Реагенты на дороге: чем посыпать, чтобы угодить всем? Репортаж СТВ

03.12.2017 - 23:01

Новости Беларуси. Минусовые температуры на неделе обеспечили в Беларуси снегу чуть более продолжительную жизнь, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Он успел полежать на земле пару суток, тем самым обеспечив коммунальным и дорожным службам дополнительный объем работ. Сезон, когда на несколько месяцев начнется полномасштабная борьба со снегом, наледью и сосульками не за горами. Экологи тоже стремятся внести в ее свою лепту и предупреждают: соль убивает все живое вокруг.

Денис Полковский, маляр:
Вот к чему приводит наша соль на дорогах.

Дескать вот, смотрите – зимняя химия беспощадна. Для маляра Дениса Полковского ржавое пятно на кузове машины скорее профессиональный батл. С болгаркой в руках и еще с парой-тройкой специальных инструментов выходит на поле боя не первый год. Противник не самый слабый.

Денис Полковский:
Происходят микросколы, микротрещины лакокрасочного покрытия. Какого бы замечательного качество оно не было, все равно это будет. И если учили химию в школе, то соль с металлом дает окисление. Следовательно, дальше идет процесс ржавления.

Реагенты на дороге – тема с перчинкой для обсуждений среди многих белорусов. Этой зимой столичные дорожники запаслись более 80 тысячами тонн зимнего «коктейля» для обработки. В масштабах страны цифра почти в 5,5 раз больше.

Итак, на дорожное полотно высыпают чистую соль или ее смесь с песком, в зависимости от погоды. Когда на столбике термометра до -15 – только натрий хлор, при сильных морозах работает ассорти. Аргументы в ход пускают эксперты из народа:

Олег Лукашенко, заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства Горремавтодора Мингорисполкома:
Я не вижу активного действия противоледных материалов на свой автомобиль. По обуви то же самое, пришел с работы – обработал.

В спор вступают экологи: соль убивает все живое вокруг.

Александр Судник, заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Республики Беларусь:
Она смывается, попадает в почву, накапливается. И уже в почве при высокой концентрации растениям не хватает астматического давления корням, чтобы вытянуть воду из почвы. В результате растение усыхает, потому что не хватает этого давления, чтобы получить воду.

Зарубежный опыт, на который посматривают и сторонники, и противники реагентов, тоже различен. В Японии в некоторых городах можно встретить асфальты с подогревом. Использовать химию – дело затратное, дешевле – подогревать.

В Швеции в почете смесь из мелкого песка и горячей воды, на деле эффективна и экологична.

В США применяют хлорид магния: плюс – высокая эффективность, минус – вызывает сильную коррозию металлов.

Россия, Санкт-Петербург. Дорожники убирают снег максимально техникой. Из реагентов применяют смесь – песок-соль (в нем последней всего 5-10 %). В Москве несколько лет назад отказались от галита в пользу хлористого кальция. Расходы меньше, эффективности больше, но результат всего на пару часов.

А вот в Финляндии зимой дороги посыпают гранитной крошкой. Весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы.

Александр Судник:
У нас в городе чего только не пытались придумать, но не придумали. В прошлом году, я знаю, собирались поливать патокой сладкой. Сами понимаете – липкость, которая потом разносится, не прижилась. В других странах Европы везде сыплют кальций хлор-2, хлорид кальция. Не натрий хлор.

Сергей Леончик, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
Каждая из стран применяет наиболее эффективный и экономически целесообразный способ защиты. Нашими предприятиями и научно-исследовательскими институтами ведется анализ той работы, которая проводится в соседних странах, скандинавских и Европейского союза. И там… мы ничем не отличаемся от этих методов.

Вероника Гришкевич, студент Белорусского национального технического университета:
Я считаю, что можно найти альтернативы. Люди неглупые и могут придумать различные вещи, которые помогут решить эти проблемы. Но многие из них могут не окупаться, из-за этого могут и не применяться. Можно было бы собрать людей воедино, устроить конкурс. При этом чтобы публика была разношерстной.

Впрочем, к чему чужие идеи? Есть разработка наших ученых – доломит, обработанный уксусной кислотой. Соли здесь нет. Доцент Куприянчик приводит доводы: получен патент, проведены испытания, эффективность доказана, да и цена раз в 10 ниже американского собрата.

Анатолий Куприянчик, доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Белорусского национального технического университета:
Это кристаллы ацетата кальция и магния на поверхности. Они способны плавить лед. Этот материал, когда распределится по поверхности проезжей части, работает как химический. Он плавит лед (притом его плавящая способность близка к соли) и создает сцепление колеса с покрытием. Этот материал не коррозирует бетон, асфальт и практически не коррозирует металл.

Виктория Ходосок, СТВ:
Как бы то ни было, разрешить дилемму «чем все-таки посыпать дорогу, чтобы угодить всем» сложно. Получается, что одни берегут свой автомобиль как зеницу ока, другие против соли из-за испорченной обуви, а кто-то – за безопасность. Потому своего рода спор дорожников, экологов, водителей и пешеходов рискует оказаться вечным.

Люди в материале: Виктория Ходосок
Loading...


500 рабочих и 5 тысяч литров раствора. Как дезинфицируют дороги в Минске



Анастасия Макеева, корреспондент:
Каждую ночь дорожный десант отправляется на дезинфекцию магистралей. Чтобы обнулить инфекции и обезопасить каждого.

«Антимикробный душ» столица принимает уже месяц. Под прицелом дороги, тротуары, остановки, скамейки, поручни. Как только город засыпает, на центральных улицах начинается «мокрая охота».

Виталий Державский, водитель 1-й колонны ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома»:
Приходим на работу пораньше, чтобы проверить машину, чтобы не подводила.

Анастасия Макеева:
Чтобы настроение было, музыку включаете?

Виталий Державский:
Конечно, потому что ночью постоянно один в машине. Все моем-моем.

Юрий Синевич, водитель 1-й колонны ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома»:
Сложнее видимость, но у нас все водители со стажем, опытные. У меня свой стандартный рецепт: я пью крепкий кофе молотый, мне помогает.

Около 500 рабочих раз в сутки заступают на борьбу с пандемией. 10 литров дезраствора хватает на 6 км. Всего же за ночной рейд уходит порядка 5 тысяч! «Пенные реки» испаряются за 15 минут и наутро не оставляют шанса вирусу, не вызывают аллергию и не создают дискомфорт горожанам.

Николай Высоцкий, старший мастер управления «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома»:
Средство, которое мы применяем, содержит поверхностные активные вещества, обладает дезинфицирующими свойствами. Оно согласовано с санэпидемстанцией. За сутки обрабатывается порядка 1.893-х остановочных навесов, 2.224-х лавочек, порядка 5720 поручней и перил, лестниц, подземных пешеходных переходов.

Анастасия Макеева:
Какие есть тонкости, чтобы максимально эффективно прошла чистка?

Виталий Державский:
Включаем оборудование и опускаем рамку не выше 20 см от асфальта, чтобы она хорошо убивала грязь.

Анастасия Макеева:
Сколько за ночь проходите километров?

Виталий Державский:
Бывает 120, 150, 170, 200 – по-разному, смотря у кого какие маршруты.

Генеральная уборка города – полдела. Начинать нужно с себя, уверена дорожная дружина.

Николай Высоцкий:
Почаще мыть руки, также лицо, носовую полость.

Юрий Синевич:
В общественных местах надеваю маску, когда иду, допустим, в магазин, метро. Стараюсь держать дистанцию.

Анастасия Макеева:
Чувствуете ли вы свой вклад в борьбу с вирусами?

Юрий Синевич:
Конечно, чувствуется. Благодаря тому, что мы дезинфицируем, вероятность заражения у людей намного меньше.

Виталий Державский:
Мы приходим всегда чистенькие после такой дезинфекции домой, всегда безопасны.

А вместе с ними под защитой вся столица.