледных материалов на свой автомобиль. По обуви то же самое, пришел с работы – обработал.

В спор вступают экологи: соль убивает все живое вокруг.

Александр Судник, заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Республики Беларусь:
Она смывается, попадает в почву, накапливается. И уже в почве при высокой концентрации растениям не хватает астматического давления корням, чтобы вытянуть воду из почвы. В результате растение усыхает, потому что не хватает этого давления, чтобы получить воду.

Зарубежный опыт, на который посматривают и сторонники, и противники реагентов, тоже различен. В Японии в некоторых городах можно встретить асфальты с подогревом. Использовать химию – дело затратное, дешевле – подогревать.

В Швеции в почете смесь из мелкого песка и горячей воды, на деле эффективна и экологична.

В США применяют хлорид магния: плюс – высокая эффективность, минус – вызывает сильную коррозию металлов.

Россия, Санкт-Петербург. Дорожники убирают снег максимально техникой. Из реагентов применяют смесь – песок-соль (в нем последней всего 5-10 %). В Москве несколько лет назад отказались от галита в пользу хлористого кальция. Расходы меньше, эффективности больше, но результат всего на пару часов.

А вот в Финляндии зимой дороги посыпают гранитной крошкой. Весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы.

Александр Судник:
У нас в городе чего только не пытались придумать, но не придумали. В прошлом году, я знаю, собирались поливать патокой сладкой. Сами понимаете – липкость, которая потом разносится, не прижилась. В других странах Европы везде сыплют кальций хлор-2, хлорид кальция. Не натрий хлор.

Сергей Леончик, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
Каждая из стран применяет наиболее эффективный и экономически целесообразный способ защиты. Нашими предприятиями и научно-исследовательскими институтами ведется анализ той работы, которая проводится в соседних странах, скандинавских и Европейского союза. И там… мы ничем не отличаемся от этих методов.

Вероника Гришкевич, студент Белорусского национального технического университета:
Я считаю, что можно найти альтернативы. Люди неглупые и могут придумать различные вещи, которые помогут решить эти проблемы. Но многие из них могут не окупаться, из-за этого могут и не применяться. Можно было бы собрать людей воедино, устроить конкурс. При этом чтобы публика была разношерстной.

Впрочем, к чему чужие идеи? Есть разработка наших ученых – доломит, обработанный уксусной кислотой. Соли здесь нет. Доцент Куприянчик приводит доводы: получен патент, проведены испытания, эффективность доказана, да и цена раз в 10 ниже американского собрата.

Анатолий Куприянчик, доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Белорусского национального технического университета:
Это кристаллы ацетата кальция и магния на поверхности. Они способны плавить лед. Этот материал, когда распределится по поверхности проезжей части, работает как химический. Он плавит лед (притом его плавящая способность близка к соли) и создает сцепление колеса с покрытием. Этот материал не коррозирует бетон, асфальт и практически не коррозирует металл.

Виктория Ходосок, СТВ:
Как бы то ни было, разрешить дилемму «чем все-таки посыпать дорогу, чтобы угодить всем» сложно. Получается, что одни берегут свой автомобиль как зеницу ока, другие против соли из-за испорченной обуви, а кто-то – за безопасность. Потому своего рода спор дорожников, экологов, водителей и пешеходов рискует оказаться вечным.

Люди в материале: Виктория Ходосок
Loading...


«Можем сутки подряд работать». Как обеспечивают безопасность на дорогах зимой в Минске



Каждую зиму город превращается в каток. Как на дорогах обеспечивают безопасность.    

Андрей Горовой, главный инженер ГП «Ремавтодор Первомайского района г. Минска»:
Только получили новое оборудование для посыпки песчано-соляной смеью и солью «ОРС-08» нашего отечественного производителя, загрузки 9 кубов, можно засыпать полрайона.  

В Первомайском районе техника выстроилась в шеренгу. Совсем скоро она отправится на снежную баталию. 58 единиц: комбинированные дорожные, трактор-щетки, снегопогрузчики, самосвалы. Ежедневно трудится около 60 человек.

Андрей Горовой:
Если минусовая температура пошла ночью, уже не ждем, когда выходят люди на работу, уже в 4-5 утра начинаем засыпку тротуаров проезжей части. Можем сутки подряд работать, посменно водителей меняют сразу поехали работать.

Денис Бобков, водитель, бригадир ГП «Ремавтодор Первомайского района г. Минска»:
Рабочий день начинается с того, что я детей в садик веду. У меня смена начинается с 8 часов: 4 дня – в ночь, 2 выходных, 4 – в день. С 07:30 должен технику подготовить к выезду, передается с ночной смены, машина осматривается, напарника меняешь.

Руку на пульсе держит дежурный мастер. Он отслеживает ситуацию на районе и каждые 2 часа выезжает на осмотр улиц. Погоду отслеживают на сайте и готовы дать отпор циклонам.

Андрей Горовой:
Вспомнится, конечно, «Хавьер», жили здесь 3 или 4 дня. Справились и справимся сейчас, если будет такой снег. Но если есть оранжевый уровень опасности, то мы усиливаем, выводим дополнительно человеческий ресурс.

Денис Бобков:
На этой машине я работаю уже около пяти лет. Вообще она называется шнекороторная машина для выброски снега, но в народе просто называют ее «танк». В этом заднем отсеке находится танковый двигатель, чтобы эти шнеки проворачивало. 2-3 года назад, когда был большой снег, то такая техника была востребована. Когда мороз градусов 15, тяжело на такой технике работать. Водителем мало быть, надо быть танкистом. 

За сутки во время гололеда уходит около 150 тонн соли и 200 тонн песчано-соляной смеси. Завозить оружие во спасение начинают завозить уже с весны из Солигорска.

Андрей Горовой:
Два состава для посыпки дорог – это противогололедный материал Хф-50, где входят песок и соль, и «Галит» марки А – это чистая соль. У нас заготовлено по плану 3,5 тысячи тонн противогололедного материала и 600 тонн соли. Ничего опасного нет, обычная соль, просто водой она смоется.

Анастасия Макеева:
Нет вероятности, что какой-нибудь камешек попадет?

Денис Бобков:
Нет, это соляно-песчаная смесь, она приготавливается специально. Она отсеивается через транспортерную ленту, идет песок первого класса, сеяный песок. Чтобы там были какие-то камни, такого нет.

Не так страшны -20, как -1 и дождь. Для настроя в кабине Андрея Светогора звучит шансон. Опасные километры идут, как по маслу. Но в ледовом баттле мало быть водителем. Нужно спрогнозировать разброс соли по тротуару, чтобы не попало на зеленую зону. 

Анастасия Макеева:
Водители относятся к вам с пониманием или бывает, что мешают вам работать?

Андрей Светогор, водитель ГП «Ремавтодор Первомайского района г. Минска»:
В основном понимают, пропускают, уступают, где нужно.

Денис Бобков:
Большая просьба ко всем водителям: не ставить машины на тротуарах, если заезд во двор, потом 300 метров нам приходится возвращаться задним ходом – это и время отнимает по посыпке.

Меж тем, на дорожников надейтесь, а сами не плошайте. Увидели пробел на дороге, срочно сообщите диспетчерам «Горремавтодора» в своем районе. Скорая помощь не заставит себя ждать.

Анастасия Макеева:
Благодарят вас жители?

Андрей Светогор:
Кто-то показывает класс. Отходят, чтобы не мешать по тротуару, когда идешь. Привозим весну.